16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/63/4226.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (63) ноябрь 2005 года

Бензин из угля или «Покупают старые вещи...»

Нефть и газ в энергетике Игорь ТИМОФЕЕВ

Недавно первый вице-премьер-министр Украины Анатолий Кинах сделал весьма примечательное заявление. Оказывается, губернатор Луганской области Алексей Данилов предложил украинскому правительству проект о производстве бензина из каменного угля. Подобное предложение интересно и для других стран. Ведь нынешняя ситуация на мировом рынке нефти вполне сравнима с нефтяным кризисом 1973‑го, когда развитые страны ответили на подорожание нефти развитием энергосберегающих технологий и поиском альтернативных источников энергии.

Вначале, как говорится, об истории вопроса. В годы Второй мировой войны контроль над месторождениями нефти в Румынии, Закавказье и на Ближнем Востоке был важнейшей частью стратегии противоборствующих сторон. Нацистская Германия и ее союзница Италия практически полностью зависели от поставок нефти из Румынии. Известно и то, что получение доступа к советским месторождениям «черного золота» на Кавказе являлось вообще одной из главных целей нападения Гитлера на СССР. Аналогичные цели преследовало и наступление фашистов на Сталинград. Еще более масштабные планы Германии предусматривали захват ближневосточных месторождений.



Война стимулирует прогресс?

Однако вскоре после того, как ход войны пошел совсем по другому сценарию и Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, поставки нефти в Германию прекратились. Ее армия оказалась без топлива.

Это было равносильно катастрофе. Чтобы как‑то выйти из сложившейся ситуации, гитлеровцы предприняли наступление в Арденнах против армий западных союзников с целью захвата их баз горючего. Операция оказалась успешной, но… Англичане и американцы успели взорвать склады с драгоценным топливом.

Вот тогда‑то Германия резко активизировала свои усилия в получении синтетического топлива, чтобы «прокормить» военную машину. Немецкие химики уже давно имели в этой области хорошие наработки. Возможность синтеза моторного топлива они установили еще в 1923 году, и к началу Второй мировой уже имели заводы, изготовляющие эрзац-бензин из каменного угля. Кстати, одним из крупнейших промышленных центров по его производству был город Моновиц, известный еще как Освенцим-3. Впоследствии эта технология практически не изменялась.

Схожая ситуация была и у Японии. Здесь вопросом получения жидкого топлива из угля вплотную занялись в начале 30‑х годов. Опытные работы научно-исследовательского института по топливу при министерстве торговли и промышленности, производимые над южно‑сахалинским углем, показали, что последний является весьма подходящим сырьем для этих целей. На постройку завода была выделена значительная денежная субсидия, и в апреле 1935 года он был пущен в ход. Две печи немецкой компании «Лурги» за один день пропускали до 165 тонн угля. Таким образом, учитывая максимальную загрузку печей, это предприятие могло ежегодно перерабатывать около 100 тысяч тонн угля. При перегонке они давали 50 тысяч тонн полукокса, 7500 тонн тяжелых масел, 5000 тонн мазута, 900 тонн бензина, 6000 тонн парафина…

В 1938 году было начато строительство второй очереди завода, и в 1940‑м он перерабатывал уже до 800 тонн угля в сутки. За все время работы здесь было произведено 14 тысяч тонн бензина.

Использование этой технологии здорово выручало Японию в годы Второй мировой. Ведь до своего нападения на США Страна восходящего солнца 88% нефти получала от канадских, голландских и американских компаний. После того как Соединенные Штаты ввели на эти поставки эмбарго, его поддержали Великобритания и правительство Нидерландов в изгнании. Так что умение и технические возможности получать бензин из угля оказались очень даже кстати…

К тому же в 1942 году начал свою работу еще один завод, рассчитанный на переработку 2000 тонн угля в сутки. Однако в связи с войной реально через его печи проходило 700 тонн угля. К 1945 году предприятие ежесуточно выпускало 420 тонн полукокса и 5,6 тонны бензина…

После окончания Второй мировой войны СССР в рамках репараций вывез из Германии оборудование для перегонки синтетических бензинов из каменного угля. Оно, к слову, стало основой нефтехимической промышленности г. Ангарска, что в Иркутской области России.



Перед лицом топливного кризиса

После установления мира, а также в связи с разведкой новых нефтяных месторождений и увеличением добычи на уже давно известных проблема получения жидкого топлива из альтернативных источников сырья свою актуальность в значительной мере утратила. Главная причина ликвидации промышленных мощностей получения «угольного» бензина – свободный коммерческий доступ той же Германии к мировым запасам нефти. Эрзац-бензин просто не выдержал конкуренции. Сыграло свою роль и то, что оккупационные власти весьма поощряли закрытие этих заводов в рамках демилитаризации, чтобы не повторилась ситуация, когда немцы ведут «войну моторов» на собственном, добываемом на ее предприятиях топливе.

Вопросом жизни и смерти эта технология оставалась, пожалуй, лишь для экономики ЮАР. Результатом проводимой властями этой страны политики апартеида на поставки нефти было наложено эмбарго, что и дало мощный толчок поиску путей получения моторного топлива из альтернативного сырья.

В большинстве же остальных стран к рассмотрению и изучению этой проблемы вернулись лишь тогда, когда стало очевидно: мировых запасов нефти надолго не хватит. В последнее время данная тема стала еще более актуальной из‑за известных событий на Ближнем Востоке.

К примеру, в Англии над разработкой технологии выработки бензина из каменного угля не покладая, как говорится, рук трудятся ученые пяти (!) ведущих институтов. Новая технология, говорят британские спецы, позволит сократить расходы на выработку топлива и избавиться от нефтяной зависимости от арабских поставок. Кроме того, количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ «угольного» бензина ожидается намного меньшим, чем у привычного. Вы спросите, когда англичане планируют получить реальную возможность заправлять свои автомобили бензином, полученным из угля? На выполнение этой задачи они отводят примерно 15 лет…

Стараются не отставать и американцы. Вначале, правда, они решили строить огромные хранилища, но очень быстро поняли, что одного этого недостаточно, ведь, сколь бы огромными они ни были, они все же не бездонны, и в случае войны или любого другого препятствия на пути ближневосточной нефти в США страна окажется перед лицом топливного кризиса.

Один из путей решения проблемы как раз таки и лежит в их понимании в создании дешевой технологии получения автомобильного топлива из угля. Но сделать это они изначально стремятся таким образом, чтобы цена полученного дизеля и бензина не превосходила стоимость топлива, полученного путем переработки нефтепродуктов. Сравнительно недавно министерство энергетики США выдало Университету Кентукки грант на разработку дешевой технологии преобразования угля в моторное топливо в размере 5,7 миллиона долларов. Грант выделен пяти университетам, которые входят в консорциум по разработке передовой технологии…

Вам интересно, уважаемый читатель, узнать о планируемых сроках окончания этой весьма серьезной и хорошо профинансированной работы? По словам профессора Джеральда Хаффмана из уже упоминавшегося выше Университета Кентукки, автомобильное топливо из угля будет свободно продаваться на заправочных станциях страны уже через 15 лет. Проект, в чем заранее уверены те, кто его реализует, позволит США существенно снизить зависимость от иностранных поставщиков нефти.



Украина стремится… на юг Африки

Что касается Украины, то их надежды связаны в основном… с Южно-Африканской Республикой. Именно по технологиям одной из украинских фирм на Луганщине и планируется производить дизтопливо и бензин. Вроде как и их специалисты уже туда лыжи навострили, смотреть, что да как…

Не знаю, как кому, а мне стало интересно, почему те же американцы вкупе с англичанами не захотели поступить аналогичным образом – поехать на юг Африки и скупить на корню супертехнологии? Чтобы не ждать, понимаешь, несколько лет, в течение которых многое чего может случиться. Неужто украинцы благодаря своим уму и сообразительности умудрились обскакать на данном временном отрезке и США, и Англию? Неужто и впрямь молодцы?

Оказывается, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. «Нерасторопность» британцев и американцев объясняется, оказывается, лишь тем, что в настоящее время цена топлива, получаемого из угля, в два раза превышает цену бензина, получаемого из нефте­продуктов…
И все же, может, это никакого отношения к ЮАР не имеет? Иначе чего б туда украинцы ехали?

Как утверждают эксперты, Южная Африка действительно является мировым лидером по использованию синтетического топлива. За последние 50 лет там построено четыре завода по его производству из угля (технология Sasol), производящих около 150000 баррелей топлива в день. Однако для того, чтобы из‑за своей дороговизны выдержать конкуренцию с традиционными видами топлива, эти заводы субсидируются правительством…

На всех южноафриканских заводах работают установки для получения жидкого топлива по процессу Фишера – Тропша, открытый, как я уже говорил, еще в 1923 году. Этот процесс состоит из двух основных стадий: газификации угля с целью получения синтез-газа (смеси моноксида углерода и водорода) и его каталитической переработки в жидкие углеводороды. Первая такая установка была введена в строй компанией Sasol в 1956 году. Синтез ведется на кобальтовых и железных катализаторах при температуре около 200 градусов Цельсия. В дальнейшем в стране были введены в строй еще несколько усовершенствованных установок.

В настоящее время, утверждают компетентные специалисты, ЮАР остается единственной страной, получающей жидкие углеводороды таким способом… Способом, при котором для производства одной тонны моторного топлива необходимо примерно четыре тонны угля. Не считая прочих расходов, как то: энергозатраты, зарплата и так далее…

Я сейчас не буду говорить о том, сколько топлива Украине нужно ежемесячно, во сколько обойдется госказне возведение заводов, работающих на давно устаревших технологиях, сколько у них есть «лишнего» угля для того, чтобы обеспечить бесперебойный процесс, и сколько новых шахт и лав придется для этого открыть… Я также не буду спрашивать, почему нельзя последовать примеру британцев и американцев, которые не ринулись в ЮАР за антиквариатом, а посадили за работу своих ученых, создав им все необходимые условия, и теперь терпеливо ожидают нужных результатов.

Наверное, там им, в «верхах» виднее, и они вполне могут себе позволить субсидировать новое производство по старым технологиям, от которых давно отказались во всем цивилизованном мире. А еще попутно спонсировать шахты, которые на Украине тоже не шибко рентабельные. Уж больно уголек глубоко залегает, да и вообще…



Впереди планеты всей

Вторым интересным моментом во всей этой истории является то, что в России совсем недавно разработана и уже опробована действительно передовая технология превращения твердого топлива в жидкое. Она обеспечивает расчетную выходную цену светлой синтетической нефти при рентабельности 15% не выше 100 долларов за тонну. При пересчете на баррель выходная цена с завода составляет 15‑16 долларов, тогда как мировая рыночная цена по состоянию на август 2005 года била все рекорды, уверенно держась в районе 65 долларов за баррель.

Авторитетные эксперты отмечают, что превосходство российской технологии над зарубежными – технологией Германии 40‑х годов ХХ века, а также над действующей технологией ЮАР и разработками США и Японии – определяется главным образом следующим:
– высокоскоростная сушка угля в вихревых камерах, разработанных учеными РФ, по сравнению с барабанными сушилками, применяемыми ранее, снижает удельные кап­вложения в термообработку угля в 22 раза;
– процесс сжижения угля происходит при мягких условиях: невысокое давление 6‑7МПа (против 20‑30МПа в традиционных технологиях сжижения под высоким давлением) и температура 425‑430 градусов Цельсия. Это, опять‑таки, заметно уменьшает удельные капвложения и эксплуатационные расходы в 4‑5 раз, не требует особо стойкого оборудования и повышает общую безопасность производства;
– регенерируемый катализатор (наночастицы солей некоторых металлов) с учетом российского ноу-хау его применения по активности оказывается многократно выше, чем водный раствор солей железа в зарубежной технологии.

Важным нюансом является и то, что на основе данных, отработанных в опытном производстве, уже сделано технико-экономическое обоснование и выполнено проектирование строительства промышленного модуля для производства 500 тысяч тонн моторных топлив в год (бензин, дизельное и реактивное топливо). Вывод из всего сказанного очевиден: эффективность передовой российской технологии производства синтетического топлива из углей бесспорна.

Неужели украинцам это совсем не интересно, в отличие, скажем, от того же Китая, который сразу оценил открывающиеся возможности? И почему, скажите, сразу вспомнились слова незабвенного Остапа Бендера: «Старые вещи покупают, новые – крадут!».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (63) ноябрь 2005 года:

  • Бензин из угля или «Покупают старые вещи...»

    Недавно первый вице-премьер-министр Украины Анатолий Кинах сделал весьма примечательное заявление. Оказывается, губернатор Луганской области Алексей Данилов предложил украинскому правительству проект о производстве бензина из каменного угля. Подобное предложение интересно и для других стран. Ведь нынешняя ситуация на мировом рынке нефти вполне сравнима с нефтяным кризисом 1973‑го, когда развитые страны ответили на подорожание нефт...

  • Реформирование вслепую, или новые правила общей игры
    Реформирование  вслепую, или новые правила общей игры

    Реформа энергетики активно вторгается в некогда самую грамотную отраслевую систему в мире. Монополия разрушается, ей на смену приходят новые участники игры. «Ставки» и конечные цели остались прежними – все для потребителя. Хотя правила меняются по ходу самой игры. Причем это становится заметным не столько в центре России. Как выяснилось из проведенного нашей газетой опроса, проблемы в отрасли существовали и раньше, до реформы. Но...

  • МРСК Северо-Запада станет единоличным исполнительным органом «Архэнерго»

    10 октября Вениамин Пинхасик – генеральный директор ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (управляющая организация) и председатель совета директоров ОАО «Архэнерго» Александр Михальков подписали договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «Архэнерго». Подписание договора проходило в присутствии директора по корпоративному управлению МРСК СЗ Анатолия Кушнерова и начальника...

  • «За высокие достижения в ядерной отрасли»

    На атомном форуме в Будапеште торжественно вручены награды ВАО АЭС «За высокие достижения в ядерной отрасли». Одним из шести лауреатов этой премии стал А. Абагян – генеральный директор ВНИИАЭС, заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом». Эта престижная награда присуждена российскому ученому-атомщику за значительный вклад в обеспечение надежности и безопасности работы атомных станций нашей страны, создание и ...

  • Еще раз про тепло

    В 2002 году был опубликован Национальный доклад «Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса». В нем говорилось о том, что «теплообеспечение в нашей стране должно восприниматься как важнейшая составляющая энергетической безопасности государства». Этот же документ свидетельствовал о том, что система централизованного теплоснабжения России медленно и необратимо деградирует, а возможности отстаивающих ее интересы структур в...