16+
Регистрация
РУС ENG

«Роснефть» разольют народу

27.12.2005 RBCdaily Алексей Виноградов

Через специально созданный механизм, говорит Олег Вьюгин

Для размещения акций ОАО «Роснефть» среди населения необходимо разработать специальный механизм. Об этом заявил в интервью телеканалу РБК глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. По его словам, предполагается задействовать уполномоченную организацию, которая выкупит соответствующий пакет акций на рынке, а затем через сеть офисов будет продавать бумаги «розничным инвесторам». «В России впервые будет сделана попытка создать инфраструктуру доведения акций конкретной компании до розничного покупателя», – подчеркнул г-н Вьюгин.

Глава ФСФР, таким образом, дополнил заместителя главы МЭРТ и члена совета директоров «Роснефти» Кирилла Андросова, который в середине месяца заявил, что часть пакета акций компании, возможно, будет продаваться не стратегическому инвестору и не через биржу, а непосредственно населению. «Партнером и инструментом пропаганды» такой акции, которая, помимо прочего, способствовала бы развитию фондового рынка вообще, предполагалось сделать Сбербанк. Олег Вьюгин выразился более уклончиво, отметив «определенное внимание» Сбербанка к этому вопросу.

Чем ближе частичная приватизация крупнейшей государственной нефтяной компании России, тем больше, по всей видимости, будет выдвигаться идей насчет того, как ее лучше провести. Ранее предлагалось продать часть пакета компании стратегическому инвестору (на рынке убеждены, что речь идет о китайской или индийской госкомпании) или провести IPO на Лондонской фондовой бирже. Или совместить один вариант с другим. Теперь выдвигается еще и третий – также совмещенный с другими. Как сказал г-н Вьюгин, подобная диверсификация акционерной базы – некий залог того, что компания будет действовать открыто, и одновременно стимул для управленческих решений.

Как говорят эксперты, по крайней мере на бумаге идеи МЭРТ и ФСФР осуществимы (подобные же идеи, кстати, выдвигаются и в отношении «Связьинвеста»). Какой она будет иметь практический смысл – другой вопрос.

«С технической точки зрения, конечно, продать «Роснефть» «народу» можно, – говорит аналитик ГК «Регион» Константин Гуляев. – После допэмиссии стоимость одной акции компании, исходя из оценки D&T после консолидации в 58 млрд долл., может составить 180 руб. – доступная бумага для «народа». Однако есть подозрения, что вся эта идея вынашивается отнюдь не для создания народной компании, а для того, чтобы под видом «народной приватизации» продать определенную долю «Роснефти» конкретным лицам. При этом, конечно, есть и второй вариант – речь идет о своего рода пиар-кампании – государство даст всем желающим выступить в роли бенефициаров отнятого за долги у частной компании актива. На деле оба варианта не противоречат друг другу, но последствия их реализации вряд ли будут на деле сильно отличаться от последствий ваучерной приватизации 90-х».

«Идея сделать «Роснефть» эдакой «народной компанией» представляется мало осуществимой, – говорит аналитик Rye, Man & Gor Антон Рубцов. – За исключением возможного политического или пиаровского смысла, в ней нет другого – логичного экономического содержания. Огромные транзакционные и прочие издержки, связанные с созданием и раскруткой соответствующей розничной сети, не покроются никакими доходами. Сейчас не времена «пирамид» – есть реально работающий фондовый рынок, и если государство не хочет по каким-то причинам проводить IPO «Роснефти» на Западе, оно может сделать это в России. В любом случае, акции нужно продавать серьезному инвестору, а не старушкам».

По мнению аналитиков, г-н Вьюгин, говоря о первом опыте создания «инфраструктуры доведения акций конкретной компании до розничного покупателя» может быть не понят – по крайней мере, населением, которое помнит «пирамиды» 90-х, часть которых раскинула розничные сети по всей стране. Были ли их акции, билеты и т. д. где-то зарегистрированы или нет – это уже другой вопрос. Во всяком случае, с тех пор население стало слишком осторожно в отношении любых именующихся ценными бумаг, и, чтобы преодолеть предубеждение, потребуется большая работа.

«Основная масса населения, особенно за пределами Москвы и Петербурга, к сожалению, слишком далека от перипетий фондового рынка, – говорит Константин Батунин из «Альфа-Банка». – Чтобы ситуация изменилась, нужна серьезная, долговременная и дорогостоящая кампания по просвещению народа, а ее, судя по всему, никто не планирует. В этих условиях, к тому же не располагая значительными свободными средствами и сохранив при этом недобрую память о финансовых пирамидах, население вряд ли будет серьезно вкладываться в «Роснефть». Наверняка чиновники это понимают, но готовы устроить народную приватизацию компании хотя бы на бумаге, чтобы окончательно легитимизировать покупку «Юганскнефтегаза». В этом смысле приглашение народа в «Роснефть» делается с той же целью, что и приглашение туда г-на Эванса. Боюсь, за отказом одного последует отказ и другого».

«Опыт подобных «народных размещений» на Западе есть, но при этом надо учитывать, что ситуация у нас и там сильно различается, – считает Дмитрий Царегородцев из FIM Securities. – На Западе народные вложения в крупные компании – долгосрочный инструмент. У нас слишком мала прослойка населения, которая может себе позволить отвлечь средства из своих сбережений надолго. Слишком у многих нет автомобиля, нормальной бытовой техники и др. – нужны деньги. Оттого-то в регионах и процветают различные рейдерские компании, скупающие акции по дешевке у населения. Ситуация может поменяться – и об этих изменениях уже можно судить по ситуации с ПИФами, куда приток вкладов значительно увеличивается. Но это постепенный естественный процесс – пусть люди сначала освоятся с пассивными инвестициями, которыми являются паи в фондах, а потом уже принимаются за самостоятельную работу с акциями».

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку