16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/294/4935671.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (294) май 2016 года

Из чувства долга

Долги за жилищно-коммунальные услуги в России растут на 100 миллиардов рублей в год, а общая задолженность приближается к 1 триллиону рублей.

По данным Росстата, за девять месяцев прошлого года из всех подотраслей ЖКХ самый высокий объем задолженности наблюдается у теплоснабжающих организаций (334 миллиарда рублей), на втором месте – долги за электроэнергию (162 миллиарда).

При этом долги населения составляют лишь незначительную часть (около 20 процентов). Основное – это долги юрлиц, причем в основном – долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. А значит, чем меньше последние получают денег за оказанные услуги, тем меньше они могут вложить в ремонт и модернизацию коммунальных систем.

18 мая в рамках официальной деловой программы Российского международного энергетического форума газета «Энергетика и промышленность России» организовала круглый стол, посвященный проблеме неплатежей в энергетике. Руководители крупных генерирующих и сетевых компаний, представители органов власти и управления отраслью обсудили, как в условиях роста дебиторской задолженности за коммунальные услуги реализовывать инвестиционные программы.


Кто и почему не платит

Если проанализировать опыт ресурсоснабжающих компаний, то основными должниками оказываются предприятия ЖКХ. Однако причины неплатежей у каждого из них могут оказаться свои.

Начальник управления энерго­сбыта «ООО Петербургтеплоэнерго» Татьяна Косаревская рассказывает, что их компания осуществляет теплоснабжение в пяти районах Петербурга, нескольких муниципальных образованиях Ленинградской области и четырех районах Республики Карелия.

На апрель 2016 года задолженность потребителей перед их предприятием составила 1,38 миллиарда рублей, основными должниками оказались предприятия ЖКХ (1,16 миллиарда). Причем в составе просроченной дебиторской задолженности предприятий ЖКХ основную долю занимают жилкомсервисы, созданные с участием в уставном капитале городской администрации (87 процентов от суммы долга, или 1 миллиард рублей).


28 процентов от общей суммы

задолженности накопил ЖКС-2 Центрального района Санкт-Петербурга. 70 процентов долгов ЖКС № 2 – это задолженность по нежилым помещениям. До конца 2015 года всё выставление и сбор оплаты по нежилым помещениям они осуществляли самостоятельно и не перечисляли средства на расчетный счет «Петербургтеплоэнерго». При этом у «Петербургтеплоэнерго» есть положительный опыт прямых договоров по другим районам Санкт-Петербурга с пользователями нежилых помещений МКД, собираемость по которым достигает 99 процентов.

У ЖКС Курортного района (11 процентов от суммы долга) и ЖКС города Ломоносова (10 процентов) иная причина формирования задолженности: в связи с законодательным ограничением (управляющие компании не имеют права выставлять счета за общедомовые нужды выше норматива) ЖКС не выставляют потребителям всю тепловую энергию, которую те получили по общедомовому прибору учета. Таким образом, образуется дебиторская задолженность, не имеющая источника погашения. Расшатывают экономику компании и рекомендации правительства по ограничению выставлений платы за тепло в холодные месяцы не более нормативной величины.

Важная проблема, из‑за которой ЖКС накапливают задолженность, – наличие нежилых помещений, статус которых не определен. К примеру, в Петроградском районе Санкт-Петербурга до 2012 года не было ни копейки долга. На сегодня же накопилась задолженность в 100 миллионов рублей, и она – в большей степени из‑за проблем с пустующими нежилыми помещениями, статус которых не определен (а это 65 тысяч квадратных метров). Эта проблема тянется еще с 90‑х годов, когда помещениям присваивали статус нежилого, но хозяина для него не определяли. Сейчас вопрос с такими помещениями решается на уровне администрации района (отнести их в общедомовое имущество или найти собственника и выставить задолженность хотя бы за последние три года).

В 2014 году произошел и значительный прирост «дебиторки» у бюджетных организаций. К примеру, она увеличилась на 100 миллионов рублей у «Петербургтеплоэнерго» в связи с банкротством экс-поставщика тепла для Мин­обороны – ОАО «РЭУ». В начале этого года организации, которые пришли на смену РЭУ (ГУ ЖКХ и ОСК ЗВО), задолжали ресурсо­снабжающей организации 22 миллиона и 17 миллионов рублей, соответственно.

На сетях, которые обслуживает ООО «Петербургтеплоэнерго» была проведена реконструкция и модернизация, и на данный момент нет необходимости в замене старого оборудования. Однако рост дебиторской задолженности негативно отражается на реализации инвестиционной деятельности, отметила госпожа Косаревская.

Проблемы с городскими жилкомсервисами есть и у ОАО «ТГК-1». За пять лет просроченная задолженность потребителей Санкт-Петербурга за тепло перед ТГК-1 удвоилась. По итогам прошлого года она увеличилась на 710 миллионов рублей, до 5,2 миллиарда. При этом более 90 процентов долга накопили предприятия ЖКХ, подконтрольные правительству Санкт-Петербурга.

Одной из главных причин накопившегося долга в компании называют систематические неплатежи за принадлежащие городу пустующие помещения. Вторая причина – директивы правительства подконтрольным им жилкомсервисам по ограничению роста коммунальных платежей населения. Последний пример – январь этого года был холодным, и пришла директива снизить начисления за январь на 20 процентов, чтобы не допустить большого роста платежей. Наконец, ТГК-1 вменяет в вину управляющим компаниям, что те недостаточно ведут претензионно-исковую работу с должниками, а также используют полученные от жителей за тепло средства не по назначению.

«Непрекращающийся рост задолженности потребителей за тепловую энергию препятствует финансированию программ подготовки систем теплоснабжения Санкт-Петербурга к работе в осенне-зимний период. «Теплосеть» не может провести ремонт и перекладку теплосетей в полном объеме», – прокомментировал заместитель генерального директора по развитию ОАО «ТГК-1» Эдуард Лисицкий.


Проблемы сетевиков

Заместитель генерального директора ПАО «МРСК Северо-Запада» по развитию и реализации услуг Вадим Федоров рассказал, как выглядит ситуация с неплатежами глазами сетевой компании.

Он отметил, что проблема с неплатежами – это «застарелая болезнь». Еще на заре реформы энергетики велась большая дискуссия, где в новой системе будет располагаться гарантирующий поставщик.

«Наши основные неплательщики – сбытовые компании, имеющие статус гарантирующего поставщика. Предпосылки этих проблем были заложены в самом законе, и сегодня мы пожинаем плоды прошлых решений. Гарантирующий поставщик по факту гарантировать ничего не может. Все ограничивается походом к регулятору и установлением гарантированных платежей. Конкуренция, о которой заявляли на заре реформы, так и не родилась», – сказал господин Федоров.

Решение проблемы эксперт видит в увеличении штрафов и введении ограничений на электроэнергию для неплательщиков. Федоров напомнил, что 5 декабря 2015 года вступил в действие Федеральный закон 307‑ФЗ, устанавливающий повышенные штрафы и пени за просрочку платежей, на уровне 1 / 130 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. МРСК Северо-Запада уже предъявила к 76 должникам пени на сумму 97,8 миллиона рублей.

«Все решает экономика. До выхода закона генерирующие компании и участники оптового рынка были поставлены в более выгодное положение, нежели сетевые организации. Пени, которые мы взыскивали, были гораздо ниже штрафов, которые потребитель оптового рынка мог бы заплатить в случае невыполнения своих обязательств. Сейчас удалось неким образом уравнять экономические санкции за просрочку в случае неоплаты услуг по передаче», – пояснил Вадим Федоров.

Вместе с тем эксперт отметил, что пока сохраняется ряд проблем, связанных с механизмами реализации положений этого закона. В частности, речь идет о гарантиях оплаты услуг. Пока на практике реальной отдачи от этих механизмов сетевики не видят.

Федоров обратил внимание на проект постановления федерального правительства, который сейчас вынесен на общественное обсуждение. Там в качестве гарантии оплаты сбытовой компании в адрес сетевой фигурируют не 100 процентов, а 60 процентов услуг.

«Хотелось бы, чтобы все субъекты энергетики были в равных условиях в части взыскания, оплаты, получения услуг, но сегодня мы видим перекосы. Непонятно, почему гарантии распространяются только на 60 процентов долга перед сетевой компанией. Более того, они предусмотрены только при наличии исполнительных листов, то есть сетевая компания должна еще отсудить эту задолженность, и только тогда она попадает под механизм гарантий. Но мы и так получаем деньги, если судимся. Зачем выпускать норму, если она заведомо не решает вопрос», – возмутился господин Федоров.

По его мнению, введение такого понижающего коэффициента имеет признаки предоставления более выгодного положения одним субъектам рынка за счет других, а бремя ответственности за дебиторскую задолженность конечных потребителей электроэнергии перекладывается на сетевые организации.

В целом просроченная задолженность потребителей семи регионов присутствия МРСК Северо-Запада составляет 9,29 миллиарда рублей.
«Не всегда есть достаточный набор механизмов понудить сбытовую компанию платить. У нас две болевые точки – Архангельская и Вологодская области. При собираемости платежей в этих регионах на уровне 97‑99 процентов до сетевой компании доходит в среднем не более 50‑60 процентов. Остальные регионы серьезно подтянулись. В том числе и с выходом 307‑ФЗ. Когда вышел этот закон, компании, по крайней мере с госучастием, быстро сообразили, что будет, если не платить сетям», – отметил Вадим Федоров.

Недополучение денег сетевыми компаниями грозит срывами сроков услуг техприсоединения. Тот объем льгот, который законодательство установило заявителям, не позволяет сбалансировать экономику этого вида деятельности. Появляются некомпенсируемые расходы. У МРСК Северо-Запада их накопилось около 2 миллиардов рублей.


Ограниченные действия

Понятно, что с неплатежами надо как‑то бороться. Но в арсенале энергетиков – не так много механизмов взыскания дебиторской задолженности: судебно-исковая работа и ограничение подачи электроэнергии неплательщикам по заявкам сбытовых компаний.

У ООО «Петербургтеплоэнерго» получены положительные решения судов в отношении всей просроченной дебиторской задолженности, но взыскать по исполнительным листам средства практически невозможно. При анализе видно, что годовая выручка предприятий ЖКХ практически сопоставима с их задолженностью, которая в большей части не имеет источника погашения. «Проблема погашения дебиторской задолженности ЖКС за тепловую энергию может быть решена только при участии правительства Санкт-Петербурга», – подчеркнула Татьяна Косаревская. В рамках соглашения о сотрудничестве между администрацией Санкт-Петербурга и «Газпромом» утвержден План мероприятий, направленных на сокращение прироста задолженности исполнителей коммунальных услуг (ИКУ) перед ресурсоснабжающими организациями (РСО),по которому в настоящее время начата работа.

Начальник управления по работе с дебиторской задолженностью в Ленинградской области АО «Петербургская сбытовая компания» Сергей Васильев также рассказывает о примерах мирного урегулирования вопросов неплатежей.

«На сегодня задолженность потребителей Ленинградской области перед нашей компанией составляет 3 миллиарда рублей, из них 1 миллиард рублей – задолженность предприятий ЖКХ Ленинградской области. В прошлом году в отношении данной категории потребителей АО «ПСК» подало в арбитражный суд 224 иска на общую сумму 622 миллиона рублей. Но мы всегда пытаемся решить проблему в досудебном порядке. Взаимодействуем с правительством Ленинградской области, проводим ежемесячные совещания, где с неплательщиками встречаются представители прокуратуры, согласовываем рассрочки. И у нас есть положительные примеры», – отметил господин Васильев.

Так, задолженность АО «Коммунальные системы Гатчинского района» перед нами за последние пару лет уменьшилась с 80 миллионов до 24 миллионов рублей. У ЖКХ Тихвинского района согласована рассрочка, долг уменьшился за прошлый год на 6 миллионов.

Хотя компании зачастую и не стремятся к жестким мерам, но, как показывает практика, все равно наиболее эффективным методом взыскания задолженности является ограничение подачи электроэнергии. К примеру, у АО «Петербургская сбытовая компания» в планах с конца мая – проводить мероприятия по ограничению подачи электроэнергии на 134 котельные, обеспечивающие теплоснабжение в районах Ленинградской области.

Васильев отметил, что есть большая часть энергоснабжаемых объектов у ЖКХ, полное ограничение которых может привести к социальной напряженности в районе, и, как правило, должники этим как раз и пользуются. Однако действующее законодательство прямо позволяет в отношении таких потребителей применять частичное ограничение подачи электроэнергии. Это либо до уровня технологической и аварийной брони, либо до 10 процентов максимальной мощности энергопринимающих устройств. Как правило, у предприятий отсутствуют акты технологической и аварийной брони, поэтому в данном случае необходимо прямое участие сетевой организации для разработки и реализации мероприятий по частичному ограничению до 10 процентов максимальной мощности. Следовательно, их компаниям нужно более конструктивно взаимодействовать и прорабатывать вопросы по введению частичного ограничения в отношении таких должников. Кроме того, существует проблема опосредованно присоединенных потребителей, которые не имеют задолженности перед АО «ПСК» к сетям потребителей-должников. В этом случае также необходимо участие сетевой организации по разработке мероприятий, связанных с изменением схемы электроснабжения опосредованно подключенных потребителей через сети потребителей-должников.

Представитель сетевиков Вадим Федоров указал на то, что новый 307‑ФЗ впервые за послереформенное время ввел ответственность сетевых компаний за нарушение правил ввода ограничений или не ввод ограничений потребления электроэнергии. Однако этот инструмент до конца не проработан.

Так, в Новгородской области МРСК Северо-Запада пытались ввести ограничения для бюджетного предприятия. Так как свои возможности были малы, привлекли Ростехнадзор, но тот отказался сотрудничать, аргументируя это тем, что не имеет установленного порядка действий и прописанной в законе процедуры. Другой пример – в Карелии отключить «рубильник» у МРСК прямой возможности не было. Решали вопрос через суд, который длился три-четыре месяца. Только после этого удалось получить исполнительный лист на ввод ограничений.

По словам господина Федорова, около 70‑80 процентов предприятий гасят задолженность сразу после того, как они составляют заявку на ограничение электроэнергии, около 10‑15 процентов предприятий попадают под ограничения.


Осторожно: мошенники!

Самая банальная причина неплатежей – нецелевое использование денежных средств, когда управляющие компании тратят деньги ресурсоснабжающих организаций не на оплату поставленных ресурсов, а на что‑то другое. Хорошо, если на благоустройство подъезда или двора. Но причиной роста задолженности предприятий могут стать и мошеннические схемы.

Сергей Васильев рассказал, как обычно все происходит. Создается предприятие, имущество которого находится в аренде, как правило, у администрации района или местного поселения. Оно функционирует, собирает деньги населения, при этом не платит сбытовой компании или платит не полностью. Администрация расторгает договор энергоснабжения с компанией. Создается новое предприятие, которое опять накапливает задолженность и опять банкротится. По словам господина Васильева, в регионах существует множество подобных схем передачи объектов, банкротств, списания задолженностей.

«При этом мы несем затраты, которые закладываются в тариф. Так что это проблема не только гарантирующего поставщика, субъекта региона, но и конечного потребителя. Конечно, мы обращаемся в правоохранительные органы, но это небыстрый путь», – отметил Васильев.
По словам Эдуарда Лисицкого, эффективность такой работы зависит от позиции руководства региона. Так, к примеру, в Мурманске активно работают правоохранительные органы, возбуждая дела на недобросовестных руководителей предприятий ЖКХ. А вот в Санкт-Петербурге с этим сложнее. В ответ на обращения правоохранительные органы присылают формальные ответы – деятельность проверена, нарушений не обнаружено.

С коллегой соглашается и Вадим Федоров.

«Мы применяем все доступные нам инструменты от прокурорского надзора до возбуждения судебных дел, но не все из них доводятся до конца. Многое зависит от настроя областной власти навести порядок. Запретят одному заниматься подсудной деятельностью, придет другой такой же, если сама природа мошенничества не искоренена», – отметил Федоров.

Татьяна Косаревская поделилась с коллегами удачным опытом борьбы с мошенниками. В городе Питкяранта (Карелия) УК «Мастерстройсервис» саботировала платежи. Компания существовала с 2010 года, при этом постоянно накапливала долги, банкротилась и несколько раз меняла названия. Процент оплаты держался на уровне 30‑40 процентов.

«Мы неоднократно обращались в правоохранительные органы и прокуратуру района, однако никаких мер воздействия не предпринималось. В 2015 году после обращения в республиканскую прокуратуру и в правительство Карелии уголовное дело было заведено. Мы смогли провести все платежи населения через расчетный центр, минуя расчетный счет управляющей компании. И с февраля этого года процент оплаты стал уже на уровне 80 процентов» – рассказала Косаревская.

Генеральный директор ООО «АйТи Бастион» Александр Новожилов отметил и еще одну проблему, о которых энергетические компании даже не знают.

«Повлиять на подчиненного, который занимается отчетами, гораздо легче, чем платить. Была ситуация, когда один крупный потребитель электроэнергии, имея лимит в четыре единицы, выработал пять единиц. Это, естественно, влекло большие платежи из‑за перерасхода. Тогда он вступил в сговор с ИТ-специалистом, который внес изменения в графики и снизил показатели потребления до двух с половиной единиц. Компания не только не попала на штрафы, но и сэкономила деньги. Хорошо, что ситуация стала известна, и сейчас ею занимаются правоохранительные органы. Но подобных ситуаций много, а масштабы потерь могут быть огромными. Причем их совершенно невозможно возместить», – рассказал господин Новожилов.

Вадим Федоров согласился с тем, что основным пострадавшим в этой ситуации будет сетевая компания. Поэтому они постоянно занимаются вопросами искажения потребителями показателей учета, пытаются максимально «опрозрачить» показания.


Коммунальная политика

Безусловно, на решение вопроса с неплатежами могут повлиять региональные власти. Однако зачастую они не идут на контакт с генерирующими компаниями. В этом смысле показателен пример ТГК-1, где считают, что две острые проблемы – неплатежи и реализация инвестпрограмм – нужно решать совместно.

По словам Эдуарда Лисицкого, ситуация с неплатежами привела к росту количества повреждений на сетях. Аварии становятся все более тяжелыми и требуют все больше времени на их устранение. Надежность сетей критически снижена.

«Мы серьезно готовимся к тому, что в следующий отопительный сезон возникнет ЧС. Если в морозные дни произойдут повреждения на двух участках сети, то нам не хватит сил устранить повреждение в срок, и может произойти размораживание систем отопления жилых домов. Конечно, мы сделаем все, чтобы не допустить этого. Но для этого нам необходимо в июне-июле увеличить объемы заменяемых трубопроводов сети в полтора-два раза. Для этого нужны дополнительные средства», – подчеркнул господин Лисицкий.

Как вспоминают в компании, в далеком 2006 году им достались «изношенные сети» от города.

В 2010 году было модернизировано около 800 километров теплосетей, компания выделила на это собственные средства в размере 8 миллиардов рублей. Тогда же было образовано ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», основная часть бюджета которого формируется за счет ТГК-1. Деньги идут на зарплату работникам и инвестпрограмму. Тариф инвестпрограммы утверждается правительством. В этом году объем инвестиций утвержден на уровне 2,3 миллиарда рублей. По словам Лисицкого, этого недостаточно. Необходимо перекладывать не менее 80 километров сетей в год и выделять на это не менее 7 миллиардов рублей.

«Нужно неотложно увеличить инвестпрограмму «Теплосети», – отметил Лисицкий, напомнив, что ТГК-1 предлагала городским депутатам внести в бюджет поправки для погашения дебиторской задолженности управляющих компаний. – Предполагалось, что город внесет деньги в уставной капитал управляющих компаний, они вернут их нам, а мы направим их на модернизацию сетей. Но в результате получили обращение депутатов к Дмитрию Медведеву».

Кроме того, ТГК-1 предлагала городу передать контроль над теплосетью – либо путем уменьшения участия компании за счет допэмиссии, либо путем выкупа всего пакета акций. Однако власти ни на что тогда так и не решились. Лисицкий же отметил, что компания готова вести переговоры. «Мы готовы организовать передачу сетей городу, но исключительно на законных рыночных основаниях. Не за один рубль, как высказывались отдельные чиновники, а на основе рыночной оценки наших сетей. Мы вложили в сети собственных средств не менее 8 миллиардов рублей, свои обязательства перед городом мы выполнили», – подчеркнул Лисицкий.


Платите прямо

Среди способов решения проблемы с неплатежами в коммунальной сфере эксперты называют появление подзаконных актов к закону 307‑ФЗ, которые заставят его работать в полную силу; наведение порядка в жилом фонде города и создание эталонной базы по площадям; «опрозрачивание» бюджета коммунальных компаний. Многие энергетики признают, что какую‑то часть задолженности придется списать. Самым же действенным механизмом называют переход к прямым платежам.

«К сожалению, на совесть УК трудно воздействовать, ее нет по определению. Это обезличенный потребитель. Заинтересованный же потребитель – это конечный потребитель, то есть население. Логичным выходом из сложившейся ситуации является переход на прямые платежи. С собственником проще взаимодействовать, у него есть имущество. У управляющих же компаний, кроме столов и стульев, ничего нет. Зачем УК заниматься трансляцией средств за тепло? Тепло – это их косвенная обязанность, им без этого легче будет. Пусть они занимаются общедомовым имуществом и получают за это деньги. Прямые платежи – способ финансового оздоровления ЖКХ», – отмечает Эдуард Лисицкий.

Там, где власти вовлечены в процесс решения ситуации, уже есть положительный опыт. Лисицкий ссылается на опыт ТГК-1 в Мурманске и Петрозаводске, который показывает, что прямые платежи в тепловой энергетике возможны. По его словам, по уровню неплатежей там совершенно иной расклад – собираемость доходит до 96 процентов. При этом в других регионах, например в Санкт-Петербурге, компания получает сопротивление правительства.

С Лисицким соглашаются и другие участники дискуссии.

«Хотелось бы, чтобы изменения в Жилищном кодексе позволили нам это осуществлять», – отметила Татьяна Косаревская.
Кстати, говорят, что законопроект, предусматривающий механизм перехода ресурсоснабжающей организации (поставщики тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) на прямые расчеты с населением за коммунальные ресурсы, уже прошел согласования в Минком­связи, Минэкономразвития, Мин­энерго, ФАС и Минюсте и в ближайшее время должен поступить в аппарат правительства.

Из чувства долга

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (294) май 2016 года:

  • Рейтинг регионов по платежной дисциплине

    АО «Газпром теплоэнерго» по итогам 2015 года составило рейтинг регионов по соблюдению потребителями тепловой энергии платежной дисциплины....

  • Профессиональный инструмент для электротехнического монтажа: как правильно выбрать?
    Профессиональный инструмент для электротехнического монтажа: как правильно выбрать?

    Мастера, в арсенале которых имеется профессиональный инструмент для электротехнического монтажа, не испытывают трудностей в качественной обработке кабеля и провода: работы по нарезке, зачистке и обжиму выполняются быстро и с большим удобством. ...

  • За надежность отвечаем
    За надежность отвечаем

    Многие отечественные предприятия испытали на себе влияние кризиса, поскольку заказчики стали несколько иначе относиться к выбору подрядчика: цена вопроса по‑прежнему важна, но на первый план в текущих условиях выходит надежность. ...

  • Электростанции GMGen Power Systems из Италии
    Электростанции GMGen Power Systems из Италии

    Электростанции GMGen Power Systems выпускаются в Италии с 1992 года. Благодаря высокому качеству продукции и совершенству технологий производства это оборудование быстро стало известным не только на итальянском рынке, но и завоевало признание миллионов потребителей во всем мире. ...

  • Платежная дисциплина: медленно, но верно
    Платежная дисциплина: медленно, но верно

    Сумма долга за передачу электрической энергии по сетям ПАО «МРСК Центра и Приволжья» сегодня сопоставима с объемом финансирования трех годовых ремонтных программ энергокомпании. ...