16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/306/262981.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 22 (306) ноябрь 2016 года

Малый бизнес оценивает квоты

Тема номера Ольга МАРИНИЧЕВА

Российский малый и средний бизнес дает оценку федеральному законодательству, направленному на повышение роли «малышей» в закупках госкомпаний, в данном случае – ПАО «Россети».

В центре внимания участников круглого стола «Закупки и МСБ: навстречу друг другу» в рамках V Международного энергетического форума RUGRIDS-ELECTRO был анализ применения правительственного Постановления № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего бизнеса в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 11 декабря 2014 года. Постановлением утверждены как квоты и бонусы для малого бизнеса, так и требования, которым обязаны соответствовать участники закупок.

По мнению собравшихся, внедрение актуальной инициативы не обошлось без изъянов, включая несоответствие планов закупок реалиям, отсутствие понятных сроков расчетов и затягивание платежей, прокручивание чужих средств без авансирования договоров, излишние требования по банковской гарантии, трудности конкуренции субъектов малого и среднего бизнеса с крупными компаниями. По результатам круглого стола подготовлены обращения для ПАО «Россети», сообщившего о работе над решением проблем.



Гладко было на бумаге

Суть Постановления № 1352, вступившего в силу с 1 января 2016 года, заключается в установлении годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по отношению к совокупному годовому стоимостному объему договоров, а также в утверждении требований к заказчику, который обязан составить перечень товаров, работ и услуг, закупаемых у представителей малого и среднего предпринимательства (МСП), и разместить его в единой информационной системе. Установлены и обязательные требования, которым обязаны соответствовать участники закупок (включая декларирование принадлежности к субъектам МСП), максимальные сроки заключения договора и оплаты (не больше 20 и 30 календарных дней соответственно). Контроль соответствия плана закупок постановлению возложена на новый институт поддержки бизнеса – Корпорацию малого и среднего предпринимательства.

Согласно цифрам представителей Корпорации, дела обстоят наилучшим образом – 70‑80 процентов всех закупок осуществляется именно у субъектов МСП. «Лидерами закупок являются именно «Россети» и их ДЗО – на сегодняшний день объем закупок, совершенных ими у субъектов МСП, составляет более 80 миллиардов рублей», – говорит заместитель генерального директора Корпорации Наталья Коротченкова, указывая, что режим закрытости процедуры закупок ушел в историю.

Но насколько эти оценки соответствуют действительности? Руководство общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» решило провести мониторинг исполнения не только плана закупок, но и других пунктов Постановления, силами предпринимателей, участвующих в составах совещательных органов практически всех ДЗО «Россетей». Результаты обследования оказались неоднозначными – с одной стороны, налицо исполнение всех декларативных пунктов Постановления (включая утвержденные заказчиками программы партнерств, перечни товаров для закупок у субъектов МСП, размещение информации на сайтах), а также своевременное проведение взаиморасчетов.

«Доля закупок у МСП рассчитана очень удобно для всех заказчиков, – сообщил
Валерий Шагаев, вице-президент «ОПОРЫ России». – К примеру, ПАО «МОЭСК» осуществило закупки на сумму 34,7 миллиона рублей, из которых 23,9 миллиона не учитываются для расчета согласно пункту 7 Постановления, предусматривающему обширный перечень возможных исключений. Учитывается только разница в 10,78 миллиона рублей, что позволяет сообщать о доле закупок у субъектов МСП, равной 33,9 процента. Если бы расчет шел от общей суммы, эта доля составила бы чуть больше 10 процентов, и такая ситуация повсеместна. Из полученных результатов можно сделать неутешительный вывод: при формировании Постановления была заложена ошибка, связанная именно с внесением дополнительного пункта 7. При этом учитывается, что ряд перечисленных в пункте 7 товаров, работ и услуг (например, закупки финансовых услуг, включая банковские и страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга) считаются невозможными для оказания субъектами МСП. Это действительно так, но поскольку доля такого рода услуг от общего объема совокупных закупок у госзаказчика может доходить до 80 процентов, то расчет квоты для МСП идет от оставшихся 20 процентов, что порождает возможность для озвучивания заведомо нереальных показателей. Получается, что, совершая закупки у банков или лизинговых компаний (проще говоря, кредитуясь), госзаказчик может взять любой объем товаров и работ, минуя данное постановление. Из этого следует, что Постановление № 1352 необходимо подвергнуть переработке и внести в него серьезные корректировки».



Ответственность не для всех

Другая загадка, ответ на которую пытались найти участники круглого стола, – малая степень участия представителей МСП в предназначенных исключительно для них спецторгах. «Эта проблема существует у многих крупнейших заказчиков, что заставляет поднять вопрос, могут ли субъекты МСП справиться с объемом закупок, предназначенным исключительно для них», – подчеркивает Наталья Коротченкова.
«Возможно, одним из ответов на этот вопрос является несогласованность требований к участникам закупок, которые выставляют ДЗО «Россетей» и «дочки дочек», – считает Владимир Млынчик, генеральный директор ООО «КвадроЭлектрик», активист проекта ОНФ «За честные закупки». – Если обращаться к опыту нашей компании, то это разные формы предоставления документации, которые вынуждают содержать дополнительный штат специалистов тендерного отдела, что, соответственно, сказывается на стоимости предоставляемых нами услуг. Это разница подходов к денежному обеспечению участия в торгах – одни компании запрашивают банковскую гарантию, другие предпочитают денежное обеспечение, третьи не имеют однозначных требований на этот счет. На наш взгляд, оптимальным вариантом была бы унификация подхода в пользу банковского обеспечения (вариант, наиболее доступный для субъектов МСП), а также унификация процедуры оформления документов, которая снимет «бумажную» нагрузку, сократит объем кип документов, которые мы готовим».

«Возможно, одной из причин позиции малого бизнеса является неравномерная ответственность заказчиков и участников торгов, – полагает Ольга Екатеринина, генеральный директор ООО «СКБ электротехнического приборостроения». – К примеру, мы не раз отмечали невыполнение требования Постановления относительно максимального срока заключения договоров в 20 календарных дней, более того, даже предъявление штрафных санкций со стороны заказчика под предлогом того, что участник торгов срывает поставки. Происходит это потому, что малое предприятие не получает утвержденный должным образом договор и вынуждено либо действовать на свой страх и риск, либо расплачиваться за необязательность, допущенную заказчиком.

С аналогичной ситуацией рискуют столкнуться предприятия, победившие в тендерах, которые организуют электросетевые компании. По нашему опыту, победитель торгов рискует не увидеть публикацию заключенного контракта или столкнуться с указанием в контракте заведомо ошибочных данных, при этом он обязан предоставить собственную отчетность о заключении контракта под угрозой штрафа. На наш взгляд, для предотвращения подобных недоразумений оптимально совмещение реестра зарегистрированных в налоговой инспекции МСП и реестра заключенных договоров. Это решение позволило бы создать «задел» для отслеживания сроков исполнения договоров и других обязательных условий, для предотвращения злоупотреблений со стороны предприятий, которые претендуют на бонусы и квоты, но не имеют отношения к малому бизнесу. Аналог подобных решений – это видеокамера, которая фиксирует факты нарушения правил дорожного движения с абсолютной точностью и бесстрастностью, исключая «человеческий фактор» и позволяя оценивать действительное положение дел».




МНЕНИЕ

Владимир МлынчикВладимир Млынчик,  генеральный директор ООО «КвадроЭлектрик», активист проекта ОНФ «За честные закупки»:

– Сегодня государственные корпорации с каждым месяцем становятся более открытыми, и сегодня малый и средний бизнес может спокойно принимать участие в торгах и конкурсах. ПАО «Россети» – прекрасный пример государственной компании, которая идет в ногу с современным бизнесом. Несмотря на это, к сожалению, некоторые крупные компании по‑прежнему не готовы к переходу на открытую игру. Они имеют закрытые клубы поставщиков и не пускают новые и небольшие компании к шансу принять участие в сотрудничестве. Мы в «Опоре России» стараемся выявить существующие проблемы, обратить на них внимание и найти эффективные пути улучшения общей конъюнктуры.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 22 (306) ноябрь 2016 года:

  • В «Росатоме» – новый директор
    В «Росатоме» – новый директор

    В начале октября новым главой «Росатома» вместо Сергея Кириенко, ушедшего в администрацию президента, стал Алексей Лихачев. ...

  • Рационализатор живет в каждом инженере
    Рационализатор живет в каждом инженере

    Рационализаторство в электроэнергетике позволяет найти новые технические решения, которые призваны повысить качество и надежность электроснабжения потребителей. ...

  • «Лисий хвост» погасили через полвека
    «Лисий хвост» погасили  через полвека

    Кемеровский завод «Кокс» (входит в состав управляющей компании «Промышленно-металлургический холдинг») ввел в эксплуатацию конденсационную электростанцию, работающую на коксовом газе. ...

  • Пересидеть не получится
    Пересидеть не получится

    По прогнозам, в 2016 году рост инвестиций по российскому ТЭКу в целом окажется в лучшем случае нулевым. «Надо серьезно менять и смягчать политику, давать экономике работать. Это более эффективная мера, чем попытка пересидеть, затянув пояса», – считает уполномоченный при президенте рф по защите прав предпринимателей Борис Титов. ...

  • Компания «Вайдмюллер» представила на рынке новую линейку продукции под брендом «Klippon® Connect»
    Компания «Вайдмюллер» представила на рынке новую линейку продукции под брендом «Klippon® Connect»

    Обновленный ассортимент «Вайдмюллер» под брендом Klippon® Connect включает в себя новую линейку PUSH IN клемм А-серии, специализированные продукты, разработанные под требования заказчиков, и новый программный инструмент для выполнения проектно-конструкторских работ. ...