Сегодня цифровизация затрагивает практически все процессы и направления деятельности компаний топливно-энергетического комплекса. Как ведется работа в области цифровой трансформации компаний ТЭКа и с какими итогами и достижениями в этой сфере отрасль заканчивает год, рассказал шеф-редактору газеты «Энергетика и промышленность России» Славяне РУМЯНЦЕВОЙ в Открытой ТВ-студии «ЭПР» на Международном форуме «Электрические сети-2025» (МФЭС-2025) заместитель министра энергетики Эдуард ШЕРЕМЕТЦЕВ.
— Эдуард Михайлович, сегодня много говорится, что ключевая задача импортозамещения — обеспечение цифровой зрелости ТЭКа. В реализации каких программ цифровизации сегодня нуждается электросетевой комплекс и какие достижения российского ТЭКа в части импортозамещения вы могли бы отметить?
— Цифровая трансформация сегодня — достаточно выстроенные, понятные и осознанные процессы, которые реализуются в наших компаниях. Предприятия и организации при помощи автоматизации, цифровизации, технологий искусственного интеллекта и машинного обучения решают свои задачи, учитывая эффекты и экономические выгоды, которые они получат в результате применения технологий.
По оценке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, в прошлом году топливно-энергетический комплекс занял третье место среди 14 отраслей нашей экономики по уровню использования технологии искусственного интеллекта. В этом он уступает только банковскому сектору и телекому. И мы планируем это место удерживать и в дальнейшем.
На конец 2022 года технологию искусственного интеллекта в ТЭКе использовали около 21% компаний. По итогам 2024 года этот показатель составил 58%. Ожидается, что к концу 2028 года так или иначе технологию искусственного интеллекта будут применять порядка 70% компаний.
Больше половины предприятий отрасли отмечают существенные эффекты от цифровизации и использования технологий искусственного интеллекта.
Если говорить о цифровизации в целом, то она сейчас уже касается практически всех процессов и всех направлений деятельности наших компаний.
Это различные корпоративные информационные системы, автоматизирующие финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Системы учета, взаимодействия с потребителем, справочная работа. Это технологические системы на объектах электроэнергетики, автоматизация в нефтепереработке, разведке. Везде информационные технологии используются уже достаточно давно, и они эволюционируют, позволяя получать результаты намного быстрее. Если раньше на анализ информационных данных мы могли потратить нескольких суток или даже месяцев, то сейчас это дело нескольких минут.
А чем выше скорость производства, его эффективность, тем конкурентоспособнее продукт и, соответственно, компания. Появляется и экспортный потенциал, который можно реализовать. Тем более в текущей ситуации это позволяет расширять рынки, увеличивать объем поставок технологичной продукции. И создавать более качественные продукты.
Поэтому я позитивно оцениваю итоги последних 2−3 лет для компаний топливно-энергетического комплекса.
И уверен, что мы не сбавим обороты.
— А что касается импортозамещения?
— На сегодня больше 80% различных информационных систем и оборудования наших компаний успешно замещены, хоть и не без проблем. К сожалению, российские производители программного обеспечения и оборудования работают в нелегких условиях. Им пришлось за 3−4 года сделать то, на что наши бывшие иностранные партнеры потратили 30−40 лет. Да, здесь без ошибок не обойтись. Есть сложности, которые, возможно, не всегда позволяют достичь нужного функционала с самого начала.
«В целом топливно-энергетический комплекс и смежные отрасли являются заказчиком порядка 50% всего оборудования для автоматизации и мониторинга объектов».
«Мы должны поднимать отрасли нашей экономики. Чтобы наша молодежь становилась умнее, чтобы работала в более интеллектуальных областях. В том числе чтобы повышать конкурентоспособность страны».