16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/339/3277212.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (339) апрель 2018 года

Кто заплатит за умные счетчики

Информационные технологии Ольга МАРИНИЧЕВА

Масштабные планы по внедрению систем интеллектуального учета энергии в электрических сетях России встретились со множеством проблем, включая вопросы прав собственности на приборы учета, трудности с определением зон ответственности участников процесса.

Главной из нерешенных задач является неясность механизма финансирования, требующего многомиллиардных затрат даже при условии, что внедрение «умных» счетчиков будет происходить эволюционным путем.

Изначально было заявлено, что внедрение «умного» учета будет производиться за счет ресурсоснабжающих организаций. Сегодня Минэнерго рассматривает возможность включения «нормативной» стоимости счетчиков в базу расчета тарифов сетевых или сбытовых компаний.
Эти вопросы обсуждались в ходе парламентских слушаний «Проблемы развития интеллектуальных систем учета и пути их решения», состоявшихся в конце марта в Совете Федерации и призванных согласовать позиции игроков и регуляторов в отношении законопроекта ««О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности)».



Суть проекта

Как напомнил председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев, поправки к законопроекту об интеллектуальных системах учета – ИСУ должны быть внесены в срок до 1 июня этого года.

В числе базовых принципов, заложенных в законопроекте, – снятие ответственности за установку и дальнейшее сопровождение прибора учета с потребителя – физического лица и перенесение ее на ресурсоснабжающую организацию (РСО), положение о бесплатной и недискриминационной передаче информации, необходимой для деятельности основных субъектов рынка электроэнергии. Предусмотрена также установка единых требований к системам учета для каждой из категорий потребителей, тем более что сегодня система организации учета «выглядит довольно пестро».

«Российский парк приборов учета электроэнергии можно сравнить с музеем истории оружия, в котором можно увидеть и каменный топор, и высокоточную ракету», – говорит заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко.

По данным министерства, сегодня в России насчитывается более 75 млн точек учета ресурсов, включая 45,7 млн точек учета в многоквартирных домах. Еще 16,5 млн точек приходится на объекты индивидуального жилищного строительства, 10 млн – на юрлица и 3,6 млн – на точки подключения потребителей, приравненных к населению. При этом точки, оснащенные интеллектуальными приборами учета, составляют лишь 11 %, точки, оснащенные обычными приборами учета, – 85 %, а 4 % не имеют приборов учета вовсе.

Такое положение дел порождает массу проблем и для потребителей, обремененных дополнительными обязанностями вроде проведения сверок приборов, создает нескончаемые споры между потребителями и РСО, электросетевыми и сбытовыми компаниями.

Одна из новаций, заложенных в обсуждаемом законопроекте, – введение единых минимальных требований по функционалу, которым должны соответствовать все приборы учета, подчеркивает Вячеслав Кравченко. Производители счетчиков смогут добавлять опции, но массовый набор функций определят регуляторы, что позволит унифицировать создаваемые системы ИСУ.

Как подчеркивали участники встречи, переход к «умному учету» позволит решить множество проблем, включая снижение энергоемкости российской экономики, обеспечение прозрачности деятельности естественных монополий, снижение технологических и коммерческих потерь.

Внедрение умного учета не только электроэнергии, но и других ресурсов поможет оптимизировать режимы загрузки коммунальной инфраструктуры и уйти от ненужных издержек на строительство новых мощностей, разобраться с мошенниками, которые корректируют показания приборов учета, напомнил заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.



Выгоды и подводные камни

Одна из главных выгод от внедрения интеллектуальных систем учета, названная генеральным директором «Россетей» Павлом Ливинским, – снижение потерь электроэнергии, составляющих около 15,3 % в распределительных сетях и около 9 % в сетевом комплексе в целом.

«Поставленные нами целевые ориентиры снижения уровня потерь до 4 % при условии стопроцентного внедрения ИСУ абсолютно реальны», – утверждает господин Ливинский. В качестве примера он приводит проект по внедрению умного учета, реализованный в двух РЭС Калининградской области.

По мнению главы «Россетей», оптимальный вариант внедрения ИСУ – передача счетчиков в ведение сетевых компаний, «отвечающих за качественное и надежное энергоснабжение потребителей». Как считают в «Россетях», такое решение снимает множество проблем – в частности, исключает сомнения по поводу достоверности данных, циркулирующих в единой информационной системе, поскольку у государства существует эффективный механизм контроля в этой сфере.

Иной точки зрения придерживается председатель правления «Интер РАО» Борис Ковальчук, который считает, что такое решение «монополизирует сегмент». «Россети» предлагают спрямить путь от генератора до потребителя, но непонятно, куда в такой системе мы денем и без того серьезную проблему перекрестного субсидирования, которое оценивается в сотни миллиардов рублей, – поясняет он. – Для создания реальной конкуренции в секторе логично было бы, если бы установка приборов учета была правом сбытов, сетей и ТСЖ, а не обязанностью сетей».

Еще один спорный вопрос – разграничение зон ответственности участников процесса. «Россети» выступают за установку приборов учета на границе своих сетей – предложение, которое совершенно не устраивает «Интер РАО».

«Идет провод в дом, и на доме мне как энергосбытовой компании надо установить прибор учета, чтобы фиксировать общедомовые нужды, – поясняет суть претензий господин Ковальчук. – Мне говорят: «Ты не имеешь права, это право принадлежит только сетевой организации». Но сети в этот момент решили устанавливать приборы на границе балансовой принадлежности. Как я буду вычленять общедомовые нужды? Это мое право как гарантирующего поставщика, это право ТСЖ, если они чувствуют, что в доме воруют электроэнергию».



А кто заплатит?

Но особенно жаркие споры вызвала финансовая сторона установки «умных счетчиков». По подсчетам «Интер РАО», стоимость 50 млн «умных» счетчиков для не оснащенных такими приборами точек учета составит около 5 млрд долл. США, даже если брать самую экономичную разновидность приборов учета.

Это немало и для крупных игроков рынка, даже при условии, что процесс внедрения «растянется» на 10 лет. «Россети» сообщили о возможности осуществлять «цифровизацию» сетей за счет собственных и привлеченных средств, без увеличения нагрузки на потребителя. По мнению большинства участников встречи, такой вариант, предполагающий установку «умных» приборов учета за счет экономии, выглядит маловероятным.

«Скорее всего, речь будет идти о рассроченном платеже, о возможности оплачивать установку «умных» счетчиков за счет тарифной составляющей, каких‑либо других источников, – говорит Наталья Невмержицкая, председатель правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний. – Экономия может стать одним из источников финансирования, но она не может быть единственным источником, так что мы должны говорить не о бесплатности всего процесса, но о том, что мы снимаем с потребителя разовый платеж».

«У сетевых компаний по тарифному законодательству вся экономия вырезается, – подтверждает Борис Ковальчук. – В регулируемой деятельности нет никакой возможности без изменения действующего законодательства куда‑либо потратить деньги. Это называется невыполнение инвестиционной программы и в ряде случаев карается уголовной ответственностью. Правда, есть долгосрочный инвестиционный период, но он всего 5 лет, а программа окупаемости по проекту – 15‑20 лет».



Тарифный вопрос

То, что в реальности речь будет идти скорее о «платеже в рассрочку», говорит и Вячеслав Кравченко, напоминая, что одной из новаций обсуждаемого закона служит норматив стоимости новых устройств, который будет учитываться при установлении тарифа. «Все, что сверх норматива, РСО предстоит искать в любом другом месте, но не из регулируемого источника», – поясняет он. По мнению замглавы Минэнерго, такое решение, помимо прочих преимуществ, «подстегнет конкуренцию среди производителей, чтобы они снижали издержки». «Снимая нагрузку с одних категорий, мы неизбежно будем перекладывать на кого‑то другого, и нужно честно сказать, кто будет этот «другой», – добавляет он.

«Законопроект содержит много концептуальных вещей, которые не получили пока должного обсуждения; в частности, неясен источник, откуда мы будем брать деньги, – отметил начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев. – Есть еще косвенные затраты лиц, которые получат «в награду» требования по оборудованию дополнительных точек. В настоящее время многие компании – генераторы, сбытовые компании – внедряют элементы оптимизации. Никаких составляющих в рамках тарифа это не добавляет. Также и сетевые компании могут на своей площадке внедрять различные механизмы оптимизации и получать экономию. И если им требуется больший период окупаемости – не 5, а 10‑15 лет, мы готовы это рассмотреть».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (339) апрель 2018 года: