16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/270/250701.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (270) май 2015 года

Ноев ковчег 2.0

Энергетика: особый взгляд Ольга МАРИНИЧЕВА

Плавающие города-ковчеги, готовые разгрузить страдающие от перенаселения большие города и стать надежным убежищем в случае наводнений, землетрясений и других бедствий; независимый от внешнего мира Город Солнца, который питает энергия солнечных батарей; город-лес, стены которого очищают воздух и вырабатывают электроэнергию…

Это не предвидения футурологов и не фантазии голливудских сценаристов, а реальность сегодняшнего и завтрашнего дня, проекты, рожденные из размышлений над уроками стихийных бедствий и рукотворных катастроф. А пока что эти островки будущего становятся приманкой для туристов, источником вдохновения для художников, архитекторов и дизайнеров и площадкой для тестирования новых энергетических технологий.



Мечты и действительность

Мечта об идеальном городе, граждане которого живут в гармонии с природой и друг с другом, пользуются всеми новинками архитектурной и инженерной мысли и воплощают в жизнь актуальные философские идеи, – ровесница европейской цивилизации, родившаяся в античную эпоху, отраженная в архитектурных решениях эпохи Возрождения и нового времени, ставшая источником вдохновения для многочисленных энтузиастов, пытавшихся воплотить мечту о совершенном городе в несовершенном мире. XIX век, век пара и электричества, добавил к этой картине новые краски, покорил умы видением совершенных городов недалекого будущего, жители которых избавлены от тяжелого труда и изнурительных бытовых забот благодаря передовым для того времени новинкам инженерной и изобретательской мысли. XX век, а за ним и XXI развеял представления о благотворности технического прогресса, вызвал к жизни проекты автономного, полностью независимого от внешнего мира города-ковчега, предназначенного для спасения человеческой цивилизации в любых испытаниях – от новой мировой войны до экологических катастроф.

Замысел стал реальностью – грандиозные стихийные бедствия и громкие аварии последних десятилетий стали стимулом для проектирования и строительства городов будущего, способных противостоять землетрясениям и наводнениям, спасти мегаполисы от перенаселения, а жителей прибрежных территорий – от последствий глобального потепления. И, разумеется, одним из условий для существования ковчега нашего времени становится энергетическая независимость, позволяющая задействовать альтернативные энергоресурсы и обеспечить автономное энергоснабжение в случае техногенных аварий и природных катастроф.



«Город Солнца» построили в Японии

«Самый «зеленый» город мира» – такое имя получил совсем небольшой город Фудзисима, принявший первых поселенцев в декабре минувшего года. Маленький город с большим будущим, расположенный в часе езды от Токио, построен не на пустом месте – раньше здесь располагалась промплощадка компании Panasonic, ставшей одним из основателей и проектировщиков умного города будущего. Авторы проекта надеются, что Фудзисима станет городом-коммуной, жители которого сообща обсуждают и решают важнейшие для всех горожан проблемы, делятся друг с другом вещами, идеями и секретами ведения домашнего хозяйства. Но главной задачей города будущего, в котором проживает всего несколько тысяч человек, станет проверка новых направлений роста бизнеса самой Panasonic и ее партнеров, включая развитие электротранспорта, широкое внедрение светодиодных светильников и солнечных батарей, тестирование умных решений, позволяющих не только управлять бытовым потреблением, но и получать консультации по вопросам его оптимизации.



Для любителей свежего воздуха

Одна из примет «зеленого города» – многочисленные солнечные панели, а также установленные рядом с домами генераторы электричества и тепла из природного газа с логотипами Panasonic и Tokyo Gas. Мощность такого генератора сравнительно невелика, но он снабжен батареей, позволяющей аккумулировать электричество от генератора и солнечных батарей в часы минимального потребления. Этих запасов достаточно, чтобы обеспечить самостоятельное функционирование умного дома в течение трех суток. Такая предосторожность принята неспроста – после аварии на АЭС «Фукусима-1» и последовавших за ней масштабных отключений электроэнергии города и предприятия Страны восходящего солнца принимают меры предосторожности на случай повторения подобных ЧС. Кроме того, применение альтернативной энергетики и «умных» решений» обеспечивает заметные экономические и экологические выгоды – предполагается, что потребление электроэнергии в «умном» городе сократится на 30 процентов по сравнению с аналогичными по размерам поселениями, а объем выбросов углекислого газа снизится на все 70 процентов. Еще один инструмент, который обеспечит снижение углеводородных выбросов, – электромобили, скутеры и электровелосипеды. На территории Фудзисимы нет ни одной бензозаправки, зато во множестве расположены заправки для электрокаров. При этом целый квартал объявлен зоной, свободной от автомобилей, – там поселятся люди, решившие добровольно отказаться от этого атрибута цивилизации. Если они пожелают отправиться всей семьей на пикник, за покупками или в гости, то смогут арендовать электромобиль в одном из пунктов проката или одолжить у соседей. А чтобы доехать до работы, достаточно скутера или электровелосипеда, который позволит добраться до метро.



Большому городу – большое плавание

«Меньше чем через пять лет мир увидит воплощенную мечту XIX века – первый в истории плавучий город, проекты которого будут показаны публике уже этим летом». С такими сообщениями вышли в апреле многие газеты мира. Проживание в городе-ковчеге, строительством которого занимается Институт морских исследований из Сан-Франциско, будет недешевым – стоимость жилья составит 5400 долларов США за «квадрат». «Плавучий город, которому предстоит «разгрузить» задыхающиеся от перенаселения мегаполисы, станет автономным политическим и социальным образованием, с собственной экономикой и налогами», – сообщают сотрудники института. Если обещание будет выполнено, дрейфующий по волнам Тихого океана город-остров станет первым из плавучих городов, о создании которых оповестили в последние годы многие государства мира, страдающие от экологических проблем, – от США и Японии до Египта и Китая.

Одним из самых экзотических «городов будущего» обещает стать проект сербских дизайнеров Александра Йоксимовича и Елены Николич, который называется просто и ясно – «Ноев ковчег». Как поясняют авторы проекта, «Ноев Ковчег 2.0», который встанет на якорь вблизи территорий, подверженных высокому риску стихийных бедствий, будет обеспечен электроэнергией благодаря использованию морских приливов, солнца и ветра. Гибкие кабели соединят остров с океанским дном, обеспечивая устойчивость ковчега, а высокие борта защитят его обитателей от ветров и цунами. Главным занятием обитателей «Ноева ковчега» станет сельское хозяйство, при этом на огромном острове найдется место и для промышленных предприятий, и для парков, и для пляжей – всех атрибутов повседневной жизни большого города.

А французские архитекторы из бюро X-TU придумали плавающий на поверхности моря «Город фотосинтеза», созданный по образу и подобию конструктора «Лего», гигантского паззла или пчелиных сот, отдельные ячейки которых возводятся без особых проблем и легко комбинируются друг с другом. Но стены этого «улья» построены не из тающего под солнечными лучами воска, а из наделенного повышенной прочностью пористого бетона; фасады домов покрыты особым материалом, созданным с применением водорослей. Эти «живые» стены не только поглощают углекислый газ, но и вырабатывают энергию, идущую на удовлетворение повседневных нужд обитателей. Как сообщают авторы, такой город-остров, очищающий загрязненный выхлопными газами воздух, может стать городом-спутником любого из прибрежных мегаполисов. И обитатели большого города вздохнут свободнее, почувствовав, что в царство пластика, стекла и бетона наконец пришла весна.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (270) май 2015 года:

  • BPM в компаниях ТЭКа – фокус на точечной автоматизации
    BPM в компаниях ТЭКа – фокус на точечной автоматизации

    В компаниях топливно-энергетической отрасли для автоматизации бизнес-процессов используют системы класса ERP. При таких условиях, несмотря на очевидные преимущества от грамотно выстроенной системы управления бизнес-процессами, говорить о полномасштабном внедрении BPM (Business Process Management) пока еще рано. ...

  • ГЭХ обсуждает с Siemens перенос производства турбин в Санкт-Петербург
    ГЭХ обсуждает с Siemens перенос производства турбин в Санкт-Петербург

    «Газпром энергохолдинг» договаривается с Siemens о производстве паровых турбин на площадке в Санкт-Петербурге, сообщил глава ГЭХа Денис Федоров. ...

  • «Аршановский» добудет миллион
    «Аршановский» добудет миллион

    Горняки разреза «Аршановский» добудут первый миллион тонн угля к середине лета 2015 года, сообщает Министерство природных ресурсов Республики Хакасия. ...

  • Shell получила разрешение на бурение в Арктике
    Shell получила разрешение на бурение в Арктике

    Администрация США предоставила нефтяной компании Shell предварительное разрешение на начало разведочного бурения с целью поиска нефти и газа в Арктике. Как сообщила News York Times, это решение – «важная победа для Shell и для всей нефтяной промышленности, которая на протяжении многих лет добивалась права на бурение в водах моря Бофорта и Чукотского моря, где, как предполагают, имеются огромные запасы нефти и газа». «Мы с осторожностью...

  • Генераторы требуют льгот
    Генераторы требуют льгот

    Российские генерирующие компании встревожены решениями налоговых органов и судов, отказывающих в применении льготных ставок налога на имущество в отношении сетевого оборудования, которое находится на балансе генераторов. ...