16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/99/7416.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (99) апрель 2008 года

Китайские машиностроители «строят» российскую энергетику

Энергетика Анна НЕВСКАЯ

Российским энергомашиностроителям грозит опасность не устоять перед натиском китайских конкурентов, заявил руководитель отдела исследований машиностроительных отраслей Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Василий Тиматков на шестом Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке».

В большинстве случаев это проникновение происходит за счет дем-пинга, тем более что нередко речь идет об оборудовании, производство которого давно освоено предприятиями России. По мнению эксперта, российские машиностроители не могут самостоятельно бороться с государственной системой поддержки промышленности Китая. В частности, именно ценовое преимущество стало причиной победы заявки, предусматривавшей комплектацию двух энергоблоков Троицкой ГРЭС котлами, турбинами и генераторами китайского производства. При этом ценовое преимущество оказалось столь значительным, что оттеснило на задний план допущенные в заявке нарушения требований технического задания. Как подчеркнул В. Тиматков, речь идет не о закрытии российского рынка для зарубежных производителей, но о проведении антидемпинговых расследований, подобных тем, которые идут сегодня по всему миру.

Кроме того, опасается В. Тиматков, применение китайского оборудования может привести к проблемам и для генерирующих компаний. Проблема в том, смогут ли китайские производители обеспечить поставленное оборудование доступными по цене сервисом и запчастями. Эксперт считает, что для снижения возможных рисков следует переходить от тендерной системы «генподряд под ключ» к системе «генподряд плюс сопровождение жизненного цикла». Учет полной стоимости жизненного цикла объектов генерации облегчит российским производителям конкуренцию с зарубежными компаниями, традиционно предлагающими более высокую стоимость сервиса. Возможно, для ускорения этого процесса следует создать соответствующую нормативно-правовую базу.

Отдельная тема, затронутая В.Тиматковым, – финансирование инновационных проектов, в том числе создание экспериментальных электростанций, накануне и после ухода РАО «ЕЭС России». РАО ЕЭС имело достаточно финансовых и организационных ресурсов для реализации таких проектов, что сложно сказать о преемниках энергохолдинга – генерирующих компаниях меньшего масштаба.

Для решения этой проблемы стоит обратиться к зарубежному опыту, где инновационные проекты реализуются при совместном финансировании производителей оборудования, энергетических компаний и государства в лице фондов и банков. При этом инициатива исходит от государственных органов.

По мнению В. Тиматкова, этот опыт заслуживает внимания, тем более что в рамках действующей тендерной системы пилотные образцы российского производства практически не имеют шансов не только относительно мировых лидеров, но и по сравнению с экспериментальными изделиями китайских предприятий.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (99) апрель 2008 года:

  • Оценены затраты на Штокман

    Затраты на реализацию всех трех фаз освоения гигантского Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря оцениваются в 40 миллиардов долларов. Об этом заявил Юрий Комаров – генеральный директор ООО «Севморнефтегаз» (недропользователь) и компании Shtokman Development AG (оператор первой фазы освоения месторождения). «Для реализации трех фаз проекта в стоп-ценах на текущий момент понадобится предположительн...

  • Блиц

    Федеральная служба по финансовым рынкам на заседании 20 марта 2008 года зарегистрировала дополнительные выпуски и проспект обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «МРСК Центра». Допэмиссия акций размещается путем конвертации при присоединении ОАО «Белгород-энерго», ОАО «Брянскэнерго», ОАО «Воронежэнерго», ОАО «Костромаэнерго», ОАО «Курск- энерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО «Смоленскэнерго», ОАО «Тамбовэнерго», ОАО «Тверьэнерго», ...

  • Блиц

    Первый вице-премьер Сергей Иванов поручил Министерству транспорта России в течение 2008 года подготовить и принять новый законопроект об обязательном страховании перевозок речным и морским транспортом опасных грузов, в том числе нефтепродуктов. На сегодняшний день владельцы судов страхуют только стоимость груза, а экологический ущерб в случае разлива нефти и нефтепродуктов перекладывают на государство. С. Иванов отметил, что гос...

  • Ирак: Возвращение российских нефтяников

    В Ираке начались переговоры между правительством страны и российской компанией «ЛУКОЙЛ». Речь идет о разработке одного из крупнейших нефтяных месторождений Ирака – Западной Курны. Соответствующий контракт был заключен еще 10 лет назад, но за это время освоение так и не началось из‑за международных санкций, наложенных на Ирак при Саддаме Хусейне, а затем из‑за военных действий. Теперь диалог возобновился. По запасам не...

  • Глава ВНИИР избран членом-корреспондентом АЭН России

    Генеральный директор ОАО «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством» (ВНИИР) Года Нудельман общим собранием членов Академии электротехнических наук России избран членом-корреспондентом АЭН. Года Нудельман работал во ВНИИР с момента его основания в 1961 году до 1993 года, занимая должности инженера-исследователя, старшего научного сотрудника, заместит...