16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/362/2828295.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (362) март 2019 года

Конкуренция в энергетике: как ее видят участники отрасли

3374
Фото: pok60.ru

Одной из актуальных тем в энергетике сегодня стало развитие конкуренции. Речь идет не просто о принципе развития отрасли, но и о таких мерах, как, например, контроль со стороны государства за конкурентным сектором, ведь инициативы по усилению контроля постоянно обсуждаются.

В дискуссии приняли участие представители Государственной Думы, Минэнерго, Российского союза промышленников и предпринимателей, ФАС, Совета рынка и Сообщества потребителей энергии, генерирующих компаний и экспертов отрасли, представителей крупных промышленных компаний.

Государственная Дума поддерживает конкуренцию, понимая ее разумность и обоснованность, а также возможные ограничения. Это отмечается на разного рода мероприятиях, итогами которых становятся рекомендации, которые претворяются в жизнь. Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный выделил главные цели развития отрасли, а также проблемы, которые предстоит еще решить, если вести речь о полноценной конкуренции. Спикер отметил, что сегодня сформирован более-менее функционирующий оптовый рынок электроэнергии, обремененный механизмами ДПМ и перекрестным субсидированием нескольких видов. Комитет исходит из того, что проблему перекрестного субсидирования – острейшую из всех проблем, тормозящих развитие электроэнергетики, нужно решать в увязке с повышением эффективности сетевого комплекса и электроэнергетики в целом. То есть не за счет одних только тарифных решений, но и за счет повышения эффективности. Главным является выравнивание тарифов для населения и промышленности. По расчетам Высшей школы экономики, экономически обоснованные ставки для населения должны быть в 1,3‑1,4 раза выше, чем для предприятий. Наиболее рациональным подходом был бы рост цен для населения по схеме «инфляция плюс», а для промышленности – «инфляция минус» или не выше инфляции. Тем более что доля бытового потребления растет: за 25 лет она увеличилась с 12 % до 18 % от суммарного потребления в стране.


Ожидания оправдались не полностью

По словам председателя наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей энергии» Александры Паниной, энергетика сравнительно недавно начала функционировать в условиях конкурентного рынка – с 2006 года. В ходе реформы изменилась структура отрасли: произошло разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций.

Целевая модель функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности, которая формировалась последовательно последние полтора десятилетия. И сегодня мы видим работающие конкурентные механизмы в энергетике: рынок на сутки вперед, балансирующий рынок, конкурентный отбор мощности.

Однако следует признать, что ожидания формирования честного свободного конкурентного рынка не оправдались на 100 % – полной либерализации рынка электроэнергии и мощности так и не произошло. Доля реализации электроэнергии и мощности по «регулируемым договорам», цена электроэнергии по которым в подавляющем случае ниже цены на РСВ, составляет уже 16 %, и налицо тенденция увеличения этого показателя. При этом доля «свободных договоров» составляет всего 4 %, хотя фактически на ОРЭМе существует конкуренция генераторов между собой и отсутствует конкуренция за потребителя.

Сетевые, «цифровые» и иные надбавки, перекрестное субсидирование формируют неравные условия для разных видов генерации, увеличивая конечную стоимость электроэнергии оптовой генерации для потребителя.

Госпожа Панина призвала регуляторов и участников рынка к развитию свободных двусторонних договоров как основному инструменту покупки / продажи электроэнергии; перезапуску биржевой торговли, в том числе с использованием финансовых инструментов, не учитываемых в торговой системе ОРЭМа (фьючерсы, форвардные контракты); развитию рынка системных услуг и расширению состава участников и перечня оказываемых услуг.


Возможности создает рынок

По словам главы Совета рынка Максима Быстрова, заметный вклад в ограничение конкуренции на оптовом рынке вносит сохранение сетевых ограничений, препятствующих перетокам мощности между регионами.
– Мы периодически видим это на примере Сибири, которая при запирании сечений делится на две части: в Восточной Сибири формируются нулевые цены, а в Западной – высокие, – пояснил он.

Господин Быстров отметил, что грамотное развитие сетевой инфраструктуры может оказаться не менее действенным способом развития конкуренции, чем строительство новых генерирующих мощностей. Он также добавил, что, безусловно, одним из самых часто упоминаемых факторов, ограничивающих конкуренцию на ОРЭМе, являются большие объемы нерыночных обременений на рынке мощности.

– Несмотря на то что государство всегда декларирует конкуренцию, рынок все равно рассматривается им как «квазибюджетное» финансирование, которым удобней оперировать, чем бюджетными деньгами, – рассказал Быстров. – По нашим подсчетам к 2024 году суммарный объем нерыночных надбавок может составить уже 660 млрд рублей. Коллеги, это безумная цифра.

Говоря о том, как сделать «неконкурентное конкурентным», Максим Быстров подчеркнул, что в части конкурса ВИЭ-генерации – это может быть единый технологически нейтральный конкурсный отбор по критерию одноставочной цены. Модернизация ТЭС в ценовых зонах – это конкуренция проектов. Модернизация и новое строительство в неценовых зонах и на Дальнем Востоке должны осуществляться в виде конкурентного отбора инвестпроектов.

Кроме того, конкуренцию ограничивает и отсутствие действенных механизмов вывода из эксплуатации неэффективных мощностей. Решением может стать уточнение текущей процедуры.


Решения на государственном уровне

Компания «РУСАЛ» не считает себя генератором электроэнергии, хотя имеет свое видение конкуренции в энергетике.

– Мы крупнейший потребитель электроэнергии в стране, – сказал директор по работе с естественными монополиями ЗАО «РУСАЛ Глобал Менеджмент Б. В.» Максим Балашов.

Он отметил высокую конечную стоимость энергоресурсов, что вынуждает производителя либо закрывать производство, либо строить собственную генерацию. Господин Балашов считает, что конкурентное снижение цены за счет КОМ и РСВ нивелируется нерыночными платежами (надбавками), в том числе за счет включения в сетевые тарифы затрат на «цифровизацию», оплату «бумажного» сетевого резерва, замещения выпадающих доходов МРСК экономией от дифференциации тарифов ФСК.

Максим Балашов считает, что необходимо обеспечить увеличение объемов, участвующих в механизме ценозависимого снижения потребления, который является альтернативой строительству новых сетевых или генерирующих мощностей. Нужно стимулировать увеличение конкурентных процедур при модернизации генерации в ценовых и неценовых зонах. Далее стоит реализовать на законодательном уровне поручения президента о сдерживании роста тарифов на электроэнергию не выше инфляции, а также об ограничении времени действия существующих и запрете на появление новых видов платежей (надбавок) межотраслевого и межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике. И наконец, необходим план мероприятий по развитию конкуренции на оптовом и розничном рынке, в котором должен быть предусмотрен поэтапный график доведения структуры цены до целевого конкурентного состояния, а также смягчены ограничения по использованию потребителями собственной генерации, работающей параллельно с энергосистемой, и стимулирование участников к заключению долгосрочных договоров.

Свежие Популярные