Отрасль в числе лидеров
Среди сегментов российской промышленности нефтегазовый сектор входит в число лидеров с точки зрения потенциала цифровизации. Совокупный объем вложений компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК) во внедрение цифровых решений, в том числе разработку собственных ИТ-решений, в ближайшем десятилетии покажут значительный рост.
На отрезке с 2020 по 2030 год затраты нефтегазовых компаний на цифровые технологии возрастут с 30,7 млрд рублей до 413,8 млрд рублей, что означает рост в 13,5 раза. По оценкам Минэнерго РФ, одно только внедрение технологий ИИ в период 2025–2040 гг. принесет отрасли 5,4 трлн рублей.
«Совокупность цифровых технологий и решений сопровождает работу компаний ТЭКа на протяжении всего жизненного цикла продукции отрасли — от этапа геологоразведочных работ до реализации нефтепродуктов», — комментирует
руководитель направления по работе с предприятиями ТЭКа компании САТЕЛ Тимур Рахимов.
Например, робототехнические решения используются при разработке и эксплуатации труднодоступных месторождений, где ограждают сотрудников от потенциальной опасности. Возможности Big Data применяются для сбора и сохранения критически важных для компаний массивов данных. В свою очередь ИИ-решения анализируют эти данные. Есть и более многопрофильные технологии, которые равномерно проявляют себя в различных аспектах нефтегазовой отрасли. Так, IoT-платформы и цифровые двойники примерно в равном объеме используются в управлении производством (45%), а также в ремонтных работах и капитальном строительстве (40%).
«Сейчас разрабатываются специализированные решения по масштабной автоматизации бизнес-процессов на всех стадиях жизненного цикла предприятия на основе системы управления инженерными данными (СУИД), — дополняет
генеральный директор компании «Бимэйстер Инжиниринг» Денис Мариненков.
Большие объемы информации, накапливаемые в СУИД в процессе сооружения и эксплуатации объекта, являются основой для оптимизации производственных процессов, направленных на повышение надежности эксплуатации оборудования».
Кроме того, в последние годы перед нефтегазом стоит задача по снижению углеродного следа, что требует бережного отношения к эксплуатации месторождений и снижения рисков аварий. Здесь значительная роль уделялась внедрению интеллектуальных систем по обработке и анализу данных, накоплению баз данных, цифровым двойникам.
В 13,5 раза возрастут затраты нефтегазовых компаний на цифровые технологии с 2020 по 2030 год.
«Методы моделирования напряженно-деформированного состояния пласта, а также изучение поведения пласта при скважинных операциях делают процесс добычи более контролируемым и снижают операционные риски», — отмечает
директор департамента технологического развития в компании ФИЗГЕО Алексей Гула.
Для снижения углеродного следа на российском рынке также внедряются цифровые решения, позволяющие подобрать оптимальную логистику, объемы резервуара и темпы закачки CO
2 в пласт.
ТРИЗ ждут цифровых решений
Ведущие российские вертикально-интегрированные компании (ВИНК) уже применяют цифровые решения повсеместно, особенно на сложных технологичных проектах, таких как разработка нефтегазовых месторождений арктического шельфа. Цифровые интеллектуальные системы позволяют управлять жизненными циклами оборудования на платформе, а системы мониторинга обеспечивают безопасность и контролируют скважинные операции.
Общий спад добычи на традиционных месторождениях обеспечивает потребность в технологиях, которые позволяют разрабатывать месторождения с трудноизвлекаемыми запасами (ТРИЗ). Запрет на использование зарубежных технологий для разработки ТРИЗ стал драйвером по развитию отечественных технологий. Множество российских решений уже превзошли зарубежные аналоги по скорости и эффективности, так как расчетные алгоритмы, на которых были написаны большинство импортных программ, уже устарели.
Наибольшей пользы от внедрения цифровых решений ждут в таких областях, как освоение арктического шельфа, добыча ТРИЗ и повышение эффективности разработки тех месторождений, которые уже имеют долгую историю освоения.
Снижение стоимости ошибки
Эксперты отмечают, что экономическая эффективность цифровизации в ТЭКе достигается за счет снижения стоимости ошибки. Современные алгоритмы позволяют генерировать дерево решений, где каждое решение будет выражаться в финансовых показателях эффективности. В итоге все технологии направлены на решение одной задачи — повысить экономическую эффективность бизнес-процессов.
Цифровые технологии становятся все более важными для нефтегазовой отрасли России.
«Они помогают не только оптимизировать работу по нефтедобыче на конкретных скважинах, но и в целом повышать конкурентоспособность отечественного нефтегаза на мировом рынке», — комментирует
руководитель департамента бизнес-решений IT-компании SimbirSoft Анна Шведова.
Как пример, внедрение системы автоматизированного управления скважинами, которая позволяет операторам контролировать и удаленно управлять работой скважин. Другой пример — внедрение цифровых двойников: технология позволяет создать виртуальную модель нефтяной скважины для проведения тестирования и оптимизации производственных процессов. Промышленный интернет вещей, как правило, используют для мониторинга и управления производственными процессами на месторождениях.
5,4 трлн ₽ принесет отрасли внедрение технологий ИИ в 2025–2040 гг.
«Экономический эффект от цифровых решений может быть значительным. Повышая операционную эффективность и сокращая затраты, компании могут повысить прибыльность. Более того, использование цифровых решений может повысить безопасность и экологические показатели, способствуя устойчивости отрасли», - говорит Лилия Алеева, Директор по маркетингу и прямым продажам ICL Services.
В русле импортозамещения
Российские нефтегазовые компании работают в условиях санкций с 2014 года, напоминают эксперты. Большинство ВИНК защитили себя заранее и реализовали корпоративные решения, которые практически полностью замещают импортное программное обеспечение (ПО).
«Эти решения представляют из себя экосистему. То есть это не единичный продукт, а семейство цифровых решений, которые объединены через корпоративные базы данных», — говорит
СЕО IT-компании Tiqum Юрий Гизатуллин.
Но сейчас ключевая задача — это импортозамещение, так как, несмотря на то что у российских разработчиков есть достаточные для этого компетенции, могут возникнуть сложности с переходом компаний на отечественное ПО. Важно решить проблему совместимости российских разработок с уже имеющимися аппаратными и программными продуктами.
Отрасли важно не только внедрять цифровые решения, но и делать это в русле импортозамещения, учитывая, что начальная точка на момент массового ухода зарубежных ИТ-компаний с российского рынка доля импортных ИТ-решений в ТЭКе составляла в среднем 90%.
Поэтому лидеры отрасли оперативно перестраивают свою ИТ-инфраструктуру на отечественные рельсы.
Крупные нефтегазовые компании начали активнее использовать внутренний технологический ресурс своих ИТ-подразделений. У них накоплены достаточно уникальные компетенции для разработки конкурентных и технологически современных программных продуктов в части нефтегазодобычи, транспорта и переработки.
Например, НК «Роснефть» уже повысила долю российского ПО, используемого для геологоразведочных работ и нефтедобычи, до 74%. А по ряду узких направлений (гидродинамическое моделирование, ГРП и геонавигация) точечно довела импортозамещение до 100%. В свою очередь компания «Газпром нефть» разработала собственную систему ИИ для оптимизации бурения.
В целом санкции вынуждают российские ВИНК наращивать инвестиции в развитие альтернативных российских цифровых инструментов. При этом они понимают, что внешние компетенции тоже важны, поэтому активно привлекают российских разработчиков для создания специализированных цифровых решений.
Санкционные ограничения со стороны иностранных вендоров открыли возможности перед российскими разработчиками для создания импортонезависимого ПО. Отечественные решения трансформируют производственные процессы и переводят предприятия на ТОиР по фактическому состоянию с применением методик, ориентированных на надежность оборудования.
Несмотря на все санкции и вызовы, связанные с импортозамещением, российские компании разрабатывают собственные цифровые технологии и решения. Их применение в нефтегазовой отрасли России растет, и это может принести значительные экономические выгоды.
Illustrations by @vectorjuice freepik.com