16+
Регистрация
РУС ENG

Назад

«Минэнерго на пути к продвинутым методам анализа эффективности» –

26.09.2018 04:05:26 Беседовала Елена МИШИНА
«Минэнерго на пути к продвинутым методам анализа эффективности» –

– Чем методология нового рейтинга отличается от прошлогодней?

– В целом рейтинг этого года более точно характеризует энергоэффективность компаний с точки зрения выполнения задач, поставленных в госпрограмме по энергоэффективности. Минэнерго продолжает совершенствовать методологию анализа, например, в новом рейтинге уточнены весовые коэффициенты для компаний, которые не осуществляют передачу электрической энергии по линиям электропередачи высокого напряжения, что сделало оценки более объективными. Увеличено число компаний-участниц, тоже очень хороший показатель – позволяет получать более корректные и устойчивые оценки.

– В идеале все сетевики должны стать участниками сравнительного анализа?

– Да, конечно, это полезно и регулятору, и компаниям. Регулятор, опираясь на расширенные данные, сможет делать более корректные выводы об уровне их энергоэффективности и обоснованности нормативов, уточнять требования к компаниям и определять дальнейшие пути повышения уровня показателей.

Вместе с тем, у Минэнерго появится необходимость найти ответы на ряд методологических вызовов, например, как отделить индивидуальные особенности компании, объективно мешающие ей лучше работать, от ошибок, просчетов и нерадивости высшего менеджмента.

– Привлечение к рейтингу компаний без госучастия – исключение или норма?

– Я убежден, что в рейтинге должны участвовать все компании, независимо от формы собственности.
Рейтинг базируется на данных, которые представляет компания в ответ на специальный опросник Минэнерго. Это лучше, чем использование цифр из стандартных отчетов, или это лишняя бумажная волокита для сотрудников компании?

С одной стороны, ответы на вопросы анкеты Мин­энерго вполне можно считать стандартизированным отчетом сетевой компании перед регулятором. С другой, конечно, введение любой новой отчетности – дополнительная нагрузка на компанию, и «хороший» регулятор старается свести ее к минимуму.

Но в данном случае главное для регулятора при анализе работы субъектов естественных монополий, к которым относятся электросетевые компании, учесть так называемую информационную асимметрию. Проще говоря, учесть, что менеджмент регулируемой компании обладает полной информацией о потенциале повышения энергоэффективности своей компании, в отличие от регулятора, которому приходится устанавливать требования к естественным монополиям и оценивать результаты исполнения этих требований.

Я думаю, что после завершения первоначального этапа формирования методологии Минэнерго России постарается довести объем запрашиваемой информации до необходимого и достаточного уровня, постарается исключить критерии с дублирующей информацией.

– Насколько велика вероятность предоставления компаниями сильно искаженной информации?

– Конечно, такая вероятность существует. Но, как правило, время все расставляет на свои места. Компании не могут долго искажать свои показатели – тайное через некоторое время обязательно станет явным. Проект Минэнерго носит долгосрочный характер, и не в интересах компаний предоставлять значительно искаженные данные.

С проблемами получения точной и полной информации сталкиваются не только специалисты Минэнерго, работающие с данными рейтинга сетевых компаний, но и многие другие государственные органы власти, которые принимают решения на основе информации, предоставленной компаниями. Обычно как в России, так и за рубежом регуляторы стараются предусматривать механизмы, которые делают невыгодным отказ от предоставления данных и сообщение искаженной, неполной информации. В данном конкретном случае компаниям-нарушителям, например, могут быть приписаны самые низкие оценки с отзывом результатов предыдущих рейтингов. Могут быть предусмотрены и другие санкции.

– В каком направлении Минэнерго следует развивать систему стимулов, рейтингов, анализа, чтобы энергоемкость компаний отрасли соответствовала цифрам перспективного плана, рассчитанного до 2035 года, и мировому уровню?

– На мой взгляд, во‑первых, Минэнерго нужно как можно быстрее привлечь к участию в рейтинге максимально возможное число электросетевых компаний. Это позволит закончить формирование методологии рейтинга. Большие изменения состава участников рейтинга ставят вопрос о пересмотре подходов к кластеризации, сопоставимости результатов среди различных кластеров, об изменениях весов отдельных критериев и сути отдельных критериев рейтинга.

Во-вторых, я надеюсь, что на определенном этапе Минэнерго сможет перейти к продвинутым методам анализа эффективности (DEA, SFA), которые используются некоторыми зарубежными регуляторами.

Кстати, в этом году наш Институт своими силами начал небольшой проект по международному бенчмаркингу эффективности электросетевых компаний. В рамках этой работы, в частности, планируется сравнить энергоэффективность ряда российских и зарубежных компаний, а также проанализировать подходы зарубежных регуляторов к определению энергоэффективности электрических сетей. Будем надеяться, что результаты этого анализа будут интересны как российским электросетевым компаниям, так и Минэнерго России.