16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Развитие энергорынка снова зависит от правительства – Лариса Ширяева

05.09.2005 RBCdaily

Интервью начальника Департамента рынка Центра управления реформой РАО «ЕЭС России»

1 октября должен начать работу наиболее сложный элемент российского оптового рынка электроэнергии – балансирующий рынок, торговля на котором будет осуществляться в режиме, близком к реальному времени. В результате участники рынка получат экономические ориентиры и стимулы для более детального планирования своего энергопотребления, а все энергетика сделает очередной шаг к повышению своей надежности и эффективности. О том, как будет работать балансирующий рынок, RBC daily рассказала начальник Департамента рынка Центра управления реформой РАО «ЕЭС России» Лариса Ширяева.

– Этой осенью в России должен начать работу балансирующий рынок электроэнергии. Зачем это делается?

– Балансирующий рынок электроэнергии запускается, чтобы изменить сектор отклонений. Сейчас отклонения фактических объемов производства (потребления) от плановых оплачиваются по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам с учетом повышающих/понижающих коэффициентов. Если в конкретный момент времени изменился объем потребления или системные условия, системный оператор (СО) определяет, кому из поставщиков рынка изменить выработку электроэнергии. Сейчас системный оператор делает это в соответствии не с рыночной ситуацией, а с существующими тарифами. В результате далеко не всегда электроэнергию вырабатывают поставщики с низкой себестоимостью производства. Внедряя балансирующий рынок, мы приближаем сектор отклонений к рыночной ситуации и даем правильные ценовые сигналы не только участникам, но и системному оператору. Мы предлагаем изменить правила сектора отклонений за счет введения конкуренции, так что участники – поставщики и потребители с управляемой нагрузкой – смогут подавать ценовые заявки, в соответствии с которыми системный оператор будет осуществлять управление режимами в реальном времени. Зачем это надо? Чтобы повысить экономическую эффективность отрасли. Во-первых, при формировании ценовых сигналов в секторе отклонений будут учитываться реальные стоимостные характеристики производства электроэнергии, а во-вторых, участник получит ценовой сигнал заранее и сможет определить, сколько ему будет стоить изменение производства (потребления). Кроме того, сейчас в секторе отклонений действуют штрафные санкции за превышение/снижение заявленного ранее объема поставки/потребления электроэнергии по собственной инициативе. Для поставщиков они не всегда адекватны фактическим затратам, например, штраф, который станция платит рынку за потерю оборудования, не должен быть одинаково суров в пиковый час и в час провала. Потребителей же эти штрафы мало стимулируют, особенно с точки зрения учета очень разной стоимости электроэнергии в пиковые и ночные часы работы энергосистемы. При вводе балансирующего рынка будут реализованы механизмы экономического стимулирования участников ориентироваться на реальную стоимость отклонений.

– Получается, что потребитель на балансирующем рынке сможет безболезненно отклоняться от заявки? Штрафы будут отменены?

– Для потребителя и сейчас штрафы не очень большие, особенно если отклонение укладывается в 10% планируемого потребления. Гораздо более жесткая ситуация сейчас сложилась для поставщиков. Если поставщик отклонился от планового объема, то он штрафуется очень жестко. Хотя очень часто абсолютно необоснованно, если есть соседняя станция, готовая возместить нехватку электроэнергии по достаточно низкой цене. Сегодня станция в любом случае платит штраф, на балансирующем рынке станции-поставщику будет предоставлена возможность выручить соседа.

– Вы можете описать сам механизм работы балансирующего рынка?

– Сейчас системный оператор прогнозирует объем потребления электроэнергии участниками оптового рынка в режиме «за сутки до реального времени». Но вполне возможно, что по факту потребителю необходим больший объем энергии, чем он спрогнозировал и на какой подал заявку. Если больше потребить решил не только он, но и другие участники, то есть в целом потребление системы выше, чем прогнозировалось, то приходится загружать более дорогие генерирующие мощности, поскольку все дешевые генераторы уже отобраны в режиме «за сутки до реального времени». Соответственно, дополнительная энергия будет стоить дороже, но ровно настолько, насколько загружены более дорогие генераторы – по их ценовым заявкам. Системный оператор рассмотрит заявки поставщиков, готовых предоставить энергию, и выберет из них самые дешевые. В другом случае, если кто-то из покупателей оптового рынка увеличивает потребление, а кто-то снижает, и загрузка всей системы в целом уменьшается, увеличение потребления будет стоить не дороже, чем плановое потребление. Все основано на рыночной экономике. Если покупатель за сутки заявил значительный объем, а фактически будет потреблять меньше, ему предоставляется возможность продать излишки на балансирующем рынке, но цена уже станет зависеть от ситуации в данный момент. Еще вариант: если покупатель потребил меньше, но и вся система в это же время снизила нагрузку, то, конечно, за продажу своих излишков он получит мало, потому что этот объем, наверное, и другим будет не очень нужен.

– Дает ли балансирующий рынок своим участникам возможность для спекуляций излишками потребления или выработки?

– В системе заложены ценовые сигналы, которые не дадут потребителям стимул заявлять некорректное потребление за сутки до реального времени и играть на ценах балансирующего рынка. Мы сразу говорим, что отклонение от плановых объемов по собственной инициативе для участника не может быть выгоднее, чем участие в рынке «за сутки до реального времени». Участник не сможет купить электроэнергию в этом режиме и потом перепродать на балансирующем рынке по более высокой цене.

– За счет чего это достигается?

– За счет того, что на балансирующем рынке будет изначально заложена ценовая отсечка: для потребителя, увеличивающего потребление по собственной инициативе, цена балансирующего рынка всегда будет не ниже цены сектора свободной торговли. Но если случилось так, что цены на балансирующем рынке вдруг оказались очень низкими, покупатель все равно не может купить ниже стоимости, сформировавшейся в секторе свободной торговли. Правда, как мы уже говорили, и наказывать за отклонение в этом случае его никто не станет.

– Как практически будет организован балансирующий рынок? Если я как потребитель намерен выйти за пределы заявленного объема, то мне необходимо сообщить об этом системному оператору?

– Нет, этот рынок работает постфактум, то есть потребители участвуют в нем, потребляя или не потребляя электроэнергию в определенный момент времени, специально никому ничего не сообщая. Уже после фактическое потребление сравнивается с тем, что было заявлено, и участнику оптового рынка, например, говорится: «Ты потребил сверх заявки – доплати. Это было не нужно системе, она загрузила более дорогие мощности, ты должен заплатить повышенную цену».

– Каков потенциальный объем балансирующего рынка по сравнению с нынешним сектором отклонений?

– Во-первых, объем сектора отклонений снижается постоянно. Растет качество планирования, соответственно все меньше отклонений от планового графика. Когда сектор отклонений только внедрили, размер колебаний был достаточно высоким, но за первые два-три месяца он значительно снизился, участники стали лучше планировать. Сейчас отклонения составляют где-то 2-3% от общего объема потребления в ценовых зонах. Но в перспективе мы надеемся, что на балансирующем рынке они начнут снижаться. Чем лучше будут правила, чем более точно они станут отражать экономику, тем больше стимулов мы создадим для лучшего планирования энергопотребления.

– Модель балансирующего рынка уже где-то опробована?

– Мы уже опробовали ее в процессе имитационных торгов на балансирующем рынке, которые ведутся с конца июля. В масштабах всего оптового рынка будет введена практически та же модель, что и в секторе свободной торговли, только с гораздо большим числом технических параметров и системных условий. Что касается технологии, то предлагаемая модель балансирующего рынка гораздо более «продвинута», чем в секторе свободной торговли. Она учитывает мельчайшие изменения объемов потребления, системных условий, потому что очень близка к режиму on-line. На рынке «за сутки до реального времени» станции-поставщики получают информацию о том, какие объемы электроэнергии запланированы в торговом графике к 18 часам вечера каждого дня, а реально исполнять этот график надо с 0 часов следующих суток. На балансирующем рынке станция может получить обновленный график за несколько минут до реального времени и тут же ей необходимо начать его исполнять. Здесь все гораздо более оперативно и потому жестче.

– Не скажется ли эта «навороченность» и сложность на надежности энергосистемы?

– Нет! Во-первых, качество внедряемого системным оператором программного обеспечения и уровень точности расчетов не вызывают сомнений, в том числе и с учетом проходящих имитационных торгов. Конечно, на балансирующем рынке будет расширен обмен информацией в электронном виде, но и голосовые команды диспетчеров останутся в силе. Диспетчер будет обязан подтвердить получение станцией команды и ее исполнение, если используются электронные каналы связи. В случае же внепланового изменения системных условий диспетчер при необходимости сможет отдать станции голосовую команду, как и сегодня. В этом смысле круг «подручных» средств у диспетчера расширяется, а не сужается, что, конечно, является положительным фактором для надежности энергосистемы.

– Когда балансирующий рынок начнет работать? Реально ли запустить его к 1 октября?

– По срокам введения мы полностью зависим от принятия соответствующего постановления правительства. Мы готовы, инфраструктура готова, участники готовы. Наблюдательный совет НП «АТС», в состав которого входят представители потребителей, производителей и государства, утвердил основные принципы балансирующего рынка, которые положены в основу проекта постановления. Регламенты оптового рынка также готовы и приняты для целей проведения имитационных торгов. Проект постановления уже согласован практически со всеми профильными министерствами и ведомствами (кроме Федеральной службы по тарифам). Он должен еще пройти согласование в Минюсте, а затем будет направлен в правительство. И сколько это времени займет, никто не знает.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку