16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/374/9374013.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (374) сентябрь 2019 года

Нажать на газ

Российский рынок газомоторного топлива обещает вырасти в ближайшие пять лет в десятки раз

Газомоторное топливо в виде компримированного (КПГ) и сжиженного природного газа (СПГ) в ряде стран рассматривается в качестве перспективного конкурента традиционным видам топлива.

На стороне этого мирового тренда – более низкая стоимость и экологичность газомоторного топлива (ГМТ) по сравнению с бензином и дизельным топливом. Тем не менее, в большинстве случаев для распространения «голубого топлива» на транспорте, увеличения автопарка и создания заправочной инфраструктуры необходима поддержка со стороны государства. Россия располагает огромными запасами природного газа, но и она не исключение: чтобы форсировать рынок, правительство и производители ГМТ прилагают серьезные усилия.


Догнать и перегнать

О необходимости ускорить развитие рынка ГМТ заговорили на правительственном уровне давно. В мае 2013 года Владимир Путин провел совещание о перспективах использования газомоторного топлива. Президент отметил, что природный газ используется в этих целях более чем в 80 странах мира, но Россия, несмотря на ресурсные и технологические возможности, занимает только 20‑е место на рынке газового топлива. Чтобы вывести страну на лидирующие позиции, Путин наметил ряд мер, среди которых значились подготовка соответствующей нормативно-правовой базы, введение системы льгот и преференций для потребителей, создание условий для расширения газозаправочной инфраструктуры и пунктов технического обслуживания и другие. По итогам совещания были сформированы поручения правительству, среди которых – разработка и принятие комплексного плана расширения использования газа в качестве моторного топлива и внесение в этой связи изменений в соответствующие государственные программы.

В том же году было принято постановление правительства, по которому к 2020 году в российских городах-миллионниках на газомоторное топливо должно быть переведено до 50 % общественного транспорта и муниципальной техники. В городах с численностью населения более 300 тыс. этот показатель должен доходить до 30 %, а в населенных пунктах с населением свыше 100 тыс. человек – до 10 %.

Справедливости ради надо отметить, что в 2013 году рынок ГМТ в стране уже показывал рост: с 2000 года потребление выросло с 68 млн кубометров в пять раз, причем только за 2012 год рост составил 8 %. Сказалось, в том числе, решение о выделении 3,5 млрд рублей на субсидирование регионов по приобретению автобусов и техники, работающих на газе. Кроме того, в отрасль начали поступать инвестиции от производителей ГМТ: основной инвестор «Газпром газомоторное топливо» планировал в 2013 году выделить на развитие рынка миллиард рублей.

В целом шесть лет назад инфраструктура отрасли была представлена 200 газомоторными заправками (со средней загрузкой 17 %) в 58 регионах и примерно 103 тысячами автомобилей, использующих комприрированный природный газ. Для сравнения, количество автомобилей, использующих газ в качестве топлива, к 2013 в мире достигало уже 17,2 млн единиц и по темпам роста (12‑кратное увеличение с 2000 года) явно опережало российские показатели. К 2013 году объем потребления ГМТ в России составлял 390 млн тонн или 0,2 % от мирового. Это было меньше, чем в далеком 1990 году (500 млн тонн).


На третьей волне

Большую роль в развитии зарубежного рынка ГМТ сыграли различные стимулирующие организационные, финансовые и технические меры, которые включали не только льготы и субсидии, но и другие средства поощрения и принуждения. В том числе – запрет на эксплуатацию дизельных автомобилей в крупных населенных пунктах и природоохранных зонах, приоритет на получение муниципального заказа предприятиями, использующим технику на ГМТ, запрет на строительство автозаправочных станций без блока заправки машин компримированным природным газом и т. п. Особенно заметно сказалась государственная политика по замене на газ дорогого экспортного традиционного топлива в ряде развивающихся стран. По этой причине первую пятерку лидеров составили Пакистан, Аргентина, Иран, Бразилия и Индия – страны, которые почти на 50 % используют ГМТ.
России еще предстоит в полной мере реализовать эти и другие стимулирующие меры, чтобы достичь предусмотренных правительством показателей по развитию рынка ГМТ.

По мнению заместителя гендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, с 2013 года в России реализуется уже третья волна газификации транспорта. Первая программа стартовала в 1936 году, вторая – в 1985 году, когда были приняты планы по переводу на газ миллиона автомобилей и по строительству 500 заправочных станций. Третья волна связана масштабными программами обновления отрасли, как с технологической, так и с нормативно-правовой точки зрения.

Ключевые направления этой «третьей волны» содержатся в программе «Развитие газомоторного топлива до 2024 года», подготовленной Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса в конце 2018 года: рост количества газовых заправок за шесть лет должно вырасти в 4 раза, продажи газа на них – в 5 раз. Бюджетные расходы на реализацию программы могут составить почти 175 млрд рублей, которые пойдут на субсидии нефтегазовым компаниям, производителям автомобилей, региональным властям на закупку общественного транспорта и другим участникам рынка. К примеру, компаниям, где более половины акций принадлежит государству, за пять лет предстоит полностью переоборудовать свой автопарк под использование газа.

Предполагается, что нефтяные и газовые компании получат компенсации от 25 до 40 % расходов на строительство новых газовых заправок, исходя из стоимости 150 млн рублей одной заправки СПГ (криоАЗС) и 160 млн рублей для заправки КПГ (АГНКС). Это должно сократить сроки окупаемости создания заправочной инфраструктуры до 7‑8 лет. На эти цели Минэнерго предлагает выделить в 2019‑2024 гг. 40 млрд рублей. Еще 67,5 млрд рублей за этот же период Минпромторг распределит между производителями транспортных средств, работающим на газовом топливе, для увеличения автопарка.

По данным «Газпром газомоторное топливо», на субсидии производителям техники на природном газе в 2014‑2018 году было направлено из бюджета более 19,5 млрд рублей – это позволило потребителям приобрести почти 15 тысяч единиц техники по рыночной стоимости – без субсидий она обошлась бы покупателям на 10‑15 % дороже обычной.

На закупку компаниями железнодорожного и водного транспорта на СПГ предлагается направить 16 млрд рублей. В программе также указаны расходы на «пропаганду расширения использования природного газа в качестве моторного топлива» в объеме 1 млрд рублей.

Результатом реализации программы к 2024 году должен стать рост рынка сбыта газового моторного топлива на внутреннем рынке до 3,8 млрд кубометров в год и появление развитой сети из 1,4 газовых заправок. Оптимистические прогнозы на 2030 год предусматривают рост потребления газа на транспорте до 10,7 млрд кубометров в год и рост автопарка до 700 тыс. единиц. Годовой экономический эффект снижения топливных затрат на всех видах транспорта при реализации программы «Развитие рынка газомоторного топлива» оценивается более чем 300 млрд рублей к 2030 году.


Рынку хотят придать ускорение

По данным комитета Госдумы по энергетике сейчас в России действуют 380 автомобильных газовых заправок, каждый год вводится в строй до 35 новых газовых АЗС. С 2000 по 2018 г. продажи через них выросли с 82 млн до 624 млн кубометров газа, а количество техники, использующей газ, достигло примерно 150 000 единиц. Сегодня модельный ряд российского заводского газомоторного транспорта включает 229 модификаций, а за период с 2014 по 2018 гг. в России было выпущено около 20 тыс. ед. газомоторной техники. Тепловозы на газовом топливе планирует освоить к 2021 году Брянский машиностроительный завод (структура «Трансмашхолдинга»).

Три четверти газовых АЗС принадлежат «Газпром газомоторное топливо», дочерней компании «Газпрома». По данным компании, к 2020 году она планирует иметь 500 газозаправочных станций. В планах «Газпрома», которые озвучил в 2013 году глава совета директоров Виктор Зубков, – построить 2,5 тыс. газовых заправок до 2030 года, инвестировав в строительство 241 млрд рублей.

К созданию инфраструктуры подключилась «Роснефть»: совместно с китайской Beijing Gas компания собирается построить 170 газовых заправок к 2028 году. «Новатэк» в прошлом году запустил среднетоннажный СПГ-завод в Высоцке и строительством малотоннажных СПГ-заводов в Магнитогорске и Челябинске, одновременно развивая в регионе сеть заправок для карьерной техники, грузового и муниципального автопарка.

Несмотря на субсидии на приобретение более дорогих машин, работающих на газовом топливе, и на создание инфраструктуры, рынок газомоторного топлива развивается крайне медленно. По оценкам экспертов, газ для автопарка составляет чуть больше 0,1 % спроса на топливо в России, а машин на метане – 0,3 % автопарка.

В конце прошлого года Владимир Путин настойчиво предложил бизнесу принять участие в развитии рынка ГМТ при условии, что проекты должны быть экономически выгодными и никому не навязываться. Речь шла о создании современной инфраструктуры, сроительстве заправочных станций, переводе корпоративного, общественного и коммунального транспорта на сжиженный природный газ.

Уже в мае 2019 года в ходе совещания у первого зампреда правительства Антона Силуанова были заявлены новые параметры бюджетного финансирования программы развития рынка газомоторного топлива, в том числе увеличение субсидирования производителей техники, работающей на газе, с 2,5 млрд до 5,2 млрд. Сообщалось также, что Минэнерго дорабатывает дорожную карту развития рынка ГМТ, чтобы включить в нее мультипликативный эффект от частных инвестиций «Газпрома», «Роснефти» и «Новатэка» как минимум в 10‑кратном размере в сравнении с бюджетными затратами.



Павел Постовалов, Начальник управления по транспорту Ленобласти:

– Сегодня в Ленинградской области эксплуатируются всего 4 газозаправочных объекта 2 АГНКС в Гатчине и Кингисеппе и 2 модуля КПГ на АЗС в Тихвине и Тосно. Для использования экологически чистого транспорта в регионе реализуется государственная программа «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области», в рамках которой действует мероприятие «Перевод транспорта на газомоторное топливо». Этот перевод в 2016 году осуществлялся путем предоставления субсидии юридическим лицам на компенсацию части затрат, связанных с уплатой первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) газомоторной техники. С использованием субсидий приобретено 60 единиц газомоторных автобусов, которые эксплуатируются на территории области.

Преимущества развития ГМТ это: экологичность, экономичность, эффективность. Учитывая протяженность маршрутов общественного транспорта в Ленобласти, газовое топливо станет хорошим подспорьем как в обновлении парка техники, так и в снижении вредных выбросов в атмосферу.


Топливо

Похожие Свежие Популярные