16+
Регистрация
РУС ENG

Украина стимулирует собственные НПЗ

15.05.2006 RBCdaily Екатерина Колесникова

Министерство экономики страны предлагает вернуть пошлины на импорт нефтепродуктов

Министерство экономики Украины решило предоставить владельцам местных НПЗ возможность заняться модернизацией производств. Для этого глава ведомства Арсений Яценюк предложил вновь вернуть пошлины на импорт нефтепродуктов. Однако размеры новой пошлины будут намного ниже старой, существовавшей до бензинового кризиса весны прошлого года. Таким образом, считают эксперты, власти Украины рассчитывают дать местным нефтепереработчикам шанс в будущем отвоевать потерянный рынок у импортеров из России, Белоруссии и Прибалтики. При этом ожидается, что сниженная пошлина не отобьет интерес к рынку у импортеров и позволит избежать нового бензинового кризиса.

На территории Украины расположено 6 НПЗ: Лисичанский («ЛИНОС», входит в ТНК-ВР), Кременчугский (принадлежит ЗАО «Укртатнафта»), Дрогобычский (НПК «Галичина»), Надвирнянский («Нафтохимик Прикарпаття»), Одесский («ЛУКОЙЛ») и Херсонский (НК «Альянс»). Работа Одесского и Херсонского НПЗ в настоящее время приостановлена в связи с реконструкцией. Ранее представители «ТНК-BP Украина» не исключали возможности остановки «ЛИНОСа», однако в марте компания объявила об отмене этих планов в связи с намерением развивать экспорт нефтепродуктов в Западную Европу. В 2005 г. украинские НПЗ переработали 17,4 млн т нефти, что на 18% ниже показателя 2004 г.

Режим взимания пошлин на импорт топлива на Украине был изменен в мае прошлого года из-за разразившегося бензинового кризиса, вызванного остановкой трех НПЗ на реконструкцию и снижением объемов производства на оставшихся в строю заводах. Тогда заводы выпустили на рынок лишь 55% от нужного количества нефтепродуктов. В итоге парламент Украины принял закон о снижении акцизов и отмене пошлин на импорт светлых нефтепродуктов и дизельного топлива, чтобы стимулировать их ввоз в страну. Закон установил нулевую ставку ввозной пошлины на бензины марок А-90, А-91, А-92, Аи-93, А-95, А-96 и на дизтопливо, тогда как ранее ставка на ввоз бензинов составляла 15-40 евро за т, на дизтопливо – 1,5 евро за т. Закон также установил фиксированную ставку акцизного сбора на все марки импортированного бензина и дизтоплива в размере 60 евро за т. Ранее акциз на бензин составлял 20% от цены реализации (без НДС), на дизтопливо – 10%.

Отмена пошлин дала вполне прогнозируемые результаты: украинские потребители получили российский, белорусский и прибалтийский бензин, местные производители начали терять рынок и доходы. В частности, убытки Лисичанского НПЗ за ноябрь-декабрь 2005 г. составили 15-20 млн долл. Как пояснили в «ТНК-BP Украина», в соседних странах цена нефти для производства топлива ниже, чем на Украине, как минимум на размер экспортной пошлины, которая составляет почти 180 долл. на т. Такое значительное экономическое преимущество выталкивает украинский продукт с рынка. Прибалтийские производители (в частности Mazeikiu Nafta, покупающая нефть по той же цене, что и украинские НПЗ) отвоевали долю на украинском рынке за счет того, что глубина переработки на Mazeikiu Nafta составляет порядка 85-90%, тогда как у лучших украинских заводов – 67-68%. Тогда украинские компании начали требовать вернуть пошлину обратно.

На днях украинское министерство экономики сделало обнадеживающее заявление: планы по возвращению пошлины есть. Правда, ее размер не должен превышать 20-25 евро за 1 т. Таким образом, пошлина будет не запретительной, а стимулирующей. Сроки реализации этого плана пока не называются. По словам министра экономики Арсения Яценюка, вопрос должен быть обсужден Верховной Радой, которая «неизвестно, когда соберется, а тем более будет принимать решения». Правда, по мнению участников рынка, целесообразнее было бы вводить не фиксированную, а «гибкую» импортную пошлину, привязанную к нефтяным котировкам. «Такая пошлина должна меняться раз в один-два месяца в зависимости от цен на нефть, это создаст равные конкурентные условия для внутреннего и внешнего производителей без перекосов в ту или другую сторону», – пояснила RBC daily заместитель директора департамента по рекламе и связям с общественностью ООО «ТНК-ВР Украина» Ирина Ковальчук.

Эксперты считают, что минэкономики пытается пробудить у местных игроков желание заняться модернизацией НПЗ. «Скорее всего, власти хотят, чтобы украинские компании взяли на себя обязательство заняться модернизацией в некие определенные сроки. Если обязательства не будут выполнены, Рада реанимирует снижение импортных пошлин», – пояснил президент украинского научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин. С ним соглашается аналитик ИГ «Петромаркет» Александра Зубачева, которая полагает, что реализация предложения минэкономики поможет перераспределить прибыль от продажи нефтепродуктов в пользу государства.

По данным «Психеи», на сегодняшний день программы модернизации отсутствуют у Кременчугского и Дрогобычского НПЗ. Аналитик ИК «Финам» Тимур Хайруллин объясняет это прежним политическим курсом Украины. «Раньше власти сопротивлялись остановке НПЗ, опасаясь бензинового кризиса, в частности, были попытки запретить «ЛУКОЙЛу» модернизировать Одесский НПЗ», – говорит эксперт. Исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн считает, что эффективность новой идеи властей Украины достаточно высока. «Сниженный размер пошлины может несущественно сократить количество евробензина и низкосернистого дизельного топлива, поступающего из Румынии, Болгарии, Литвы, России и Белоруссии», – пояснил он.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку