16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/93/6889.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (93-94) январь 2008 года

Старый ДВС отопит поселок

С отслужившими автомобилями церемониться нынче не принято. Их отправляют на свалку, а если машине повезет – на переплавку. Что касается кузова – может быть, лучшей участи он уже и недостоин. А вот двигатель может еще послужить – считает наш постоянный автор, изобретатель Николай Егин.

Проблема энергообеспечения отдаленных районов знакома многим. В сельской местности, где напряжение в сети, если оно вообще есть, редко поднимается чуть выше 150 В, быстро ломается бытовая техника.

Выход, конечно, есть – мобильные генераторы, работающие на бензине или солярке. Только это обходится дорого – и сам агрегат, и особенно топливо.

Когда‑то ДВС стремительно обогнал паровую машину по нескольким важным параметрам. Экономичность, компактность, быстрый запуск.

И тем не менее последний паромобиль американской фирмы «Добл», выпущенный в 1930‑х гг., обладал удивительными характеристиками. Плавно поворачивая дроссельный клапан, водитель мог так мягко регулировать скорость, что пассажиры не замечали ускорения и торможения. Лишь прикосновения к педалям было достаточно для переключения с полного переднего хода на полный задний.

Такие поразительные свойства паромобиля – следствие чрезвычайно выгодных тяговых характеристик паровой машины, способной при малых оборотах создавать большой крутящий момент на колесах.

Именно эти качества до сих пор вызывают интерес изобретателей. Например, на паромобиле Вильямса нет ни сцепления, ни коробки передач, ни стартера. Простого поворота клапана достаточно, чтобы за 10 секунд ускорить ход до 100 км/ч.

Н. Егину удалось свести в одном агрегате принципы действия обоих двигателей. Оказалось, что любой ДВС надежно работает от подходящего парогенератора. Для этого достаточно сделать нехитрое золотниковое устройство подачи пара в цилиндры – и можно снимать мощность с коленчатого вала. Или напрямую, или с помощью электрогенератора.

В новой роли прекрасно чувствует себя даже далеко не новый ДВС. Скорость вращения двигателя составляет всего 1000 об/мин (а не 5‑6 тыс. оборотов, как у двигателей современных автомобилей). Но не только умеренные обороты причина надежности такой паровой установки. Температура в цилиндрах машины в 5‑6 раз ниже, чем в ДВС. Пар, в отличие от горючей смеси, не взрывается, не разрушает поршень, а, расширяясь, мягко давит на него. Отсюда и плавность хода, и невысокие требования к материалам и допускам.

В новой концепции Н. Егин в качестве парогенератора использует другое свое важное изобретение – тепловые термохимические установки «ЭРА». Основа этих установок – чугунный паровой котел, которому нет износа.

В итоге удалось создать большой спектр использования старых ДВС: от установки в 1 кВт для садового домика до 2 мВт, дающих тепло и электроэнергию целому поселку. Большие мощности можно получить, если к котлу разработанной автором тепловой термохимической установки, с рабочим давлением 7‑9 атм., подключить турбину российского производства – например, радиального типа, в которой высочайшая надежность (60 тыс. часов до ремонта) сочетается с низкой ценой.

В паровую машину можно превратить не только автомобильный двигатель, но и отработавший свой век мощный дизель. Тем самым на производстве электроэнергии экономятся тонны солярки, что для глубинки, куда топливо можно доставить только на вертолете, – настоящее спасение. Особенно если учитывать, что котел можно топить хоть торфом, хоть соломой, а «ЭРА» и вовсе будет рада и пластику, и старым калошам.

По подсчетам изобретателя, расходы на перевод ДВС в режим паровой машины окупятся за полгода. Работать же такая установка мощностью 1‑25 кВт будет 20‑25 лет.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (93-94) январь 2008 года:

  • 16 миллионов на устранение аварий

    Столице Дагестана Махачкале, в которой сложилась непростая ситуация с энерго- и теплообеспечением, республиканским правительством выделено на устранение аварий на городских линиях электропередачи и в котельных 16 миллионов рублей. Об этом 13 января на пресс-конференции сообщил начальник главного управления МЧС России по Дагестану Муртузаали Гаджиев. Помимо этого, на совещании у вице-премьера Дагестана Ризвана Газимагомедова, который во...

  • Знаковое изобретение

    Компания Wayne Kerr представила на рынке революционное изобретение. Знаковым электротехническим изобретением, появившимся на рынке в начале января, можно выделить производство 3 новых линеек измерителей RLС компанией Wayne Kerr. Первые 2 линейки (6500B и 6500P) являются модификациями серии 6500А, которая установила новый стандарт для прецизионных высокочастотных измерителей RLC в мире. Основным отличием серии 6500В явилось добавление ...

  • Блиц

    Александр Ананенков, заместитель главы «Газпрома», провел очередное заседание Центральной комиссии по недропользованию и управлению движением лицензий компании. На заседании были рассмотрены вопросы целесообразности получения «Газпромом» лицензий на право пользования недрами на Дальнем Востоке России, а также в Республике Киргизия. Помимо этого, участники заседания обсудили итоги проведенной геологоразведки на континентальном шельфе ...

  • Глобальное потепление: чего нам ждать?

    «Только ядерная энергетика может сдержать глобальное потепление». Именно так считают сегодня многие ученые и эксперты в области энергетики. Не удивительно, что эта точка зрения постоянно становится предметом споров между общественностью и специалистами, специалистами и правительством, между общественностью, специалистами и правительством вместе взятыми. Дэвид Кинг, главный научный советник правительства Великобритании, высказал однажды...

  • Блиц

    Группа Е4 выполнила все необходимые расчеты по проектированию котла на суперсверхкритических параметрах пароблока 660 МВт ТЭС «Барх», расположенной в Индии. Заказчиком выступила индийская государственная энергетическая компания NTPC. Весь комплекс работ осуществлен НПО ЦКТИ им. Ползунова, который входит в ОАО «Группа Е4». ТЭС «Барх» – новая теплоэлектростанция, расположенная в индийском штате Бихар. ТЭС предназначена для обес...