16+
Регистрация
РУС ENG

«НОВАТЭК» залезет в трубу

01.12.2005 RBCdaily Даниил Шабашов

Компания агитирует за строительство конденсатопровода из Ямала в Индигу

Независимый производитель газа компания «НОВАТЭК» не намерена ограничиться добычей и переработкой сырья. Несмотря на то что недавно она запустила в эксплуатацию нефтехимический завод по переработке конденсата и планирует удвоить его мощности в ближайшее время, растущий объем добычи конденсата, по всей видимости, заставляет ее ратовать за строительство нацеленного на экспорт конденсатопровода. Аналитики отмечают, что транспортировка газового конденсата по отдельной трубе действительно выгодна, и в первую очередь для самого «НОВАТЭКа», однако в существующих условиях строительство конденсатопровода экономически бессмысленно. По их мнению, даже прогнозируемые объемы добычи конденсата не оправдают необходимых вложений, а основные внешние потребители российского сырья могут предпочесть работать с более привычной нефтью и сжиженным газом.

ОАО «НОВАТЭК» является крупнейшим независимым производителем газа в России. В прошлом году он добыл 21,6 млрд куб. м газа, нефти и конденсата – 3,2 млн т. За 9 месяцев 2005 г. общая выручка компании по международным стандартам отчетности составила 32,2 млрд руб., а чистая прибыль – 10,8 млрд руб. Объем реализации стабильного газового конденсата за этот период составил 396 тыс. т. Запасы сырья «НОВАТЭКа» по российским стандартам – 1,7 трлн куб. м газа, нефти и конденсата – 252 млн т. По данным компании, к 2020 г. объем добычи конденсата и конденсатосодержащего газа в России будут составлять около 37 млн т и 300 млрд куб м соответственно. При этом из-за проблем с переработкой попутно добываемого конденсата фактически ставится запрет на добычу конденсатосодержащего газа в объеме 160-180 млрд куб м в год.

Структура газового баланса России будет меняться в сторону увеличения доли конденсатосодержащего газа до 45% к 2020 г. с 20% в настоящее время, заявил на форуме «Газ России-2005» глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон. По его словам, к 2020 г. дефицит экспортных мощностей по конденсату составит порядка 20 млн т, а существующие в России мощности по переработке конденсата уже задействованы практически на 100%. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению г-на Михельсона, может стать строительство конденсатопровода, по которому конденсат будет транспортироваться до морского терминала, а затем экспортироваться. Леонид Михельсон предлагает построить конденсатопровод из района Харьяги (Ямал) в порт Индига (Ненецкий автономный округ) протяженностью 1,6 тыс. км. По его мнению, данный проект может быть реализован при участии «НОВАТЭКа», а также с привлечением «Транснефти», при этом строительство может быть осуществлено на условиях частно-государственного партнерства.

Как рассказали RBC daily в «НОВАТЭКе», проект данного конденсатопровода прорабатывался еще в советский период, а сейчас они пытаются его реанимировать. В компании отмечают, что добыча легкого сухого газа в настоящее время падает, а его разведанные запасы сокращаются. Поэтому все нефтегазовые компании в ближайшее время будут переходить на добычу так называемого «жирного» газа на газоконденсатных месторождениях. «Добываемый конденсатосодержащий газ сразу подвергается переработке и разделению на фракции. Полученный конденсат можно сливать в трубопровод с нефтью марки Urals, но это ведет к потерям дохода добывающих компаний и бюджета, так как конденсат – более дорогой и востребованный продукт», – пояснил RBC daily руководитель пресс-службы «НОВАТЭКа» Михаил Лозовой. По расчетам компании, при экспорте 17 млн т конденсата можно дополнительно получить около 2 млрд долл., а отчисления в бюджет при этом составят около 1,5 млрд долл. В компании пока затрудняются назвать предполагаемую мощность конденсатопровода. Однако Леонид Михельсон отметил, что вместе «НОВАТЭК» и «Газпром» потенциально могут добывать 20-25 млн т конденсата в год.

Опрошенные RBC daily аналитики соглашаются, что газодобывающие компании теряют дополнительную прибыль, которую можно было бы получить в случае раздельного экспорта конденсата. «Конденсат стоит дороже, из него можно получить больше продуктов легких фракций, но для конденсатопровода нужна мощная ресурсная база, – рассказал RBC daily аналитик компании «Антанта-Капитал» Александр Блохин.– У «НОВАТЭКа» в основном месторождения с высокой долей конденсата, и, учитывая их планы по развитию газохимии, вполне логично, что они ищут пути выгодного экспорта». При этом, как отмечает эксперт, ледовая обстановка на Ямале не позволяет отгружать продукцию в портах большую часть года, поэтому предлагается тянуть конденсатопровод в незамерзающий порт Индига.

Впрочем, специалисты считают, что даже при прогнозируемых объемах добычи конденсата такой проект не станет экономически целесообразным. «Мы сейчас не видим свидетельств того, что данный проект может быть осуществлен. Стоимость строительства этого конденсатопровода составит примерно 1,6 млрд долл., а такие вложения экономически невыгодны», – сказал RBC daily аналитик ИГ «АТОН» Артем Кончин. «Ведь прибыль с такой трубы будет идти не за счет цены чистого конденсата, а только за счет надбавки в цене (сегодня это 4-5 долл. за барр.) по сравнению с нефтью Urals, с которой его смешивают», – поясняет он. «Причем невозможно спрогнозировать, во что выльется недовольство президента Владимира Путина разрывом в цене нефти Urals и Brent и какие проекты по улучшению качества российской нефти будут реализованы, но совершенно точно, что чем качественнее будет Urals Mix, тем менее выгодным станет отделение конденсата», – добавляет Артем Кончин.

При этом эксперты отмечают, что добывающие компании пока не испытывают серьезных проблем с экспортом конденсата и его переработкой. «"НОВАТЭК" вполне успешно экспортирует около 100% добытого им конденсата, транспортируя его в порты по железной дороге», – говорит Артем Кончин. Как сказали RBC daily в пресс-службе «Газпрома», компания идет по другому пути, стремясь получить у правительства пропорционально сливаемому в систему «Транснефти» конденсату квоту на экспорт нефти. «К 2020 г. расклад на газовом рынке кардинально изменится. Тот прорыв, что сейчас наблюдается в области технологий сжиженного газа и, соответственно, его транспортировка железнодорожным транспортом, по всей видимости, сделает все подобные трубопроводы вчерашним днем», – отметил в разговоре с RBC daily начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Кроме того, аналитики отмечают, что в первую очередь необходимо заручиться согласием потребителей получать вместо нефти конденсат. «Для западных потребителей может оказаться непривычным получать вместо нефти конденсат, а те же американские химики предпочитают работать на природном газе», – заключает Александр Блохин.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку