16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/62/4100.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (62) октябрь 2005 года

Этот сборник вы ждали 10 лет!

Результаты многолетних исследований Уральского теплотехнического института («УралВТИ»), созданного 50 лет назад для оказания научно-технической помощи электрическим станциям Урала, Сибири и Казахстана, сегодня приобретают особую актуальность в контексте системной работы по обеспечению как текущей, так и перспективной надежности Единой энергосистемы России, надежности объектов генерации.

Традиционно к юбилеям института выходили сборники научных трудов ведущих специалистов, в которых обобщался опыт освоения и исследований нового энергетического оборудования и технологий на ТЭС. Последний такой сборник был издан десять лет назад. Очередной сборник выйдет в канун полувекового юбилея института, являющегося сегодня структурным подразделением инжиниринговой компании ОАО «Инженерный центр энергетики Урала». Сборник включает статьи по широкому спектру исследований и разработок в теплоэнергетике, обобщает опыт работ по обеспечению надежной и экономичной эксплуатации тепломеханического оборудования на ТЭС, максимального использования его ресурса при минимальном воздействии на окружающую среду.

Сборник ориентирован на широкий круг специалистов энергетической отрасли: работников электростанций и энергосервисных компаний, специалистов научно-исследовательских и проектных институтов, студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Предлагаем вниманию этой аудитории дополнительную информации о содержании разделов сборника.

• Обеспечение живучести; техническое диагностирование теплоэнергетического оборудования
В разделе рассмотрены актуальные вопросы обеспечения надежности металла ответственных элементов энергетических котлов, трубопроводов и др. Дан анализ причин повреждения, проблемы продления срока службы после выработки паркового и индивидуального ресурса.

Исследованы режимы разгрузки энергоблока 800 МВт с котлами П-67 на скользящем давлении. Определена возможность работы котла в режимах разгрузки при скользящем давлении во всем пароводяном тракте. Отмечено влияние на температурный режим поверхностей нагрева средств очистки и переключений пылесистем. Установлен максимальный уровень давления пара перед турбиной по условиям надежности поверхностей нагрева.

• Повышение эксплуатационной надежности металла тепломеханического оборудования, определение и увеличение его остаточного ресурса
Дана оценка точности измерения глубины поверхностных трещин вихретоковым накладным преобразователем при наличии мешающих факторов. Экспериментально исследована возможность оценки точности измерения неразрушающим вихретоковым методом геометрических параметров поверхностей несплошности (трещины) в объектах из перлитной стали. Показана прин­ципиальная возможность выявления и определения размеров несплошностей, а также их характера. Осуществлена оценка влияния мешающего фактора – колебания зазора. Экспериментально исследованы различия реакции ВТНП (вихретоковый накладной преобразователь) на искусственные поверхностные несплошности в эталонных образцах и естественные трещины в энергетическом оборудовании ТЭС из перлитных сталей.

С учетом результатов оценки микроповрежденности металла нескольких сотен гибов поропроводов сформулированы основные требования к их контролю.

• Изучение физико-химических и энергетических свойств твердых топлив, золы и шлаков, разработка технических решений по их эффективному использованию на ТЭС
На основании более чем 30-летнего опыта «УралВТИ» в области изучения шлакования котлов и шлакующих свойств энергетических углей обосновывается методология исследований, приводятся обобщающие результаты экспериментального определения показателей шлакующих свойств широкого круга углей, полученные на котлах и огневом стенде УралВТИ, представлена одна из последних версий методики прогнозирования показателей шлакующих свойств углей и допустимых по условиям шлакования параметров котла.

• Перевод котлов на сжигание непроектных видов топлив. Исследование шлакующих свойств углей и обеспечение бесшлаковочной работы котлов.
В разделе конкретизируются и детализируются отдельные этапы перевода электростанций на непроектное топливо, предусмотренные действующими НТД по изменению топливного баланса ТЭС. Приводятся результаты опытно-промышленных сжиганий непроектных углей, проведенные УралВТИ за последние 10 лет на Рефтинской, Троицкой, Южно-Уральской ГРЭС, электростанции AES-Экибастуз (бывшая Экибастузская ГРЭС-1). Даются выводы о представительности результатов опытно-промышленных сжиганий в зависимости от свойств проектного и непроектного угля.

• Совершенствование и повышение надежности работы топливоподач
Рассмотрены конструкции различных типов пробоотборников для технологического контроля качества топлива на топливоподаче ТЭС. При разработке конструкций пробоотборников были учтены все недостатки, выявленные при эксплуатации на угольных электростанциях и обогатительных фабриках. Выполнен анализ причин, способов предупреждения и ликвидации пожаров в сооружениях топливоподач тепловых электростанций. Использование на ТЭС разработанной в «УралВТИ» автоматической быстродействующей системы пожарной сигнализации и водяного пожаротушения позволит обеспечить безопасную и эффективную ликвидацию очагов пожаров.
• Разработка и совершенствование водоподготовительного оборудования и водно-химических режимов, предупреждение накипеобразования и коррозии оборудования электростанций и систем теплоснабжения
Обобщен опыт «УралВТИ» по освоению новых методов водоподготовки для теплосети.

Приводятся результаты исследований разработанной «УралВТИ» технологии стабилизационной обработки воды систем охлаждения с градирнями, обеспечивающей отсутствие накипеобразования в конденсаторах турбин. На основании математического моделирования, стендовых и промышленных исследований детально изучен механизм воздействия фосфонатов на процесс накипеобразования в условиях систем оборотного охлаждения конденсаторов турбин. Применение разработанного программного обеспечения для контроля водно-химического режима системы охлаждения обеспечивает отсутствие накипеобразования в конденсаторах турбин и позволяет снизить расход реагентов на обработку и эксплуатационные затраты на 30 – 50%.
Обобщен опыт промышленного внедрения малоотходных водоподготовительных установок на основе компактных испарителей мгновенного вскипания на Уфимской ТЭЦ-2, ТЭЦ МЕЧЕЛ, Казанской ТЭЦ-3, Безымянской ТЭЦ-3. Показаны экономические и экологические преимущества термического обессоливания на основе ИМВ над другими методами, включая АПКОРЕ.

• Освоение, испытания и исследования головных образцов основного и вспомогательного тепломеханического оборудования
Обобщен 50-летний опыт становления отраслевой научной школы и основные достижения в области разработки аппаратов, методов математического моделирования и создания технологий термической обработки воды. В историческом экскурсе приводятся сведения о вкладе в создание аппаратов последнего поколения УралВТИ (ВоФТИ), ЦКТИ, МЭИ, ВТИ, РоТЭП. Обобщен опыт промышленного внедрения деаэраторов и испарителей на ТЭС страны.

• Внедрение новых энергоресурсосберегающих технологий
Обобщен опыт «УралВТИ», «УралОРГРЭС» и Института высокотемпературной электрохимии УРО РАН по внедрению систем точного регулирования соотношения топливо – воздух в топках энергетических котлов на основе твердотельных кислородных сенсоров (О2+СО), обеспечивающих непрерывную работу котла в темпе процесса с максимальным тепловым КПД и минимальными выбросами, независимо от колебаний нагрузки котла и качества топлива. Приведены результаты внедрения энергосберегающей технологии частотно-регулируемого электропривода компании VACON на механизмах собственных нужд мощностью 30 – 1200 кВт на ТЭС «Татэнерго», «Челябэнерго», промышленных котельных и ЖКХ.

• Повышение эффективности и надежности работы подшипников турбин
Показана возможность создания и применения высокоплотных уплотнений картеров подшипников разделительного типа и приведены результаты стендовых исследований турбинного радиального подшипника с эластометаллопластмассовым покрытием на водяной смазке. Изложен материал по характерным видам повреждений подшипников паровых турбин. Представленные материалы могут быть использованы при идентификации возможных повреждений поверхностей трения опор во время эксплуатации паровых турбин

• Повышение надежности и эффективности работы энергетических насосов
По результатам анализа испытаний модернизированных питательных насосов энергоблоков выданы предложения для дальнейшего повышения их экономичности и снижения виброактивности. Дана оценка влияния на работу питательных насосов сотовых уплотнений рабочих колес, многоканальных направляющих аппаратов и других элементов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (62) октябрь 2005 года:

  • Блиц

    В Екатеринбурге в рамках сентябрьского отраслевого совещания главных метрологов ОАО «Газпром» состоялся визит участников в промышленную группу «Метран» (г. Челябинск). Целью визита стала презентация инноваций в производстве интеллектуальных датчиков давления, демонстрация современных приборов для измерения расхода, представление автоматизированных систем учета и управления, а также знакомство с производственными возможностями челябин...

  • BATIMAT: наиболее эффективное участие

    Выставка: Балтийская Строительная Неделя Организатор: ООО «ПРИМЭКСПО» Место проведения: Россия, г.Санкт-Петербург, ВК «Ленэкспо» Дата: 13-16 сентября 2005 года ...

  • Первые – на море

    В сентябре ОАО «Новая ЭРА» сдало Российскому Морскому Регистру Судоходства все электротехническое оборудование, которое было разработано и изготовлено специалистами компании для МЛСП «Приразломная». ...

  • Испания: Стратегические запасы нефти пойдут в США

    Совет министров Испании подтвердил принятое ранее решение о предоставлении в распоряжение США 2% испанских стратегических запасов нефти, чтобы помочь американцам покрыть дефицит после ураганов «Катрина» и «Рита». США будут получать от Испании ежедневно 70 тыс. барр. нефти в течение 30 дней, так как после остановки из‑за урагана многих нефтепромыслов и перерабатывающих заводов в Мексиканском заливе американцы испытывают серьезный ...

  • Как обезвредить дизель

    Когда‑то говорили, что дизель менее экологически опасен, чем бензиновый мотор (в то время исключительно карбюраторный). А сажа, т.е. дым, появляется из выхлопной трубы дизельного автомобиля исключительно по прихоти недобросовестных водителей. Они, мол, хотят поднять мощность своего мотора и меняют регулировку топливной аппаратуры. В цилиндры при этом поступает заведомо больше солярки, чем необходимо для полного сгорания, и несгоре...