16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/377/3721923.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (377) ноябрь 2019 года

КОММОД contra КОМ: первые итоги

Производство для энергетики Татьяна РЕЙТЕР 1020

Программа модернизации теплоэнергетики, которая получила название КОММОД (конкурентный отбор проектов модернизации), уже прошла в 2019 году два отбора: первый залповый на 11 ГВт на 2022‑2024 гг. с отбором на правительственной комиссии и конкурсный на 2025 год. Участники рынка полагают, что в программе есть что корректировать.

Отрасль определилась с проектами

Стартовому отбору проектов для модернизации теплоэнергетики предшествовала длительная разработка нормативной базы и обсуждение параметров программы, которая должна стать основой нового инвестиционного цикла в отрасли до 2035 года.

Напомним, что еще в ноябре 2017 года на совещании по вопросам развития электроэнергетики глава Минэнерго Александр Новак заострил внимание на проблеме старения оборудования. По его словам, несмотря на проведенную 15 %-ную модернизацию, средний возраст парка генерирующего оборудования составляет 34 года. При этом возраст более трети парка превысил 45 лет, а две трети полностью выработали ресурс. Конкурсный отбор мощностей (КОМ) с 2008 по 2017 г. позволил построить более 21 ГВт новых мощностей и модернизировать 7 ГВт. Всего на обновление 15 % установленной мощности было затрачено около 4 трлн рублей. На тот момент проекты договоров по первой программе ДПМ были в основном завершены, а высвобождаемые с 2021 года средства в размере 130‑250 млрд рублей в год можно, по планам министерства, реинвестировать в глубокую модернизацию преимущественно тепловой генерации и задействовать отечественное энергетическое машиностроение. Тогда впервые определились приблизительные объемы будущей модернизации и инвестиций. На новый виток модернизации запланировано потратить 1,9 трлн рублей с учетом неценовых зон (0,2 трлн рублей). На эти средства в 2022‑2031 годах предусмотрено обновить до 39 ГВт мощностей в двух ценовых зонах и до 2 ГВт в неценовых зонах. Между I и II ценовыми зонами объем распределяется в пропорции 80 % (I – Центр и Урал) к 20 % (II – Сибирь). Из 41 ГВт на конкурсе разыгрываются 85 %, на квоту правительственной комиссии выделено 15 %. В отличие от КОМ, проекты по модернизации КОММОД отбираются в рамках аукциона, одним из критериев которого является наиболее низкая себестоимость будущих поставок электроэнергии.

Сейчас первые контракты на модернизацию состоялись. По итогам «залпового» аукциона и заседания правительственной комиссии определены проекты модернизации ТЭС на 2022‑2024 гг. Из поданных заявок (примерно на 22 ГВт) выбраны 30 проектов по квоте КОММОД (8,61 ГВт) и 15 проектов (1,78 ГВт) по квоте правительственной комиссии. Все 29 проектов в I-ЦЗ, касаются обновления газовых станций за исключением Ижевской ТЭЦ-2 «Т Плюс», а все 16 проектов в II-ЦЗ – угольных ТЭЦ. Больше всего от первого аукциона выиграли «ИнтерРАО» и «Юнипро», которым досталось, соответственно, 43 % и 17 % совокупных мощностей в мегаваттах и 24 % и 8 % в капвложениях.

В ходе второго отбора на 2025 год отобраны 25 проектов суммарной мощностью 4 023,9 МВт. Отбор позволил увеличить проекты ТЭЦ (примерно половину объема), а также привлечь к обновлению новых генераторов. Основной объем модернизации по‑прежнему достался пулу крупнейших энергокомпаний, среди которых «Газпром энергохолдинг», «Интер РАО» и «Юнипро».

По данным Минэнерго, реальные цены по итогам первого КОММОД оказались на 30‑40 % ниже прогнозных: одноставочная цена на электроэнергию после модернизации (LCOE) составит от 1,6 до 2,2 тыс. рублей за 1 МВт-ч, удельный CAPEX отобранных проектов – 7,2 тыс. рублей за 1 кВт – это втрое ниже установленного предела по капзатратам.


Эффективность или стоимость

Участники сессии «Модернизация тепловой генерации в России: успешная реализация и настройка механизмов», прошедшей на Российской энергетической неделе, согласились с тем, что первые отборы показали высокую конкуренцию, серьезное снижение капитальных затрат и одноставочной цены. Тем не менее дискуссия вокруг КОМа и КОММОДа с участием представителей Совета рынка, Минэнерго, профильного комитета Госдумы и ведущих генерирующих компаний подтвердила, что основные вопросы к новому механизму привлечения инвестиций в отрасль сохраняются.

По мнению заместителя министра энергетики Юрия Маневича, завтрашний день энергосистемы и тепловой генерации, как основной составляющей этой системы, определит стратегическое планирование отрасли. «Мы должны создать и проработать такие критерии как для конкурсного отбора, так и для правительственной комиссии, которые, с одной стороны, обеспечат рыночный подход и здоровую конкуренцию, а с другой стороны – развитие тех планов, которые мы обсуждаем в рамках стратегии», – отметил чиновник.

Сейчас проект Энергетической стратегии РФ до 2035 года находится в стадии обсуждения. Поэтому, по мнению генерального директора ООО «Сибирская генерирующая компания» Степана Солженицына, программа КОММОД «затеяна, как мостик в неизвестное будущее». Напомнив о том, что благодаря предыдущей программе КОМ в энергетике появились новые мощности в расчете на рост промышленности, а расчет в итоге не оправдался, глава компании признал, что никто не знает, каким будет спрос через 15 лет и будет ли экономика расти на 5‑6 % в год. Поэтому важно сделать упор на надежность оборудования, а эти параметры измеряются не в рублях, а в степени модернизации оборудования. «На мой взгляд, у нас с конкурентным аспектом получается всё, а с вопросом глубины модернизации – пока еще не совсем», – заметил Степан Солженицын.

Представителя генерирующей компании поддержал директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов: для крупных потребителей электроэнергии глубина модернизации и связанная с ней эффективность также оказались важнее полученной в ходе первых отборов цены. По мнению спикера, в будущие проекты необходимо закладывать эффект от модернизации парогазовых установок: «Должны снижаться удельные расходы топлива, расти коэффициент использования установленной мощности и эффективность в энергосистеме, в результате стоимость электроэнергии должна снижаться. Мы видим примеры, когда ПГУ реально снижают цену. Поэтому мы выступаем за ПГУ и гидрогенерацию во второй ценовой зоне, это те проекты, которые реально в перспективе могут снижать стоимость электроэнергии на рынке».


Сначала ГРЭС, потом ТЭС

Еще одна особенность первых конкурсов – преимущественный отбор ГРЭС с большой установленной мощностью блоков и высоким КИУМ. То есть из‑за минимизации цены более 80 % отобранных для модернизации мощностей оказались проектами электростанций, производящих только электрическую энергию. ТЭЦ проиграли в конкуренции, так как капремонт у них дороже и оборудования для модернизации больше. Кроме того, они производят тепло, объем которого в отпуске продукции и в стоимости в разы выше, чем электроэнергия. Поэтому некоторые из участников поначалу предлагали дать конкурировать между собой проектам одной категории.
Вместе с тем, в первом отборе доля ТЭЦ составила немногим более 15 %, но во втором – почти 50 %. Отбор прошел даже единственный проект ТГК-2, из‑за которого после предыдущего проигранного конкурса компания просила кабмин пересмотреть итоги.

«Понятно, что на первом этапе прошли самые дешевые и самые большие, но модель самонастраивается, и мы видим эти эффекты, – прокомментировал ситуацию заместитель председателя правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» Федор Опадчий. – Если посмотреть на кривую предложения, у нас оба проекта, которые заявлены в 85 %, находятся очень близко к точке отсечения. Можно прогнозировать, что на следующих конкурсах они естественным путем попадут в отбор, даже если мы не меняем исходную постановку задачи».


Почему КОММОД лучше, чем КОМ

По мнению председателя наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии» Александры Паниной, механизм КОММОДа лучше зарекомендовал себя, чем у КОМа.

«Во-первых, в КОММОДе есть договоры, которые гарантируют на 16 лет поставки и сроки, то есть фиксируют обязательства, – пояснила она. – Во-вторых, просто повышение стоимости КОМ вместо запуска новой программы модернизации привело бы к тормозу обновления мощностей, так как собственник, получая повышенный платеж не будет заинтересован в выводе неэффективных блоков. В-третьих, собственники конкурируют своими индивидуальными затратами, эксплуатационными затратами, капзатратами, прибылью в РСВ. Хорошо отработал – у тебя хорошие результаты. Нет – значит, плохие. КОМ сделан таким образом, что цена определяется по точкам, регулируемым государством, ценовая заявка в КОМе бессмысленна. А ценовая заявка в КОММОДе очень осмысленна, рассчитана и «поджата» генераторами в конкуренции. Более того, в КОММОДе есть входной билет – мы даем деньги не всем, а тем, кому они нужны, у кого оборудование изношено, у кого ресурс превышен.

Кроме того, КОММОД это огромный вклад в российское машиностроение. Деньги остались в России, вложены в машиностроительный комплекс и начали создавать в стране мультипликационный эффект. В КОМе мы такую возможность не видим.

Еще один аргумент – цена, которая сложилась в КОММОДе, ниже, чем одноставочная цена ОРЭМ. Это говорит о том, что если бы эти собственники имели возможность получать одноставочную цену ОРЭМ, то им не надо было бы никаких мер поддержки. А так они вынуждены просить средства в КОММОДе. Поэтому КОММОД – правильный и здоровый механизм».

С точки зрения председателя комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, в условиях неопределенности, отсутствия отраслевой стратегии, несовершенства оптового рынка и снижения инвестиционной привлекательности КОММОД можно считать хотя и вынужденным, но целесообразным механизмом привлечения средств.

Парламентарий отметил, что на первом этапе победили проекты по капремонту, а не модернизации, но уже на втором отборе ситуация изменилась.

«Прошел второй отбор – и уже больше тепловой генерации, ТЭЦ, появилась более глубокая модернизация, – сообщил он. Возможно, следует что‑то подкорректировать в ручном режиме с отсечением в каждом следующем отборе неэффективных проектов, стимулируя промышленность производить более энергоэффективное оборудование. Но в целом мы очень положительно оцениваем ситуацию, она не критична, но требует донастройки в пользу эффективности и глубины модернизации».

Модернизация в энергетике

КОММОД contra КОМ: первые итогиКод PHP" data-description="Программа модернизации теплоэнергетики, которая получила название КОММОД (конкурентный отбор проектов модернизации), уже прошла в 2019 году два отбора: первый залповый на 11 ГВт на 2022‑2024 гг. с отбором на правительственной комиссии и конкурсный на 2025 год. Участники рынка полагают, что в программе есть что корректировать.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/377/3721923.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/d0c/d0cf220198e038480444ee399aa4b4aa.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные