16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/7/117.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 3 (7) март 2001 года

Владимир Потанин заявляет о начале интеграции. На самом деле - полпути уже позади

Глава холдинговой компании «Интеррос» Владимир Потанин объявил о создании концерна «Силовые машины». В него вошли крупнейшие предприятия отечественного энергомашиностроения: Ленинград-ский Металлический завод, «Электросила», Завод турбинных лопаток, Калужский турбинный завод. Кроме них в концерне участвуют инжиниринговая компания «ЛМЗ - Инжиниринг» и сбытовая компания «Энергомашэкспорт».

Первая фаза проекта, которая главным образом заключается в формировании структуры концерна, началась полтора года назад и должна завершиться в 2003 году. Инициаторами интеграции была группа менеджеров во главе с Евгением Яковлевым, который, являясь руководителем «ЛМЗ-Инжиниринг», теперь исполняет должность и генерального директора управляющей компании концерна - ЗАО «Силовые машины» (СМ). Учредителями этой компании выступили холдинговая компания «Интеррос» (более 51% акций) и группа менеджеров. По словам Владимира Потанина, реализацию проекта «Силовые машины» можно считать попыткой привить на российской почве общемировые тенденции глобализации и укрупнения энергомашиностроительных компаний. Он убежден, что именно интеграция может дать российским предприятиям определенные шансы на победу в конкурентной борьбе с такими энергетическими гигантами, как «Сименс», «Альстом-АББ», «Дженерал Электрик» и другими.

Банки холдинговой компании «Интеррос» начали активно кредитовать петербургские энергомашиностроительные заводы еще в конце 1999 года. Так, «Балтонэксимбанк» открыл кредитные линии ЛМЗ - 100 млн. руб. и «Электросиле» - 50 млн. руб. Тогда же началось и реинвестирование в модернизацию предприятий. Общий объем инвестиций и кредитов в энергомашиностроение в целом составил около $50 млн., из которых около 10 млн. долларов было инвестировано в основной капитал. Не менее масштабные планы на 2001 год - объемы вложений должны составить примерно $50 млн. Первые результаты объединения обнадеживают: за полтора года, которые прошли с начала реализации проекта, финансовое состояние заводов не только стабилизировалось, но и по ряду показателей улучшилось. Так, средняя загрузка заводов выросла на 40-50%, объем выпуска товарной продукции в 2000 году по сравнению с 1999-м увеличился на 63%, выручка от реализации - на 55%, а прибыль - на 58% . При этом фонд заработной платы возрос на 60%, а среднемесячная зарплата - на 50%. По словам Евгения Яковлева, консолидированный объем продаж участников концерна составил в 2000 году около $300 млн., а к 2003 году эта цифра должна увеличиться до $500 млн.

Из истории вопроса

Для создания современной электростанции нужен современный уровень развития всего комплекса энергомашиностроительных мощностей. Если же генератор сделан на уровне лучших мировых образцов, а турбина нет, то общий уровень станции будет определять именно отсталый элемент. В СССР - всю технологическую цепочку от НИОКРа до промышленного производства курировали соответствующие отраслевые министерства, имевшие все необходимые рычаги воздействия на подведомственные предприятия. Тем не менее, в 1989 году была предпринята попытка интеграции энергомашиностроительных предприятий - появилось межотраслевое государственное объединение «Энергомаш». Однако, как говорят, по целому ряду объективных и субъективных причин эта структура быстро развалилась. В 1992 году была предпринята вторая попытка объединить энергомашиностроителей - появился холдинг «Энергомашкорпорация». Он тоже не исполнил своей миссии: руководство холдинга увлеклось вопросами концентрации власти, и холдинг приказал долго жить.

И все-таки уместно задаться вопросом: почему третья попытка объединения отечественных машиностроительных гигантов должна стать более удачной, нежели прежние? Хотя бы потому, считает генеральный директор «Электросилы» Равиль Урусов, что просто нет времени: пока мы будем судить да рядить, конкуренты захватят наши ниши и на внешнем, и на внутреннем рынках.

Евгений Яковлев говорит: «Мы всячески стремимся избежать ошибок предшественников и пытаемся найти новые формы управления концерном. В частности, мы стараемся сочетать корпоративные формы управления (через участие в собственности и совете директоров предприятий - членов концерна) с договорными отношениями. На сегодня концерн не является холдингом, в котором управляющая компания владеет, допустим, контрольным пакетом акций, каждого из предприятий, входящих в него. Кстати, именно поэтому и не идет речь о переходе всех предприятий - членов концерна на единую акцию».

По мнению Евгения Яковлева, эта попытка объединения энергомашиностроителей отличается от предыдущих еще и тем, что поддерживается всеми ее участниками. «Сегодня все предприятия, - говорит он, - в определенной степени координируют свои действия и работают на одну идею». Идея же проста как Божий день: для того чтобы сохранить конкурентоспособность российского энергомашиностроения, требуется вести единую инвестиционную, сбытовую и управленческую политику. Что это значит? Да ничего особенного - проблемы отрасли традиционны, и руководство концерном уже обозначило приоритеты своей политики. Во-первых, будут осуществляться вложения в обновление основных средств производства и разработку новой современной продукции. В частности, руководство концерна собирается вкладывать средства в разработку и производство парогазовых турбин, за которыми сегодня, по словам специалистов, клиенты записываются в очередь и которые в нашем отечестве сейчас вообще не производятся. В связи с этим прорабатывается идея привлечения в проект предприятия «Авиадвигатель», имеющего разработки в области парогазовых турбин. (Это предприятие входит в компанию «Пермские моторы», которая, в свою очередь, интегрирована в холдинг «Интеррос».) Проект долгосрочный и дорогостоящий - на его реализацию потребуется не один год и около 100 млн. долл. Во-вторых, заявлено о намерении выстроить партнерские отношения с заказчиками и прежде всего со стратегическим - РАО «ЕЭС России». Среди возможных стратегических партнеров называется Минатом, который уже заключил ряд интересных контрактов с Китаем и Ираном, а на подходе - с Индией. Часть заказов по этим контрактам вполне может быть размещена на мощностях энергомашиностроительных предприятий концерна «Силовые машины». В- третьих, управляющая компания считает для себя приоритетным развитие эффективного диалога с государством. Особенно важно решить вопрос господдержки экспортных заказов. Дело в том, что условия, по которым наши компании «играют» на внутреннем рынке, кардинально отличаются от условий «игры» на внешнем рынке. Там принято, что покупатель приобретает не оборудование, допустим, для электростанции, а готовый объект под ключ. А это значит, что российским энергомашиностроителям нужны средства не только на разработку и производство новых продуктов, в частности парогазовых турбин, но и на строительство электростанций. По мнению руководства концерна, это сегодня не под силу российским предприятиям - кредиты под 16-18% годовых на срок в 5-10 лет разорят кого угодно. Тут нужны специальные государственные экспортные кредиты не более чем под 6-8 % годовых.

Досье
Евгений Яковлев - генеральный директор компании «ЛМЗ -Инжиниринг» и управляющей компании «Силовые машины».Родился в 1958 году. В 1981 году окончил факультет международных экономических отношений Московского финансового института . С момента окончания института и по 1988 год работал в Банке внешней торговли СССР. Затем во Внешэкономбанке СССР, в Евробанке в Париже, в ЕБРР в Лондоне. С 1996 по 1999 - председатель совета директоров Северо- Западного пароходства, с 1997 по 1998 гг. – первый заместитель генерального директора РАО «Норильский никель».

СРО, ЕЭС , Мощность, Турбины, Кабельная арматура, Машиностроение, Электростанция,

Владимир Потанин заявляет о начале интеграции. На самом деле - полпути уже позадиКод PHP" data-description="" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/7/117.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Похожие Свежие Популярные