16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/424/5103339.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 20 (424) октябрь 2021 года

Технологии с неба: Пермские моторостроители создают перспективный двигатель для ТЭК России

В рамках X Петербургского международного газового форума («ПМГФ-2021») предприятия АО «ОДК-Авиадвигатель» и АО «ОДК-ПМ», входящие в состав научно-производственного комплекса «Пермские моторы», презентовали новые газотурбинные установки мощностью 12–16 МВт, разработанные на базе промышленной модификации авиационного двигателя ПД-14.

На полях форума ПАО «Газпром» и АО «ОДК» заключили Соглашение о намерениях по вопросам сотрудничества в области разработки и освоения серийного производства газотурбинных двигателей для газоперекачивающих агрегатов на базе газогенератора ПД-14.


Улучшенная эффективность

Пермские двигателестроители не в первый раз «приземляют» свои авиационные двигатели. Об этом, предваряя презентацию, рассказал заместитель генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские моторы», управляющий директор — генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев.

«Еще в 1992 году мы создали на базе авиационного двигателя ПС-90А свою первую газотурбинную установку мощностью 12 МВт, доказав руководству «Газпрома», что пермяки могут быстро сделать мощный промышленный двигатель. Спустя годы, мы решили повторить этот «трюк». Создали и многократно испытали 13 экземпляров двигателя ПД-14, в октябре 2018 года получили на него Сертификат типа и приступили к разработке промышленной модификации ПД-14, — сказал Александр Иноземцев. — Мы не случайно решили повторить свой опыт «приземления» авиадвигателя и обсудили с руково-дством «Газпрома» возможности создания промышленной производной двигателя ПД-14 с использованием новых технологий проектирования и производства, самых современных материалов и опыта, накопленного нами за 30 лет работы».


Главный конструктор пермского КБ Максим Снитко проводит презентацию нового двигателя

Главный конструктор пермского КБ Максим Снитко проводит презентацию нового двигателя



Семейство перспективных ГТУ на базе газогенератора ПД-14 — это машины нового поколения с улучшенной топливной эффективностью — на 6–8% — по сравнению с аналогами прошлого поколения за счет более высоких параметров цикла и экологических характеристик.

Полноразмерный макет нового двигателя ПД-14ГП-1/-2 был представлен на выставке «ПМГФ-2021» и вызвал большой интерес профессиональной аудитории.


Заслуженный спрос

Спикером презентации выступил заместитель генерального конструктора — главный конструктор приводных ГТУ для ГПА и объектов их применения АО «ОДК-Авиадвигатель» Максим Снитко. На презентации присутствовали топ-менеджеры крупнейших нефтегазовых и энергетических компаний, представители научно-исследовательских институтов, отраслевых и федеральных СМИ.

«Сертификация любого газотурбинного двигателя — это событие мирового уровня, потому что конкуренция велика, ведется отчаянная борьба за присутствие на этом рынке, — отметил М. Снитко. — Наши новые двигатели сделают ваш бизнес более эффективным».


Полноразмерный макет двигателя ПД-14ГП-1/-2 на стенде АО «ОДК»

Полноразмерный макет двигателя ПД-14ГП-1/-2 на стенде АО «ОДК»



Предприятия, входящие в НПК «Пермские моторы», занимаются созданием газотурбинного оборудования для ТЭК почти тридцать лет. За это время разработаны и серийно производятся два семейства газотурбинных установок для газоперекачивающих агрегатов и электростанций от 2,5 до 6 и от 10 до 25 МВт. Количество серийно произведенных ГТУ и электростанций превысило 1100 экземпляров. Таким образом, пермские двигателестроители не только доказали свою конкурентоспособность, но и, по сути, выжили в сложных условиях становления российского газотурбостроения для промышленности и падения спроса на авиационные двигатели. По словам Максима Снитко, решение сложнейших задач, поставленных заказчиками, одновременно спасло предприятия пермского «куста» во времена перестройки и стимулировало к развитию.




В ходе презентации инновационного двигателя НПК «Пермские моторы» наградил партнеров памятными дипломами, учредив необычные номинации.

  • В номинации «Проверенный временем» диплом получил самый давний и опытный эксплуатант пермских газовых турбин — ООО «Газпром трансгаз Чайковский».
  • В номинации «Крупная величина» — ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», эксплуатант самой крупной электростанции на базе пермских газовых турбин.
  • Памятной наградой в номинации «Несокрушимая мощь» отмечено ООО «Газпром трансгаз Ухта», владеющее самым большим количеством пермского оборудования — 157 ГТУ для транспорта газа и энергетики.
  • «Первооткрывателем пермского оборудования на попутном нефтяном газе» названо ПАО «Сургутнефтегаз» — первый эксплуатант оборудования, работающего на ПНГ.
  • Номинация «Рекордсмен по наработке» досталась ООО «Газпром трансгаз Югорск». Суммарная наработка пермского оборудования составила 3 954 380 часов.
  • «Самый дальновидный» — ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» — первая компания, работающая с пермяками по системе «пожизненного» сервиса.
  • В номинации «Создатель энергии пермской нефти» победила нефтяная компания ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», использующая оборудование НПК для выработки электроэнергии.




«Мы смогли сохранить производство и квалифицированных сотрудников, после чего вышли на изготовление 100 турбин в год и по сей день поддерживаем этот уровень, — сказал Максим Снитко. — В целом, на базе ПС-90А изготовлено 863 двигателя. Годовая наработка парка ГТУ мощностью 10–25 МВт превысила 2,5 млн часов, и это серьезный показатель надежности работы пермских двигателей».


Перспективные задачи

Пермские двигателестроители постоянно устремлены в будущее, думают о перспективах, о том, какие требования будут предъявляться к газотурбинному оборудованию через 5–10 лет, какие машины нужно создавать и как совершенствовать в дальнейшем. В первую очередь, повышать надежность двигателей — увеличивать КПД, назначенный и межремонтный ресурсы, повышать ремонтопригодность, сокращать периоды восстановления и модернизации оборудования, а также минимизировать выбросы вредных веществ при его эксплуатации. Решение экологических задач стало дополнительным стимулом для того, чтобы еще активней работать в русле инновационных трендов, по которым теперь живет весь мир.

«Помимо осознанного решения максимально снижать вредное воздействие промышленности на окружающую среду, в том числе для снижения рисков здоровью человека, наше государство монетизировало эту деятельность и создало стимулы для предприятий, выраженные в налоговых льготах и преференциях, — пояснил М. Снитко. — Мы создали малоэмиссионную камеру сгорания (МЭКС), использование которой позволяет размещать пермское оборудование вблизи жилых застроек. В МЭКС реализуется принцип сухого сжигания топлива, так называемая технология сухого подавления выбросов. Эту технологию используют западные коллеги. И мы внедрили ее в эксплуатацию на ГТУ мощностью 16 МВт, а в 2023 году внедрим на ГТУ-25, созданных на базе двигателя ПС-90А. Параллельно мы отработали еще одну технологию — подавление вредных выбросов путем впрыска пара в зону горения. Она также внедрена в эксплуатацию».


Управляющий директор — генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев и председатель Комитета ГД РФ по энергетике Павел Завальный

Управляющий директор — генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев и председатель Комитета ГД РФ по энергетике Павел Завальный



Все это доказывает, что газотурбинные установки на базе ПС-90А конкурентоспособны на рынке и соответствуют мировым требования по КПД, экологическим показателям, не уступают стационарным двигателям по ресурсу и полностью обеспечивают потребности российского рынка.

Но специалисты НПК «Пермские моторы» не почивают на лаврах, не останавливаются на достигнутом и за период создания ПД-14 успешно освоили шестнадцать перспективных, т.н. критических технологий, чтобы пермское оборудование не уступало зарубежным аналогам и в дальнейшем. Разрабатывая промышленную модификацию ПД-14, максимально использовали все инновации авиационного двигателя. И результат оправдал затраченные усилия.

«Тщательно проанализировав современные технологии создания газотурбинного оборудования, тенденции формирования требований к перспективным изделиям, мы пришли к выводу о необходимости создания на базе газогенератора ПД-14 ГТУ мощностью 12/16 МВт, — продолжил Максим Снитко. — Мы изменили тип генерации, сократив на 7% расход топлива, а это самая существенная характеристика нового двигателя. При этом обеспечили уровень эмиссии NOx до 50 мг/м3, увеличили вдвое назначенный ресурс двигателя и сократили на 5000 часов межремонтный ресурс».




Новые ГТУ будут использоваться в составе газоперекачивающих агрегатов для транспорта газа и газотурбинных электростанций. Применение нового двигателя возможно как при строительстве новых объектов, так и при реконструкции действующего оборудования.


Внимание к деталям

Сегодня на объектах предприятий ТЭК России работают более восьмисот ГТУ на базе двигателя ПС-90А, замена их на новые агрегаты может стать сложным и затратным процессом. Чтобы избежать этого, специалисты НПК «Пермские моторы» обеспечили практически 100-процентную унификацию ПД-14ГП-1/-2 с ПС-90ГП-1/-2. Но главное — это не замена двигателя, а внедрение нового оборудования, соответствующего современным и перспективным требованиям рынка, абсолютно конкурентоспособного и полностью оте-чественного, что немаловажно в сегодняшних условиях.

Для обеспечения максимального комфорта эксплуатации ПД-14ГП-1/-2 пермские специалисты создают Единый портал заказчика, который предоставляет возможность эксплуатантам оборудования в режиме онлайн получить доступ к параметрам двигателя, к базе запчастей, статистическим данным, к 3D-руководству по эксплуатации, получить консультацию специалистов службы поддержки заказчиков.

«Виртуальное руководство по эксплуатации мы готовы предложить уже как пилотный проект, — заявил М. Снитко. — Этот интересный инструмент содержит обучающие материалы и позволяет заказчику выполнять хронометраж операций с доступом к обучающему видео, с возможностью выполнения дефектации и создания единой базы операций непосредственно в момент выполнения работ».

Презентуя новое оборудование, главный конструктор обратил внимание потенциальных заказчиков на пермскую «фишку»: фирменное ремонтно-техническое обслуживание, так называемый «пожизненный» сервис с оплатой за фактически отработанный машино-час. Этим сервисом более десяти лет успешно пользуются предприятия ЛУКОЙЛа.

В ближайшие два года завершится НИОКР перспективного двигателя, и пермяки приступят к подготовке серийного производства. На сегодняшний день «Газпром» намерен заказать около 200 двигателей до 2035 года. Следует отметить, что в развитие производственных мощностей АО «ОДК-ПМ», серийного изготовителя двигателей ПД-14, уже инвестировано более 50 млрд рублей. Дополнительные инвестиции будут для организации производства ПД-14ГП-1/-2 и создания его ремонтной базы.



Энергетическое машиностроение, Турбины, Газпром,

Технологии с неба: Пермские моторостроители создают перспективный двигатель для ТЭК РоссииКод PHP" data-description="В рамках X Петербургского международного газового форума («ПМГФ-2021») предприятия АО «ОДК-Авиадвигатель» и АО «ОДК-ПМ», входящие в состав научно-производственного комплекса «Пермские моторы», презентовали новые газотурбинные установки мощностью 12–16 МВт, разработанные на базе промышленной модификации авиационного двигателя ПД-14.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/424/5103339.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/345/pr4.jpg" >

Похожие Свежие Популярные