Сырьевой экспорт поддержал порты - Энергетика и промышленность России - № 06 (290) март 2016 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/290/8553344.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (290) март 2016 года

Сырьевой экспорт поддержал порты

Фото Владимир Саяпин ТАСС

Стивидорные компании российского Дальнего Востока, озвучившие в последние годы массу амбициозных планов по расширению мощностей, остаются на плаву благодаря наращиванию экспорта нефти и угля, леса и кокса.

Как сообщают эксперты Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ), именно порты с высокой долей перевалки на экспорт сырьевых грузов смогли увеличить грузооборот в 2015 году, в то время как в остальных наблюдалось сокращение. Рост грузооборота дальневосточных портов, достигнутый в 2015 году, составил 5,2 процента – существенно ниже, чем двенадцатипроцентный рост 2014 года. В минусе оказались контейнерные перевозки, что связано с ослаблением рубля и снижением покупательной способности населения. Несмотря на жесткий шторм, в который попала отрасль, компании не спешат сообщать об отказе от заявленных ранее проектов, заботятся о диверсификации клиентской базы и расширении географии экспорта.

«Суходол» не сворачивают

«Сообщения об остановке проекта по строительству угольного терминала в бухте Суходол, распространенные информационными агентствами, преждевременны и связаны с ошибочной интерпретацией высказываний президента компании Михаила Федяева, – сообщила холдинговая компания «Сибирский деловой союз» (СДС) в начале февраля. – Реализация столь сложного проекта – очень долгий и сложный процесс, связанный с огромным количеством согласований и разрешений». Компания опровергает негативные прогнозы, напоминая о времени, необходимом для проработки и заключения инвестиционного соглашения, для получения уточненной информации от потенциальных поставщиков оборудования и иных предварительных мероприятий. Тем не менее, как говорится, нет дыма без огня: основания для тревожных ожиданий, связанных с перспективами «Суходола», связаны как с совершившимся в сентябре минувшего года выходом из проекта Volga Group Геннадия Тимченко (причины – снижение рентабельности экспорта угля и рост стоимости проекта), так и с критикой со стороны экологов, высказывавших сомнения в безвредности угольного терминала.

А пока входящая в состав СДС холдинговая компания «СДС-Уголь» сообщает о выходе на экспортные рынки через мощности торгового порта «Посьет» (дочернее предприятие ООО «Мечел-Транс», входит в транспортный дивизион группы «Мечел»). Как поясняет директор порта «Посьет» Валерий Балакин, решение о начале перевалки экспортной продукции сторонних компаний связано с желанием диверсифицировать клиентскую базу и расширить географию экспорта в условиях сокращения закупок угля со стороны основного потребителя – КНР. Согласно обнародованным в декабре минувшего года планам, компания готова увеличить долю сторонних компаний в структуре грузооборота порта до 20 процентов. Первой пробой стали несколько партий продукции «СДС-Угля», отправленных в адрес потребителей в Южной Корее.


«Сумма» складывается с Эмиратами

Еще один сложный проект – «Большой порт Зарубино» группы «Сумма», сообщившей в конце 2015 года о риске его «зависания» и о необходимости государственных инвестиций. «Переговоры с потенциальным партнером – международной компанией Dubai Worlds Ports – идут у них не так быстро, как хотелось бы, потому что без поддержки федерального бюджета, честно говоря, не обойтись», – прокомментировал позицию «Суммы» заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.

Судя по последним сообщениям с «восточного фронта», дело сдвинулось с мертвой точки – DP World приняла судьбоносное решение о вхождении в стивидорный бизнес России. Согласно информации, обнародованной по итогам состоявшегося в конце января Давосского форума, создающееся в течение ближайших нескольких месяцев совместное предприятие DP World Russia может сконцентрироваться на нескольких проектах, включая «Большой порт «Зарубино», участие в строительстве новых терминальных мощностей в порту Тамань и приобретение 49 процентов контейнерного терминала группы «Дело» в Новороссийске. Кроме того, DP World может войти в проект строительства еще одного объекта «Суммы» – угольного терминала «Север» в порту «Восточный», ввод которого запланирован на 2018 год.

Ванино притягивает инвесторов

Сразу два «угольных» проекта – «государственный» и «частный» – анонсированы в порту Ванино. Первый из них – терминал мощностью 15 миллионов тонн угля в год, который строится в районе мыса Бурный на основе государственно-частного партнерства между ФГУП «Росморпорт» и ООО «Дальневосточный Ванинский порт» (контролируется ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» Руслана Байсарова) и уже получил положительное заключение Главгосэкспертизы России. Сырьевой базой для терминала станет уголь Элегестского месторождения в Туве, лицензия на которое принадлежит ТЭПК.

В настоящее время освоение Элегеста задерживается из‑за проблем со строительством инфраструктуры, соединяющей его с Транссибом. Впрочем, по мнению экспертов, новый терминал не будет испытывать проблем с загрузкой даже в случае дальнейшей «пробуксовки» Элегеста – в крайнем случае он может использовать уголь других компаний.

«Соперник» порта с оптимистическими перспективами загрузки – терминал по перевалке угля и железнодорожного концентрата мощностью 10‑12 миллионов тонн в год, строительство которого ведет ООО «Сахатранс» (подконтролен структурам Геннадия Тимченко). Строительство порта, который будет переваливать уголь Колмарского месторождения, движется непросто: весной минувшего года на Красноярском экономическом форуме компания жаловалась на трудности, связанные с санкциями против Геннадия Тимченко, падением курса рубля, дороговизной кредитов. Лето 2015 года было отмечено дискуссией между руководством Минвостокразвития и «Сахатранса», связанной со сроками проработки инвестиционного соглашения и соглашения о предоставлении госсубсидии: глава ведомства Александр Галушка напоминал о рисках, связанных со срывом сроков строительства инфраструктуры, генеральный директор «Сахатранса» Юрий Тямушкин – о рисках для инвесторов, связанных с секвестированием выделенных денег и отказом от реализации постановлений в случае форс-мажоров федерального бюджета. Срыва сроков не произошло: уже в первый день форума было подписано инвестиционное соглашение о строительстве транспортно-перегрузочного комплекса в бухте Мучке, который позволит создать более четырехсот рабочих мест.


Стратегию подготовят к лету

Точки над «i» будут поставлены в откорректированном варианте Стратегии развития портовой инфраструктуры до 2030 года, который должен быть утвержден к осени 2016‑го. Согласно информации, обнародованной в ходе III Международного форума дноуглубительных компаний в конце февраля, основными проектами развития портовой инфраструктуры в Дальневосточном бассейне станут строительство третьей очереди угольного терминала в порту Восточный («Восточный порт»), проект «Дальтрансуголь» в порту Ванино мощностью до 24 миллионов тонн в год, строительство угольного терминала «Сахатранса» и создание угольного терминала УПК «Север».

В 2016 году «Росморпорт» приступит к реконструкции паромных терминалов в портах Ванино и Холмск. На Сахалине основными точками развития станут угольный терминал в Шахтерске и пассажирский терминал в порту Корсаков, на Камчатке – строительство контейнерного и пассажирского терминала на мысе Сигнальный, которое будет осуществляться в рамках территории опережающего развития (ТОР).

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (290) март 2016 года: