16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/93/6889.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (93-94) январь 2008 года

Старый ДВС отопит поселок

С отслужившими автомобилями церемониться нынче не принято. Их отправляют на свалку, а если машине повезет – на переплавку. Что касается кузова – может быть, лучшей участи он уже и недостоин. А вот двигатель может еще послужить – считает наш постоянный автор, изобретатель Николай Егин.

Проблема энергообеспечения отдаленных районов знакома многим. В сельской местности, где напряжение в сети, если оно вообще есть, редко поднимается чуть выше 150 В, быстро ломается бытовая техника.

Выход, конечно, есть – мобильные генераторы, работающие на бензине или солярке. Только это обходится дорого – и сам агрегат, и особенно топливо.

Когда‑то ДВС стремительно обогнал паровую машину по нескольким важным параметрам. Экономичность, компактность, быстрый запуск.

И тем не менее последний паромобиль американской фирмы «Добл», выпущенный в 1930‑х гг., обладал удивительными характеристиками. Плавно поворачивая дроссельный клапан, водитель мог так мягко регулировать скорость, что пассажиры не замечали ускорения и торможения. Лишь прикосновения к педалям было достаточно для переключения с полного переднего хода на полный задний.

Такие поразительные свойства паромобиля – следствие чрезвычайно выгодных тяговых характеристик паровой машины, способной при малых оборотах создавать большой крутящий момент на колесах.

Именно эти качества до сих пор вызывают интерес изобретателей. Например, на паромобиле Вильямса нет ни сцепления, ни коробки передач, ни стартера. Простого поворота клапана достаточно, чтобы за 10 секунд ускорить ход до 100 км/ч.

Н. Егину удалось свести в одном агрегате принципы действия обоих двигателей. Оказалось, что любой ДВС надежно работает от подходящего парогенератора. Для этого достаточно сделать нехитрое золотниковое устройство подачи пара в цилиндры – и можно снимать мощность с коленчатого вала. Или напрямую, или с помощью электрогенератора.

В новой роли прекрасно чувствует себя даже далеко не новый ДВС. Скорость вращения двигателя составляет всего 1000 об/мин (а не 5‑6 тыс. оборотов, как у двигателей современных автомобилей). Но не только умеренные обороты причина надежности такой паровой установки. Температура в цилиндрах машины в 5‑6 раз ниже, чем в ДВС. Пар, в отличие от горючей смеси, не взрывается, не разрушает поршень, а, расширяясь, мягко давит на него. Отсюда и плавность хода, и невысокие требования к материалам и допускам.

В новой концепции Н. Егин в качестве парогенератора использует другое свое важное изобретение – тепловые термохимические установки «ЭРА». Основа этих установок – чугунный паровой котел, которому нет износа.

В итоге удалось создать большой спектр использования старых ДВС: от установки в 1 кВт для садового домика до 2 мВт, дающих тепло и электроэнергию целому поселку. Большие мощности можно получить, если к котлу разработанной автором тепловой термохимической установки, с рабочим давлением 7‑9 атм., подключить турбину российского производства – например, радиального типа, в которой высочайшая надежность (60 тыс. часов до ремонта) сочетается с низкой ценой.

В паровую машину можно превратить не только автомобильный двигатель, но и отработавший свой век мощный дизель. Тем самым на производстве электроэнергии экономятся тонны солярки, что для глубинки, куда топливо можно доставить только на вертолете, – настоящее спасение. Особенно если учитывать, что котел можно топить хоть торфом, хоть соломой, а «ЭРА» и вовсе будет рада и пластику, и старым калошам.

По подсчетам изобретателя, расходы на перевод ДВС в режим паровой машины окупятся за полгода. Работать же такая установка мощностью 1‑25 кВт будет 20‑25 лет.

Кабельная арматура, Мощность, Напряжение , Сети , Топливо, Турбины, Электроэнергия , Энергия , Парогенератор

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.