16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/361/1511924.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (361) март 2019 года

Избавиться от рутины

1323

Умные технологии способны на многое: проверить квалификацию контрагента, провести собеседование по телефону и проинформировать о рисках возникновения аварийной ситуации.

В последнее время без обсуждения возможностей применения цифровых технологий не обходится практически ни одно мероприятие. Несомненно, цифровизация – яркий тренд нашего времени, с развитием которого связаны большие надежды как государства, так и отраслевых компаний. Другое дело, что под термином «цифровизация» каждый понимает что‑то свое. Кто‑то до сих пор ассоциируют его непосредственно с роботами, а кто‑то – с автоматизацией конкретных процессов. На самом деле цифровизация – более широкое понятие.


Внимательный взгляд на «цифру»

Если рассматривать цифровизацию глобально, это переход от ручного выполнения операций, бумажных носителей и привычных разговоров по телефону к новому формату, когда все, что ранее выполнялось вручную, зрительно и голосом, а также фиксировалось на бумаге, теперь передается информационным системам. Под цифровизацией понимается широкий спектр решений и возможностей, в частности электронный документооборот, электронная подпись, роботизация, интернет вещей, анализ больших данных, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, чат-боты, развитие и кроссфункциональная интеграция систем.

При этом цифровые процессы можно разделить по уровням сложности. Допустим, электронный документооборот или системы класса ERP – базовые и, к слову, не новые решения, применяемые в мире на протяжении практически 50 лет и 10‑15 лет в России, правда, пока не повсеместно. Что касается искусственного интеллекта, роботизации, интернета вещей и Big Data, это уже более продвинутые инструменты, также попадающие под термин «цифровизация». Своего рода подразделом цифровизации является Индустрия 4.0, или так называемая четвертая промышленная революция. В данном случае речь идет о внедрении на объектах промышленности различных производственных систем и роботов.


Документы обработает робот

Учитывая многообразие передовых технологий, особый интерес представляют практические ИТ-кейсы отечественных компаний. Соблюдая политику конфиденциальности, мы не можем указать названия компаний, но в данном случае важны не персоналии, а опыт использования умных решений.

Так, известная телеком-компания запустила серьезную программу цифровизации по всем функциям и подразделениям, охватив закупки, продажи, маркетинг, административно-хозяйственный, финансовый и технический блоки. В частности, было решено роботизировать некоторые рутинные процессы путем использования RPA (Robotic process automation), работающих на алгоритмах и чем‑то напоминающих макросы и скрипты.

Происходит это так: на компьютер пользователя или на некий виртуальный компьютер компании, имеющий единое хранилище, устанавливается специализированное приложение по роботизации рабочих процессов, допустим, обработки первичных учетных документов бухгалтерии. Прежде, когда документация поступала на почту, сотрудник вручную скачивал файл, проверял реквизиты и переносил их в электронную таблицу либо в приложение учета ресурсов. После автоматизации данного процесса при поступлении документации на почту ее обработкой занимается информационная система. Робот может самостоятельно войти в почту, скачать pdf-файл, открыть приложение учета ресурсов, произвести сверку данных и заполнить поля.

Кстати, в сфере телекома акцент изначально сделан на автоматизацию работы технического блока ввиду того, что профильные компании отвечают за большое количество базовых станций, расположенных по всей стране – повсеместно на крышах зданий установлены мачты и антенны, принимающие и передающие сигналы. Бесперебойное функционирование базовых станций обеспечивается путем технических обследований и ремонтов, причем не всегда плановых ввиду непогоды, поломок или преднамеренных взломов. Сегодня такие станции оборудованы многочисленными датчиками и системами видеонаблюдения, благодаря чему можно предотвратить аварийные ситуации, оперативно устранить неполадки или произвести ремонт практически незаметно для абонентов. Дело в том, что вся информация с базовых станций автоматически передается в единый центр управления сетью, обрабатывается, и уже специалист принимает решение о необходимых мероприятиях. Такой опыт может быть полезен и энергетикам, к примеру, для контроля за состоянием линий электропередачи и оперативного устранения неполадок в случае обледенения, разрывов электросетей.


Тщательная проверка

Активно внедряют новые технологии промышленные предприятия, хотя они тоже давно знакомы с умными решениями. Так, на крупном металлургическом заводе еще несколько лет назад, когда это не называлось цифровизацией, были установлены датчики на прокатном производстве, контролирующем и управляющем оборудовании. Информация с них визуализируется на мониторе руководителя в режиме реального времени.

Сегодня, безусловно, появились новые инструменты, и предприятие вкладывает значительные инвестиции в умные технологии. К примеру, не так давно на заводе внедрили электронную процедуру квалификации контрагентов: компания, известная на российском и международном рынке, начиная взаимодействовать с новым контрагентом, хочет быть уверена в его квалификации и компетенции.

В настоящее время данная процедура осуществляется следующим образом: после регистрации контрагента в системе ему предлагают пройти общую квалификацию, заполнив базовые сведения о представляемой компании. Далее в автоматизированном режиме данные в заявке сверяются с данными СПАРК – это система проверки компаний, которая позволяет в режиме реального времени получить необходимые сведения о контрагенте: его деятельности, актуальном составе руководства, выписках из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, возможных долгах и судебных процессах и многом другом. СПАРК производит моментальный сбор информации и предоставляет пользователю полный набор источников с наиболее качественными данными.

Если проверка пройдена успешно, контрагент считается квалифицированным в общей квалификации, и ему предлагается пройти процедуру категорийной квалификации, то есть проверить, соответствует ли он конкретной задаче. Следовательно, контрагент, имея интерфейс в веб-приложении, загружает туда необходимую информацию, пишет комментарии, после чего цифровая заявка поступает ответственному специалисту, который и принимает решение о том, достаточна ли квалификация контрагента для сотрудничества с металлургическим предприятием.


Обучение в виртуальной реальности

Интересный и относительно новый пример применения возможностей цифровизации – использование очков виртуальной реальности (VR) для тренинга персонала. Не секрет, что для многих компаний одним из приоритетов является охрана труда, и для обучения сотрудников правилам безопасности они прибегают к разным форматам, в том числе лекциям и практическим занятиям. Теперь же можно не просто рассказывать о потенциальных опасностях, но и, погрузив работников в виртуальное пространство, продемонстрировать им возможные риски.

Упомянутое ранее металлургическое предприятие придерживается серьезной политики по предотвращению рисков и целенаправленно делает ставку на митигации всевозможных неблагоприятных ситуаций в части промышленной безопасности. Применение для тренинга персонала очков виртуальной реальности – хорошая альтернатива привычному инструктажу.

Надевая VR-очки, сотрудник попадает в конкретную ситуацию и, не подвергаясь опасности, может попытаться применить знания и навыки, чтобы устранить негативные последствия. Прошедшие подобный тренинг подтверждают: он гораздо эффективнее чтения инструкции или тематической лекции, поскольку предлагаемый формат способствует лучшему запоминанию материала. Неудивительно, что отраслевые компании в настоящий момент внимательно изучают данный инструмент.

Это лишь несколько примеров того, как информационные технологии берут на себя рутинные операции и облегчают производственный процесс. Возможно, вы тоже захотите поделиться опытом применения умных решений на своем предприятии.

Отправить на Email

Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.