16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/93/6889.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (93-94) январь 2008 года

Старый ДВС отопит поселок

Новые технологии Евгений РОГОВ

С отслужившими автомобилями церемониться нынче не принято. Их отправляют на свалку, а если машине повезет – на переплавку. Что касается кузова – может быть, лучшей участи он уже и недостоин. А вот двигатель может еще послужить – считает наш постоянный автор, изобретатель Николай Егин.

Проблема энергообеспечения отдаленных районов знакома многим. В сельской местности, где напряжение в сети, если оно вообще есть, редко поднимается чуть выше 150 В, быстро ломается бытовая техника.

Выход, конечно, есть – мобильные генераторы, работающие на бензине или солярке. Только это обходится дорого – и сам агрегат, и особенно топливо.

Когда‑то ДВС стремительно обогнал паровую машину по нескольким важным параметрам. Экономичность, компактность, быстрый запуск.

И тем не менее последний паромобиль американской фирмы «Добл», выпущенный в 1930‑х гг., обладал удивительными характеристиками. Плавно поворачивая дроссельный клапан, водитель мог так мягко регулировать скорость, что пассажиры не замечали ускорения и торможения. Лишь прикосновения к педалям было достаточно для переключения с полного переднего хода на полный задний.

Такие поразительные свойства паромобиля – следствие чрезвычайно выгодных тяговых характеристик паровой машины, способной при малых оборотах создавать большой крутящий момент на колесах.

Именно эти качества до сих пор вызывают интерес изобретателей. Например, на паромобиле Вильямса нет ни сцепления, ни коробки передач, ни стартера. Простого поворота клапана достаточно, чтобы за 10 секунд ускорить ход до 100 км/ч.

Н. Егину удалось свести в одном агрегате принципы действия обоих двигателей. Оказалось, что любой ДВС надежно работает от подходящего парогенератора. Для этого достаточно сделать нехитрое золотниковое устройство подачи пара в цилиндры – и можно снимать мощность с коленчатого вала. Или напрямую, или с помощью электрогенератора.

В новой роли прекрасно чувствует себя даже далеко не новый ДВС. Скорость вращения двигателя составляет всего 1000 об/мин (а не 5‑6 тыс. оборотов, как у двигателей современных автомобилей). Но не только умеренные обороты причина надежности такой паровой установки. Температура в цилиндрах машины в 5‑6 раз ниже, чем в ДВС. Пар, в отличие от горючей смеси, не взрывается, не разрушает поршень, а, расширяясь, мягко давит на него. Отсюда и плавность хода, и невысокие требования к материалам и допускам.

В новой концепции Н. Егин в качестве парогенератора использует другое свое важное изобретение – тепловые термохимические установки «ЭРА». Основа этих установок – чугунный паровой котел, которому нет износа.

В итоге удалось создать большой спектр использования старых ДВС: от установки в 1 кВт для садового домика до 2 мВт, дающих тепло и электроэнергию целому поселку. Большие мощности можно получить, если к котлу разработанной автором тепловой термохимической установки, с рабочим давлением 7‑9 атм., подключить турбину российского производства – например, радиального типа, в которой высочайшая надежность (60 тыс. часов до ремонта) сочетается с низкой ценой.

В паровую машину можно превратить не только автомобильный двигатель, но и отработавший свой век мощный дизель. Тем самым на производстве электроэнергии экономятся тонны солярки, что для глубинки, куда топливо можно доставить только на вертолете, – настоящее спасение. Особенно если учитывать, что котел можно топить хоть торфом, хоть соломой, а «ЭРА» и вовсе будет рада и пластику, и старым калошам.

По подсчетам изобретателя, расходы на перевод ДВС в режим паровой машины окупятся за полгода. Работать же такая установка мощностью 1‑25 кВт будет 20‑25 лет.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (93-94) январь 2008 года:

  • Армения: Модернизация Разданской ТЭС

    С целью комплексной экспертизы проекта модернизации пятого энергоблока Разданской ТЭС правительство Армении приняло решение создать межведомственную комиссию, которую возглавит заместитель министра энергетики страны Арег Галстян. В 2006 году правительство Армении продало недостроенный пятый энергоблок Разданской ТЭС ОАО «Газпром» за 248,8 миллиона долларов. Намечалось, что пятый энергоблок Разданской ТЭС будет сдан в эксплуатацию в сер...

  • ТГК-2: договоры с целью расширения

    Совет директоров ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» на очередном заседании одобрил заключение договоров с подрядными организациями ОАО «Инжиниринговая компания ЗИОМАР», ООО «Научно-производственное объединение Энергопром-Инжиниринг» и ООО «Интертехэлектро–Новая генерация», которые стали победителями конкурсов. Цель предполагаемого сотрудничества – реализация крупных инвестиционных проектов ТГК-2. Основными исто...

  • Латвия: Новые мощности за миллиард евро

    Возведение в Латвии двух новых электростанций обойдется приблизительно в миллиард евро. Об этом свидетельствуют подсчеты министра экономики Каспара Герхардса. По данным Герхардса, в строительство двух новых электростанций нужно будет вложить 400 миллионов латов и 400 миллионов евро. Как отметил министр, нехватка электромощностей станет особенно актуальной в 2009 году, после закрытия Игналинской АЭС. Необходимое количество энергии не с...

  • Стандарты: применить не проблема, а рзработать?

    Сегодня всем хорошо известно, что стандарты – это общие нормативы и требования к тем или иным техническим характеристикам, параметрам, без которых невозможно использование современной техники. Не будь стандартов, электрические вилки одних производителей не подходили бы к розеткам других, и т. п. Это очевидно. Но представление о стандартизации как о том, что это относится лишь к миру машин и механизмов, неверно: стандарты распрост...

  • Польша: Вклад в литовские проекты

    Председатель польского Сейма Бронислав Комаровский по итогам встречи с премьер-министром Литвы Гедиминасом Киркиласом заявил, что Польша заинтересована в совместных энергопроектах двух стран. В свою очередь, глава правительства Литвы призвал ускорить реализацию энергетических проектов и проекта по строительству транспортной сети Via Baltica. Польша является партнером Литвы, Латвии и Эстонии в проекте по строительству новой АЭС в Литве....