16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/11/147.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 02 (11) апрель 2014 года

Почему не работает закон об энергосбережении

Главное Сергей УСТЬЯНЦЕВ, главный инженер проекта ЗАО «СПб Институт теплоэнергетики»
Почему не работает закон об энергосбережении

Федеральный закон № 261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности…» предписывает как основное энергосберегающее и энергоэффективное мероприятие обязательную установку теплосчетчиков у населения, которое проводится в массовом порядке уже четыре года.

Теплосчетчики – это весы, по которым должны производиться торговые операции «купли-продажи» на рынке тепла. Покупатель тепла будет платить ровно столько, сколько потребил, а продавцы будут конкурировать между собой и снижать цену. Наступают классические рыночные отношения и, соответственно, автоматически устанавливается справедливая цена на тепло, устраивающая и продавцов, и покупателей.

Но ведь главная цель закона отражена в названии: это снижение затрат энергоресурсов в сферах производства и потреблении энергии. Достигается ли поставленная цель установкой приборов учета?

Рынка тепла в России не существует, дом потребителя привязан тепловыми сетями к одному-единственному источнику тепла. Никакого выбора, никакой конкуренции, стимулирующей продавца к снижению цен на тепло.

При установке теплосчетчиков экономии топлива на источниках не происходит.

Закон не учитывает принципиальную разницу между электросчетчиком и теплосчетчиком. При пользовании электросчетчиком потребитель легко может изменить электропотребление – включить или выключить электроприбор, а при пользовании теплосчетчиком изменить теплопотребление нет технической возможности. Продавец дает тепла столько, сколько ему экономически выгодно – обычно в холодное время меньше, чем следует, а в теплое время больше.

В настоящее время при установке теплосчетчиков ничего не изменилось – тепло производится и потребляется в прежних количествах. На источниках тепла сжигается прежнее количество топлива, никакой экономии топлива не произошло. Сначала население как будто бы выигрывало – первые потребители, которые установили теплосчетчики, стали платить меньше. Хотя многие жилкомсервисы по‑прежнему брали с жителей по нормам, а разницу засчитывали в свой карман как экономию.

Затем, при массовой установке теплосчетчиков, доходы у продавца тепла стали уменьшаться, но расходы, естественно, остались прежними. Вот тогда для восстановления прежнего финансового баланса у продавца пришлось увеличить тарифы. Если этого не сделать, то продавец не сможет закупать топливо, электроэнергию, воду, эксплуатировать источники и перестанет функционировать, а население просто останется без тепла.

Работает железный закон монополии: насколько снизились доходы монополиста от продажи тепла населению, ровно настолько нужно поднять тариф. Поставщик-монополист оказался в очень удобном положении. Ему гораздо легче нанять штат грамотных экономистов и юристов, которые смогут оправдать его затраты перед государственным комитетом по тарифам, чем идти трудным путем снижения своих расходов – снижать потери в тепловых сетях, проводить реструктуризацию источников, экономить топливо. Население, наоборот, поставлено в подчиненное положение, и приборы учета тепла здесь не помогут. Даже если население будет экономить тепло, сидеть в шубах и мыться холодной водой, монополист все равно сохранит свои доходы на прежнем уровне.

В результате реформы население стало платить больше. Плюс дополнительные затраты на установку и эксплуатацию теплосчетчиков. Кроме этих затрат, теплоучетом стал заниматься огромный штат людей – технарей, учетчиков, бухгалтеров, экономистов, юристов с обеих сторон – и у продавца, и у покупателя. Появился настоящий рынок разнообразных типов приборов учета, монтажных и наладочных организаций, где предложение явно превышает спрос.

Вторая причина неудачи в том, что в домах нет кранов с ручной или автоматической регулировкой расхода воды.

Существующие тепловые сети были запроектированы для качественного регулирования теплопотребления, которое осуществляется на источнике изменением температуры подающей воды в зависимости от температуры наружного воздуха, при постоянном расчетном расходе воды в теплосети. А регулирование расхода воды в домах приведет к нарушению расчетных расходов воды, то есть будет нарушен сам принцип качественного регулирования.

В западных странах тепловые сети проектируются и строятся сразу с расчетом на количественное регулирование. В каждом доме устанавливается автоматика и теплообменник, исключающий влияние автоматики в домах друг на друга.

У нас тепловые сети гораздо более протяженные. Поэтому в советское время за основу был принят принцип качественного регулирования теплоснабжения.

Этот принцип – наиболее дешевый: в отличие от количественного регулирования, он не требует теплообменников и автоматики в каждом доме и, при правильном проектировании и регулировке тепловых сетей, создает вполне комфортную температуру воздуха у всех жителей. Регулирование производится во всех домах одновременно одним регулятором на источнике, и, естественно, учет в каждом доме не нужен. Услуга теплоснабжения – коллективная, значит, и оплата должна быть коллективная, по площади жилых помещений.

При распределении оплаты домового теплосчетчика остается прежний советский принцип взимания платы с каждой квартиры соответственно ее площади. Но каждый хозяин квартиры волен устанавливать отопительных батарей столько, сколько хочет. Поэтому логичны призывы «дальше углубить» теплоучет и, кроме домовых теплосчетчиков, установить еще и счетчики отопления в каждой квартире. Квартирных теплосчетчиков потребуется больше домовых в сотни раз, и, кроме того, потребуется грандиозная переделка в каждой квартире вертикальной разводки отопления на горизонтальную. Это потребует еще больших затрат, но цель все равно не будет достигнута. Всем ли известно, что в отключенном по отоплению помещении температура воздуха остается 14‑16 градусов за счет теплых стен от соседей? Как же в таком случае измерить тепло, полученное одной квартирой? Данный пример доказывает, что поквартирный учет тепла в принципе невозможен и лишний раз подтверждает, что отопление – это коллективная услуга, которую и следует оплачивать коллективно, то есть по площади жилых помещений.

Третья причина неудачи в том, что погрешность установленных теплосчетчиков намного превышает 4 процента, требуемых по нормам. Это прекрасно известно всем специалистам, занимающимся теплоучетом. Существующая государственная структура метрологии не отвечает за достоверные показания приборов учета в рабочих условиях, единство измерений существует только по документам и в парадных лабораторных условиях метрологических центров. Там проводятся государственные испытания и поверки приборов, выдаются свидетельства об их исправности сроком на один год, а вот что приборы показывают после установки на рабочих местах, это государства не касается. Предполагалось, что после установки теплосчетчиков расчеты за тепло будут идеальными, как по чеку в кассовом аппарате. На деле же постоянно происходят споры между продавцами и покупателями, поскольку как старые, так и вновь вводимые Правила учета тепла далеки от жизни и не дают однозначных и строгих указаний. Главным остается договор между продавцом и покупателем и в спорных случаях, естественно, прав тот, у кого больше прав. Население платит по усредненному тарифу из «общего котла» всех поставщиков тепловой энергии, поэтому не знает разницы от способа производства тепла. Если бы население района, получающего тепло от котельной, платило в два раза больше, чем соседний район, получающий тепло от ТЭЦ, то население быстро бы заставило чиновников закрыть котельные и взять дешевое тепло от ТЭЦ, которое сейчас преступно выбрасывается через градирни в атмосферу. Но закон не коснулся сферы производства энергии, а именно здесь можно в наибольшей степени повысить энергоэффективность. В первую очередь – это комбинированная выработка тепловой и электрической энергии, которая дает минимум 30 процентов экономии топлива.

Мероприятия, которые сейчас проводятся, зачастую – просто соблюдение существующих норм. Например, если котлы и тепловые сети текут, то специальный закон не нужен. Призыв к «экономии энергоресурсов» технически некорректен. Население не должно мерзнуть, сидеть в темноте для того, чтобы экономить энергоресурсы. Нужно соблюдение установленных норм и, по мере появления новых технологий, замещение их на новые. Мероприятия по утеплению фасадов зданий никогда не окупятся, если сравнить затраты с фактической экономией тепла, которое происходит только в сильные морозы, всего лишь несколько недель в году.

Установка приборов учета проводится за счет населения в судебном порядке. Государство железной рукой ведет народ (во имя его же интересов) к экономии энергоресурсов. Но, как показано выше, цель не достигается.

Другая инициатива – борьба с лампами накаливания. Государству логичнее было бы в судебном порядке заставить население приобретать энерго­сберегающие лампы. Это сразу привело бы к экономии топлива на электростанциях. Население хоть и не будет платить меньше за электроэнергию, но хотя бы сдержится рост тарифа. Однако драконовские меры в демократическом государстве неприемлемы. Лучше бы просто снизить розничную цену на энергосберегающие лампы, чтобы их покупало население, а разницу стоимости компенсировать производителям ламп из бюджета. Такое мероприятие было бы энергосберегающим и, при постоянно растущих ценах на топливо, окупилось бы через несколько лет.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 02 (11) апрель 2014 года:

  • Экс-директор ЖЭУ заплатит по долгам
    Экс-директор ЖЭУ заплатит по долгам

    Октябрьский суд Мурманска удовлетворил требования Мурманской ТЭЦ о взыскании ущерба с бывшего директора управляющей компании «Октябрьское ЖЭУ» Григория Димова.

  • Почему не работает закон об энергосбережении
    Почему не работает закон об энергосбережении

    Федеральный закон № 261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности…» предписывает как основное энергосберегающее и энергоэффективное мероприятие обязательную установку теплосчетчиков у населения, которое проводится в массовом порядке уже четыре года.

  • Белые пятна законодательства о теплоснабжении
    Белые пятна законодательства о теплоснабжении

    В пояснительной записке Минэнерго РФ к нормативному акту «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и иные Федеральные законы по вопросам совершенствования систем отношения в сфере теплоснабжения» указывается, что «накопительный износ основных производственных фондов приводит к росту аварий, дополнительным потерям тепла и снижению качества теплоснабжения».

  • Газодинамическая поршневая машина для паровых котельных – мини-ТЭЦ
    Газодинамическая поршневая машина для паровых котельных – мини-ТЭЦ

    Отсутствие в поршневой расширительной машине распределительных валов, клапанных или золотниковых механизмов газораспределения принципиально позволяет сделать высоконадежный приводной двигатель.

  • Долги Кузбасса заморозили газификацию
    Долги Кузбасса заморозили газификацию

    ООО «Газпром межрегионгаз Кемерово» приостанавливает газификацию главного угольного региона РФ. Причина жесткого решения – рост долгов, достигших по состоянию на 1 марта 2014 года 1,675 миллиарда рублей, что в десять раз больше показателя аналогичного периода 2013 года.

    << | < 1
  • 1
  • 2
  • >>