У энергосервисных контрактов – прекрасный потенциал - Энергетика и промышленность России - № 03-04 (311-312) февраль 2017 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/311-312/7714762.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03-04 (311-312) февраль 2017 года

У энергосервисных контрактов – прекрасный потенциал

Тема номера Подготовил Антон КАНАРЕЙКИН

Энергосервисные контракты уже не являются для России чем‑то необычным. Объем рынка энергосервиса велик и постоянно растет.

О перспективах и проблемах энергосервисных контрактов читателям «ЭПР» рассказали в администрации Российской ассоциации энергосервисных компаний (РАЭСКО).

– По вашему мнению, насколько широко распространена практика заключения энергосервисных контрактов? Можно ли как‑то улучшить ситуацию в этом вопросе и за счет чего?

– В настоящее время российский рынок энергосервиса уже является вполне состоявшимся. Исследования РАЭСКО свидетельствуют об устойчивом росте рынка энергосервиса, объем которого только в государственном (муниципальном) секторе к 2016 году составил более 8,5 млрд руб. При этом потенциал развития рынка остается существенным. В частности, отмечаются большие перспективы в реализации энергосберегающих мероприятий в сфере ЖКХ, а также промышленности. Что касается государственного (муниципального) сектора, то данный сегмент рынка энергосервиса остается наиболее стабильно растущим.

Реализации потенциала рынка энергосервиса посвящена деятельность РАЭСКО как интегратора профессионального сообщества, занимающегося энергосервисным бизнесом. Основными направлениями работы по совершенствованию текущего статуса рынка энергосервиса являются формирование действующей нормативно-правовой документации, повышение доступности профессионального сопровождения и консалтинга энергосервисных проектов.

Кроме того, целесообразно усилить региональный аспект информационной и методической поддержки энергосервисных компаний, а также взаимодействие с профильными ведомствами регионального и муниципального уровней, отвечающими за реализацию политики повышения энергоэффективности и энергосбережения; проработать меры юридической поддержки энергосервисных компаний.

– Что вы думаете по поводу возможного упразднения обязательного энергоаудита? Если это произойдет, то как отразится на рынке?

– Введение обязательного энергоаудита по своему замыслу имеет безусловно положительное значение, так как направлено на формирование у потребителей осознанного отношения к использованию энергоресурсов, оценке текущего состояния их использования, принятию мер по снижению неэффективного энергопотребления. Оценка текущего статуса использования энергоресурсов учреждений является необходимым условием реализации мер по повышению энергоэффективности. То есть касается той области затрат, которую российский потребитель привык не замечать / игнорировать. В связи с этим введение обязательного энергоаудита способствовало формированию у потребителей психологической установки относительно обязательности включения данного направления деятельности в перечень первоочередных задач.

Однако на практике энергоаудит зачастую имеет формальный характер, энергосервисные компании не всегда могут доверять его результатам и вынуждены осуществлять его повторно, поскольку измерение снижения энергопотребления лежит в основе оказания энергосервисных услуг.
С нашей точки зрения, проведение обязательного энергоаудита целесообразно при реализации энергосервисного контракта, так как это позволяет реально оценить состояние объекта и выявить скрытые проблемы, которые не видны при анализе только цифровых данных с объекта.

Также необходимо понимать, что требование только формального наличия энергетического паспорта без реализации тех мероприятий, которые в нем отражены, не имеет смысла. Важно проводить инвестиционный энергоаудит с задачей на модернизацию и / или подведение финансирования в предложенные мероприятия.

Иными словами, сохранение обязательного проведения энергетического обследования в том в виде, какой есть на сегодняшний момент, нецелесообразно. Но и полная его отмена также нежелательна.

– Многие ли в России делают необязательный, по собственной инициативе, энергоаудит?

– Актуальность снижения энергозатрат неоспорима и всегда остается значимой для тех потребителей, которые тратят за энергопотребление из собственного кармана, без дотаций и льгот. В связи с этим для частного сектора вопрос снижения издержек энергопотребления остается значимым. Думаю, что в данном секторе энергоаудит, может быть, и не полномасштабен, но проводится систематически, исходя из здравой цели снижения издержек и повышения прибыли.

– Насколько внимательно компании прислушиваются к рекомендациям специалистов?

– Логично переформулировать данный вопрос. Отследить можно спрос на консультационные услуги. И с этой точки зрения рост количества тренингов и образовательных программ, который мы наблюдаем в последнее время, свидетельствует о заинтересованности в наличии профессиональных кадров и спросе на их деятельность.

– Готовят ли у нас специально кадры для этой деятельности?

– Неотъемлемым элементом институциональной среды, специ­фичной для энергосервиса, являются образовательные учреждения, осуществляющие подготовку квалифицированных кадров для реализации энергосберегающих мероприятий и управленцев, принимающих решение о заключении энергосервисных контрактов, в государственном (муниципальном) секторе, государственных органах. В связи с этим необходимо обеспечить стимулирование и организацию обучения работников всех уровней в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Что касается образовательных программ, то такого рода услуги предоставляют как государственные учреждения, так и частные. Кроме того, регулярно проводят повышение квалификации подведомственные Минэнерго России учреждения, а также международные организации.
Наконец, в декабре 2016 года наша ассоциация и ФАУ «РосКапСтрой» Академии Министерства строительства и ЖКХ утвердили образовательные программы: «Энергоменеджмент», по методиками ЮНИДО, и «Основы энергосервиса». Проводимые один раз в месяц вышеуказанные тренинги, с выдачей удостоверения повышения квалификации, показывают интерес со стороны рынка и положительную динамику по увеличению слушателей курсов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03-04 (311-312) февраль 2017 года:

  • Павел Завальный: «Пришло время отказаться от неэффективных механизмов»
    Павел Завальный: «Пришло время отказаться от неэффективных механизмов»

    Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный встретился с журналистами, чтобы подвести итоги работы в прошедшем году и наметить направления дальнейшей работы. ...

  • Холодный бизнес теплится на надеждах
    Холодный бизнес  теплится на надеждах

    Общество потребления рождает спрос на самые необычные услуги. Потому деньги бизнесмены делают буквально из воздуха – из горячего и холодного. ...

  • Тысяча километров отечественного качества
    Тысяча километров отечественного качества

    Российское производство современного электротехнического оборудования наращивает обороты благодаря государственной программе импортозамещения. ПАО «Россети» активно поддерживает наших производителей и совместно с ними и научными организациями определило группы оборудования, которые предстоит полностью или частично заместить отечественной продукцией....

  • Денис Мантуров: «В России не инжиниринг сильный, а инженеры»
    Денис Мантуров: «В России не инжиниринг сильный, а инженеры»

    Привлекать в Россию инвестиции в условиях санкций непросто. В связи с этим не последняя роль отводится промышленной политике государства. ...

  • Энергосервис пошел в массы
    Энергосервис пошел в массы

    Российские регионы оценили возможности энергосервисных контрактов, позволяющих сократить энергопотребление и окупить вложенные инвестиции за счет сэкономленных средств. ...