16+
Регистрация
РУС ENG

Правительство верит в бюджетную нефть

17.08.2006 КоммерсантЪ ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ

бюджет-2007

Основные документы, определяющие параметры федерального бюджета и бюджетов социальных фондов, вместе с самим проектом бюджета-2007 сегодня будут рассматриваться в правительстве. Несмотря на множество взаимных претензий и несогласований, все документы, видимо, будут одобрены. С умеренным оптимизмом МЭРТа, Минфина и ЦБ в отношении цены нефти, на котором строится бюджетная конструкция, заранее согласны все министры. Именно он позволяет вновь увеличивать госрасходы.

Сегодня правительство рассмотрит представленный МЭРТом прогноз социально-экономического развития до 2009 года, сверстанный на его основе Минфином проект федерального бюджета на 2007 год и связанные с ними проекты бюджетов пенсионного фонда и фондов социального и обязательного медицинского страхования. Для верстки бюджета-2007 принят "умеренно оптимистичный" сценарий развития экономики, предполагающий, что в ближайшие три года российский бизнес сохранит конкурентоспособность, устоит перед импортом, а экспорт нефти стабилизируется примерно на нынешнем уровне. Все это даст рост ВВП в 2007-2009 годах на 5,8-6% в год.

Претензий к подготовленному МЭРТом прогнозу у прочих ведомств предостаточно, и на сегодняшнем заседании кабинета они, вероятно, будут высказаны Герману Грефу. Кроме того, правительственному аппарату, а фактически премьеру не нравится, что Минэкономразвития при обсчете всех вариантов развития ориентировался на единую цену нефти Urals – $61 за баррель. Получается, что вся ответственность за достижение макроэкономических результатов полностью ложится на премьера, успех будет зависеть от того, насколько активно или пассивно он будет проводить экономическую политику.

Впрочем, дело, видимо, не столько в этом. Коррекцией параметров цены нефти правительство привыкло решать проблемы сбалансированности бюджета. Готовность Германа Грефа отказаться от этого инструмента лишает все правительство фирменной "страховки" МЭРТа, а значит, заставит искать новые способы решения бюджетных проблем.
Претензии к прогнозу есть и у ведомств, и они уже касаются в большей степени содержательных вопросов, нежели внутриправительственной кухни. Так, Минфин уверен, что заложенные темпы роста, повышение курса рубля и прироста денежной массы не позволят удержать инфляцию в заданных пределах (6,5-8%). Минздравсоцразвития опасается, что, поскольку индексация зарплат бюджетников просчитана по нижнему уровню инфляции, денег на нее может не хватить. "Для подстраховки" ведомство Михаила Зурабова предлагает проиндексировать зарплату бюджетников с 1 сентября 2007 года на 19%, а не на заложенные Минэкономразвития 15%.

Наконец, Минсельхоз, напуганный беспрецедентным увеличением в прогнозе предельного уровня тарифов монополий (в отличие от прошлых лет, тарифы в 2007-2009 годах будут расти не на уровне инфляции, а в полтора-два раза быстрее), боится резкого "проседания" АПК и просит у правительства денег на компенсацию аграриям неизбежного роста стоимости топлива.

Проект бюджета, внесенный Минфином в правительство в ночь со вторника на среду, пока вызывает меньше нареканий. При доходной части в 7 трлн руб. (на 13% больше, чем ожидается в 2006 году) расходная сформирована на уровне в 5,5 трлн руб. (на 28% больше, чем в 2006-м). Рост расходов вызван не только выполнением президентских обещаний по нацпроектам (206 млрд руб.– в полтора раза больше, чем в 2006 году), по увеличению зарплат и росту гособоронзаказа, но и ростом таких статей, как "общегосударственные вопросы" (664 млрд руб.– также в полтора раза выше, чем в 2006 году).

Серьезные претензии в аппарате правительства пока есть лишь по составной части бюджета – перечню федеральных целевых программ. МЭРТу предстоит объяснять, почему из 48 представленных программ 17 еще находятся в разработке. "Неутвержденные программы нельзя вносить в правительство",– отметил источник в аппарате Белого дома.
Впрочем, поскольку бюджету предстоит доработка, ожесточенных споров в Белом доме не ожидается. Идеология бюджетной конструкции-2007, а это прежде всего рост непроцентных расходов бюджета до 1,6% ВВП, оплачиваемый ценой нефти, считается компромиссом, не требующим обсуждений.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку