16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/2/37.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 02 (02) сентябрь 2012

Реформирование ЖКХ: вчера, сегодня, завтра

Генерация/сети Яна ЛИСИЦЫНА
Реформирование ЖКХ: вчера, сегодня, завтра

Опрос ВЦИОМа, который проводился перед прошедшими выборами, показал, что самая важная проблема, волнующая россиян, – жилищно-коммунальная.

Наиболее актуальные вопросы ЖКХ обсуждались на Всероссийском практическом семинаре «Реформа жилищного и коммунального хозяйства: тарифное регулирование отрасли», состоявшемся в Москве.

Мероприятие было организовано ГК «Открытый Диалог» при поддержке Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Во встрече приняли участие руководители предприятий ЖКХ, региональных энергетических комиссий, региональных и муниципальных органов управления ЖКХ более чем из сорока регионов России.

Представители ФСТ России рассказали участникам семинара об изменениях в нормативно-правовой базе в части регулирования тарифов в сфере водоотведения, водо- и теплоснабжения.

Новые основы ценообразования в сфере теплоснабжения будут приняты не ранее сентября этого года, сообщил Александр Федяков, начальник отдела Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ России. В 2013 году регулирование будет осуществляться по старому постановлению правительства № 109. Новые основы вступят в силу и будут применяться с 2014 года. В 2013 году они распространятся только на новые организации. Методические указания должны быть приняты в течение четырех месяцев после вступления в силу основ ценообразования, отметил господин Федяков.

Как отметил Андрей Таманцев, заместитель начальника отдела Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ России, в проекте постановления об основах ценообразования в теплоснабжении остается большое количество разногласий. Одно из них касается долгосрочного метода регулирования. Проект постановления определяет критерии, в соответствии с которыми возможен переход на метод RAB. Но эти критерии, по мнению представителя ФСТ, играют роль ограничителей.

Например, в проекте постановления предусматривалась невозможность превышения в первые три года первого долгосрочного периода регулирования показателей роста тарифов на тепловую энергию, определенных в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития России. Это, по словам господина Таманцева, вызвало наиболее жаркие споры среди федеральных экспертов.

– Плановые значения в прогнозе устанавливаются по всей стране. Это менее объективный индикатор по сравнению с предельным уровнем роста тарифов в сфере теплоснабжения, которые утверждает ФСТ России в среднем по каждому субъекту РФ, – отметил он.

В результате обсуждения проекта на федеральном уровне было принято решение сократить перечень ограничений и сохранить только технические критерии, по которым организация может подойти под регулирование методом доходности инвестированного капитала, и обязательное наличие схем теплоснабжения в муниципальном образовании.

Установление двухставочного тарифа в теплоснабжении приводит не к снижению, а к росту совокупного платежа потребителей по итогам года, хотя ранее проведенные модельные расчеты показывают, что сокращение должно происходить после одиннадцати-двенадцати месяцев. Это является одной из основных причин, почему двухставочные тарифы применяются лишь в нескольких регионах страны.

Мария Шилина, заместитель директора департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭКа Министерства энергетики РФ:

– В тарифе за тепло от 60 до 70 процентов, в зависимости от региона, составляет плата за газ. Если мы устанавливаем постоянную инвестиционную составляющую, которая, как правило, при расчете двухставочного тарифа занимает большую часть платежа, и плату за газ взимаем только при его реальном расходовании, то фактические платежи за газ в отдельные периоды оплачиваются по приборам учета. Это приводит к их росту. В результате мы превышаем предельные индексы совокупного платежа населения, поэтому регионы вынуждены в следующем году за счет снижения инвестиционной составляющей учитывать опыт прошлого года. Это влечет за собой проблемы для ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и населения.

Алексей Макрушин, заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие» и директор НП «Национальный союз водоканалов»:

– Тарифные ограничения последних лет больно ударили по ресурсо-снабжающим организациям. Начиная с кризисного 2009 года цены на газ, в силу выравнивания доходности поставок на внутренний и внешний рынки, растут опережающим темпом. Этот рост в 2009 году составлял примерно 26 процентов. При этом тепловикам тарифы подняли на 11 процентов. Практически весь рост был связан исключительно с ростом цен на газ, а все остальные расходы естественным образом зажимались.

В итоге за последние годы такие мощные факторы роста цен тарифов, как выравнивание доходности поставок газа и либерализация рынка электроэнергии, наложились друг на друга. И эти факторы действовали в условиях достаточно сильного ограничения роста тарифов, сначала в связи с кризисом, а затем в связи с предвыборным периодом. В итоге естественным образом уменьшалось количество инвестиций, практически не рос фонд оплаты труда и ремонта. Можно сказать, что последние несколько лет выпали с точки зрения привлечения инвестиций. И если у нас энергоносители будут оставаться дорогими, расходы будут сохраняться на очень приличном уровне. С одной стороны, тарифы надо значительно поднимать. Но давайте спросим население, как оно к этому относится, – и этот фактор также нельзя игнорировать. Для обеспечения необходимого роста тарифов потребуется политическое мужество и серьезные политические решения.

Андрей Широков, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, убежден, что тарифы должны регулироваться не государством, а «некими общественными формированиями», которые занимаются, прежде всего, экономическими вопросами:

– Ни тарифная, ни бюджетная составляющие большие инвестиции не приносят. Мы должны понимать, что жилищное и коммунальное хозяйство – это не собес.

На семинаре обсуждались не только общие вопросы тарифного регулирования в сфере жилищного и коммунального хозяйства, но и ситуации в конкретных секторах рынка, урегулирования взаимоотношений между его участниками. В частности, речь шла о современном состоянии и тенденциях реформирования управления жилой недвижимостью и коммунальным комплексом.

С нового года в программы Фонда содействия реформированию ЖКХ должны попасть практически все муниципальные образования. Об этом участникам семинара сообщил Леонид Алексеев, советник генерального директора Фонда ЖКХ.

– Перед Фондом ЖКХ стоит задача расселить аварийное жилье, признанное на 1 января 2012 года аварийным, – а это порядка 10 миллионов квадратных метров. По оценкам организации, для этого необходимо до 430 миллиардов рублей.
На правительственном уровне принято решение выделить на ближайшие три года 300 миллиардов рублей – 30‑50 процентов этой суммы поступит из средств Фонда ЖКХ, остальная часть будет финансироваться за счет региональных и муниципальных бюджетов.

В мировой практике известны две основные модели управления объектами – в том числе объектами коммунального комплекса и, в частности, теплоснабжения. С одной стороны, это управление в виде акционерного общества, но, как правило, с долей муниципалитета или государства в этом обществе. Вторая модель – это концессионная модель, когда имущество коммунального комплекса остается в собственности муниципального образования и передается в управление частной компании на основании договора. Такая модель широко применяется во Франции. Для реализации этой модели в России до сегодняшнего дня широко применялся договор аренды.

Существует третья модель – сугубо наша, российская. И с вхождением в ВТО в том числе есть стремление уйти от государственных муниципальных предприятий, к ним в основном есть претензии по эффективности деятельности. Однако исследования показали: акционерные ли общества или унитарные предприятия находятся в управлении предприятием – это на сегодняшний день не сильно влияет на результаты их деятельности. Нет критериев оценки эффективности, определяющих, что лучше – одно, второе или третье, – резюмировал эксперт.

При реформировании предприятий ЖКХ неизбежно возникают две важные проблемы: привлечение инвестиций в коммунальный комплекс, с одной стороны, и привлечение частного бизнеса к управлению предприятием и теми же инвестициями, с другой стороны. Участники семинара попытались найти ответ на вопрос, почему так трудно привлекать инвестиции в коммунальное хозяйство. К примеру, ни один крупный российский водоканал сейчас не выкупает имущественный комплекс, поскольку обеспечить возврат денег через тарифы практически невозможно. Поэтому все частные инвесторы, которые приходят на крупные водоканалы, пользуются договорами аренды или концессии.

Алексей Макрушин, заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие» и директор НП «Национальный союз водоканалов»:

– В тепловом бизнесе, в электроэнергетике частные инвесторы во многих случаях выкупают активы в свою собственность. Но ни один крупный водоканал этого не делает. Ведь если компания выкупает огромный имущественный комплекс, отдавая деньги бюджету, то эти деньги теоретически можно на протяжении очень длительного времени отбить через тарифы. На самом деле сделать это практически невозможно. Поэтому приватизируются только мелкие водоканалы, и то достаточно редко, а на крупных водоканалах все частные инвесторы пользуются договорами аренды, а теперь и договорами концессии.

В настоящее время несколько тепловых компаний уже трансформировали свои арендные соглашения в концессионные. То же самое будет происходить по воде, уверен Алексей Макрушин. По его мнению, концессия – более детализированный и выгодный для руководства водоканалов вид соглашения, чем аренда. Во-первых, она позволяет концессионеру обращаться в суд по поводу размера установленных тарифов. Во-вторых, он не рискует вложенными средствами – инвестиции вернутся концессионеру в случае разрыва соглашения по инициативе любой из сторон. Единственное, что мешает активно использовать договор концессии, – отсутствие основ ценообразования, считает заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие».

– Пока мы будем надеяться, что государство, чиновники напишут для нас какой‑то хороший нормативно-правовой акт, который решит все проблемы, мы будем находиться примерно в той ситуации, в которой сейчас находимся. Управляющим компаниям надо объединяться, брать инициативу в свои руки и писать закон для управляющих компаний, а не ждать, пока это сделает Министерство регионального развития. Мы будем двигаться именно в таком русле, предлагая государству план движения в том направлении, которое мы считаем важным в ближайшее время в жилищно-коммунальном хозяйстве, – подчеркнул он.

Беда жилищников в том, что они не объединяются так, как это делают коммунальщики, убежден Андрей Широков, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.

– На сегодняшний день коммунальщики, особенно от крупной энергетики, лоббируют свои интересы на всех уровнях. А жилищники – это разрозненная семья, они не отстаивают свои общие интересы даже на уровне губерний. Для частных управляющих компаний до сих пор начальником остается начальник жилищно-коммунального департамента соответствующей области, а не собственники в многоквартирных домах, которые являются заказчиками работ, и не собственники предприятия.

У нас сейчас не товарищество собственников жилья, а «вражество», недружественная организация в многоквартирном доме, выражающая интересы определенной группы. Отсюда все проблемы. Поэтому мы на уровне ТПП РФ предлагаем закон об управлении многоквартирными домами, жилой недвижимостью выделить в отдельное законодательство, прописать его от А до Я. Закон о ТСЖ нужно сделать самостоятельным, – сказал господин Широков.

В коммунальном комплексе существуют глобальные проблемы с привлечением инвестиций. Все инвестиционные проекты в коммуналке – долгосрочные и трудноокупаемые, при этом дорогостоящие и весьма капиталоемкие. То есть инвестиции здесь малорентабельны. Помимо недостаточной окупаемости, для инвестора существуют высокие риски, которые на сегодняшний день просто нечем покрыть. Рисков достаточно много, и, в частности, весьма высок риск правовой неопределенности. Законодательство на сегодняшний день не предоставляет инвестору практически никаких возможностей защитить свои права на созданное и реконструированное имущество, на возврат тех инвестиций, которые он привносит в коммунальный комплекс.

Алексей Макрушин считает, что масштаб проблемы, которая есть у населения, совершенно не соответствует масштабу внимания, которое привлекается к ней на федеральном уровне:

– В сфере ЖКХ нужна государственная программа, на которую будет направлено значительное бюджетное финансирование. Кроме того, необходимо создавать институт развития в коммунальной сфере, возможно, на базе Фонда содействия реформированию ЖКХ. Этот фонд, по принципу АИЖК, стимулировал бы приток частных инвестиций, стимулировал бы привлечение кредитов и создавал бы нормальные рыночные механизмы в коммунальном хозяйстве.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 02 (02) сентябрь 2012:

  • Что объединяет котельную и самолет?
    Что объединяет котельную и самолет?

    <b>Паровой аэроплан Можайского и грузовик НАМИ-012, сельские теплофикационные локомобили ЛПУ-1 и СПУ-100ВИМ… </b> <br> <br>Все эти отечественные инженерные шедевры своего времени объединяют быстроходные паровые машины. <br> <br>Сегодня этот класс тепловых двигателей «перерождается» в современные паровые моторы для мини-ТЭЦ на базе котельных. <br>

  • Как это было? Краткая история развития отопительных систем
    Как это было? Краткая история развития отопительных систем

    На календаре осень. Все чаще мы с тревогой слушаем прогноз погоды и с надеждой посматриваем на батареи: когда же они оживут, когда наконец‑то станут спасительно тепленькими? <br> <br>Интересно, а как же мы пришли к центральным отопительным системам, как развивалась история отопления вообще? <br> <br>

  • Тарифы утверждены. Споры продолжаются
    Тарифы утверждены. Споры продолжаются

    Тепло и горячая вода за последние два месяца подорожали дважды. Напомним, с 1 июля согласно решению правительства РФ повысились тарифы на газ, электричество, тепло и воду. И если электроэнергия и газ сохранят уровень цен до <br>1 июля 2013 года, то тепло и вода подорожали еще и в сентябре – на 4 и 6 процентов. <br>

  • На Пермской ТЭЦ-9 продолжается монтаж нового энергоблока
    На Пермской ТЭЦ-9 продолжается монтаж нового энергоблока

    На Пермской ТЭЦ-9 продолжаются работы по монтажу основного оборудования энергоблока, на фундамент установлены газовая турбина <br>ГТЭ-160 и статор генератора, сообщает пресс-служба КЭС-Холдинга. <br>

  • Уникальные турбины нарастили генерацию Востока
    Уникальные турбины нарастили генерацию Востока

    Крупнейший ввод тепловой генерации на Сахалине за последние тридцать лет осуществило «РАО ЭС Востока». <br>