16+
Регистрация
РУС ENG

«Просим не создавать политического напряжения»

16.02.2006 Время новостей Денис РЕБРОВ

Герман Греф обозначил свои требования к российским нефтяникам по ценам на бензин

С приближением весны и посевной российские чиновники вернулись к вопросу о ценах на топливо. Мораторий на рост стоимости бензина на заправках, который нефтяные компании по просьбе главы Минпромэнерго Виктора Христенко ввели в минувшем сентябре, закончился с наступлением нового года. И хотя пока цена нефтепродуктов на АЗС практически не изменилась, эксперты отмечают, что это может произойти в скором будущем. Вчера министр экономразвития Герман Греф весь день в своих выступлениях предостерегал нефтяников от взвинчивания цен, прямо влияющих на рост инфляции в стране: «Понимаю, что у нефтяных компаний есть стремление сохранить ту прибыльность, ту маржу, которую они имеют на внешнем рынке, и перенести гиперприбыльность и на внутренний рынок. Этого делать нельзя. Мы не регулируем напрямую рынок и просим не создавать политического напряжения. Нельзя заставлять нас принимать политические меры». По мнению министра, сейчас рентабельность компаний и в розничном, и в оптовом звеньях «очень хорошая», в частности, в рознице она не ниже 25%. По его словам, «не надо заставлять правительство вводить какое-нибудь регулирование, которое в конце концов пойдет во вред экономике и самим нефтяным компаниям», а также не стоит «пытаться зарабатывать сверхприбыли на внутреннем рынке» и «перекладывать с больной головы на здоровую». После такого напутствия нефтяникам г-н Греф отправился на встречу с главой одной из «основных» компаний отрасли, однако назвать своего собеседника министр отказался.

В январе этого года цены на АЗС сохранялись на декабрьском уровне. Только в феврале они стали незначительно подниматься. По данным «Росстата», с 31 января по 6 февраля стоимость топлива увеличились на 0,4% в 28 регионах. В остальных субъектах федерации она осталась прежней. Наибольший рост наблюдался в Новосибирске -- 6,3%. Однако оптовые цены начали подниматься уже с начала января. Пока они не достигли сентябрьского уровня, когда был объявлен мораторий, но постепенно приближаются к этой планке. По данным исследовательской группы «Петромаркет», бензин А-76 на заводах Центральной России в сентябре в среднем стоил 15,8 тыс. руб. за тонну, в январе -- 13,57 тыс. руб., а прогнозная цена на февраль -- 15,4 тыс. руб. Бензин Аи-92 в сентябре продавался по 18,57 тыс. руб. за тонну, прогнозная цена на февраль -- 17,8 тыс. руб. По мнению экспертов «Петромаркета», максимальных значений прошлого года стоимость топлива в оптовом сегменте может достигнуть уже к концу марта.

Еще утром, выступая в Госдуме, глава МЭРТ заявил: «Нужно срочно возобновить работу с нефтяными компаниями, чтобы в этом году была более умеренная динамика цен». Впрочем, тогда г-н Греф говорил: «Рычагов регулирования у нас нет. Если в этом году компании пойдут на это (сдерживание цен. -- Ред.), мы отнесемся к этому одобрительно». Он подчеркнул, что правительство и Госдума отказались в 2006 году индексировать ставку акциза на нефтепродукты. Замминистра финансов Сергей Шаталов вчера также ободрил нефтяников: «На 2006 год мы не индексируем акцизы на нефтепродукты и на 2007 год скорее всего зафиксируем эту позицию». А вице-премьер Александр Жуков обещал, что Госдума весной рассмотрит возможность объявить налоговые каникулы для компаний, которые участвуют в разработке новых месторождений в Восточной Сибири, а также вопросы дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) -- считается, что эти меры сдержат цены на топливо.

Впрочем, нефтяники уверяют, что пока не намерены повышать его стоимость. ТНК-ВР, по словам ее представителя, считает, что рынок «стабилен». Она готова к диалогу с властями и поддержит любую «позитивную инициативу» по сдерживанию роста цен. «Дифференциация НДПИ и налоговые каникулы для новых месторождений, может быть, напрямую и не повлияют на цены на нефтепродукты, однако затраты компаний снизятся», -- отмечает представитель ТНК-ВР. В «Сибнефти» также заявляют, что не собираются «бежать впереди паровоза» в вопросе повышения цен. При этом представитель компании обращает внимание, что «Сибнефть» теперь «встроена в государственную концепцию». В то же время, говорит он, холдинг должен приносить прибыль своим акционерам, а вопрос о ценах решается в зависимости от ситуации в каждом регионе.

Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов еще в конце прошлого года прогнозировал, что стоимость бензина увеличится за этот год примерно на 11% (по результатам прошлого года -- более чем на 15%), как и утвержденный рост тарифов естественных монополий («Газпрома», «Транснефти», РЖД и РАО «ЕЭС России»). А вице-президент компании Леонид Федун говорил, что маржа в 200 долл. за тонну при реализации бензинов на розничном рынке «позволяет держать цены замороженными значительное время». В ЛУКОЙЛе отмечают, что ждут от правительства дифференциации НДПИ, а также стимулирования развития нефтепереработки. В частности, речь идет о дифференциации акцизов на нефтепродукты (чем выше качество бензина, тем ниже на него должен быть акциз, сейчас, наоборот), увеличении парка машин, потребляющих дизельное топливо, а также о льготах на ввоз оборудования для модернизации заводов. Кстати, вчера «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» сообщил, что начал производство бензина, соответствующего требованиям европейского стандарта евро-3.

Правительство в целом готово пойти навстречу нефтяникам, хотя пока это вопрос будущего. Как сообщил г-н Шаталов, дифференциация акцизов на нефтепродукты будет введена только после появления в России евростандартов на бензин. «Минпромэнерго обещает ввести евростандарты в течение двух лет», -- отметил он. Г-н Шаталов считает, что дифференциация акцизов должна осуществляться не по октановому числу, а на основе других факторов, в том числе по количеству серы и других вредных элементов, содержащихся в нефтепродуктах.

Возврат к списку