16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/388/7305349.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (388) апрель 2020 года

Господдержка: как статику заставить «двигаться»?

Тема номера Ирина КРИВОШАПКА 222

Covid-19, вызвавший повсеместную изоляцию не только граждан, но и предприятий, создал серьезные проблемы в мировой экономике.

Правительство РФ принимает срочные меры по сохранению финансовой и производственной жизнедеятельности отечественной экономики, однако многие предприятия так или иначе вынуждены минимизировать технологические процессы.

Журналист «ЭПР» обратился к экспертам газеты с вопросами о том, какие законодательные изменения и поддержку государства ждут сегодня регулирующие и контролирующие энергетику органы, энергокомпании и структуры, функционирующие в рамках отраслевого сообщества.

В обсуждении темы участвовали:

Валерий Дзюбенко, заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии»,
Дмитрий Васильев, начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России,
Игорь Брызгунов, глава Российской Ассоциации ветроиндустрии (РАВИ),
Дмитрий Вологжанин, директор Ассоциации «Совет производителей энергии»,
Наталья Беляева, заместитель председателя комитета по экологии «Деловой России», руководитель юридической компании «Дельфи»:

– Должно ли отраслевое законодательство РФ в текущей ситуации проявить гибкость и в каких направлениях?

Валерий Дзюбенко:

– Негативная ситуация обнажила застарелые проблемы с избытками и неэффективностью в электроэнергетике, которые копились годами. Ответ на вопрос – чья это ответственность, во многом определяет то, насколько обширными должны быть антикризисные меры.

В подавляющем большинстве индустриальных секторов, затронутых падением спроса, предприятия действуют на опережение, сами сокращают затраты, включая инвестиционные программы. Это и металлургия, и нефтегазовый сектор, и химическая промышленность, и машиностроение. В электроэнергетике что‑то похожее предпринимается в электросетевом комплексе. А генерирующий комплекс, как ни в чем не бывало, в силу негибкого, однобокого регулирования, сохраняет затраты на содержание мощностей, включая избыточные мощности, а также на инвестиции в рамках ДПМ на прежнем уровне. Более того, генерирующие компании вместе со сбытовым сектором, существенно нарастившим сбытовые надбавки в последние годы, уже выстроились в очередь за государственной помощью. Эту ситуацию необходимо исправлять – генерирующие компании должны самостоятельно нести свои бизнес-риски, сокращать расходы и инвестиции в неблагоприятных условиях. По нашим оценкам, если эту ситуацию срочно не поправить, в случае падения спроса на 8‑10 %, цены на мощность на энергорынке в 2020 году, к примеру, в европейской части страны (Первая ценовая зона) могут вырасти на 25‑30 % и превысить 1 млн рублей за мегаватт в месяц. Две трети этого роста будет обусловлено распределением неизменного объема платежей за мощность на сократившийся объем ее потребления.

Игорь Брызгунов:

– Назрела либерализация рынка поставки электроэнергии. Потребители вправе выбирать, какую электроэнергию они покупают: от ВИЭ или от традиционных источников. Современные блокчейн-технологии позволяют уже сделать такой выбор возможным как на уровне физического лица, так и на уровне предприятия.

Дмитрий Вологжанин:

– Ассоциация «Совет производителей энергии» обратилась к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Юрию Борисову с предложениями по мерам поддержки предприятий электро- и теплоснабжения и повышению платежной дисциплины. Негативные явления в экономике, связанные с распространением коронавирусной инфекции (COVID19), и возникающие в связи с этим изменения в жизни и деятельности граждан и организаций в России уже повлекли ухудшение платежной дисциплины.

Учитывая масштабный риск нарушения надежного электроснабжения и теплоснабжения потребителей нашей страны, который будет сопровождаться приростом задолженности в электроэнергетике и теплоэнергетике, Ассоциация НП СПЭ предлагает инициировать внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.20 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ограничив срок его действия.

Кроме того, в адрес Правительства направлены предложения по введению дополнительных мер по поддержке платежной дисциплины и обеспечению надежного и бесперебойного электроснабжения и теплоснабжения потребителей.

В случае нереализации предложенных мер для предприятий энергетики потребуются срочные решения – отсрочка оплаты топлива (газ, уголь, мазут), мораторий на применение поставщиками топлива санкций, в т. ч. за недобор газа, и на введение поставщиками топлива ограничения режима потребления топлива, а также отсрочка уплаты налогов, отмена пеней и штрафов за неуплату / несвоевременную уплату налогов, снижения размера страховых взносов и предоставления отсрочки по их уплате.

Наталья Беляева:

– В настоящее время наше законодательство напоминает винегрет, в который на протяжении долгого времени добавлялись новые ингредиенты вперемешку к старым. Эти старые нормы вовремя убраны не были и стали рудиментарными, но, тем не менее, имеющими законодательную силу. Регуляторная гильотина, на которую все возлагали так много надежд, должна была решить эту проблему, аннулировав действие избыточного, архаичного или устаревшего правового регулирования. Однако пока этого не произошло.

С одной стороны, только на гибкость законодательства рассчитывать отчасти неверно. С другой, оно обязано быть гибким, потому что сегодняшние процессы жизнедеятельности подвергаются столь стремительным изменениям и трансформациям, которым статичное и избыточное законодательство в России не соответствует.

Если же речь идет о послаблениях (налоговых, технических, административных), то тоже необходимо учитывать современные реалии. В условиях самоизоляции мир не должен останавливаться. Должна быть предусмотрена возможность воспользоваться электронными и цифровыми платформами для обработки запрашиваемых данных. Движение в этом направлении идет, но, как показал нынешний экономический кризис, этого недостаточно. Мы оказались не готовы.

Большое количество отраслевых ассоциаций сейчас просят государство о финансовой помощи, т. к. население покорно сидит дома и не пользуется многими предоставляемыми услугами. Одна из причин такого массового спроса на меры государственной поддержки – неготовность организаций предоставлять свои услуги онлайн, быстро перестраиваться и менять тактики ведения бизнеса. Конечно, население тоже сталкивается с проблемами при получении услуг дистанционно: кто‑то не умеет платить, кто‑то даже не знает, что есть такие интернет-сервисы, приложения и опции. Кто‑то абсолютно не доверяет таким возможностям или не имеет доступа к интернету. Но самое неутешительное – это когда компании на протяжении всего времени своего существования игнорировали возможности всемирной сети и мыслили локально. Поэтому режим повышенной готовности и введение самоизоляции показали, что комфортная среда не была создана, кассовые разрывы из‑за отсутствия выручки оказались неизбежны. Государство вынуждено разворачивать резервные фонды.


– Нужны ли России какие‑ то сдерживающие или более строгие регулирующие меры в области формирования цен на электроэнергию и другие энергоресурсы?

Дмитрий Васильев:

– Федеральная антимонопольная служба предложила перенести на 45 дней сроки раскрытия информации, сроки предоставления в органы регулирования заявлений (предложений) об установлении регулируемых цен (тарифов) на 2021 год, а также предоставления в Федеральную антимонопольную службу органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов заявлений об установлении предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на 2021 год. Инициатива ведомства связана с реализацией мер, направленных на предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан из‑за распространения коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе с вводимыми на территории субъектов Российской Федерации ограничениями. Соответствующий проект постановления Правительства РФ направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, ФАС России уже перенесла ряд сроков для регулируемых компаний, которые ежегодно представляли бухгалтерскую и статистическую отчетность по итогам 2019 года и за 1-й квартал 2020 года, отчета об использовании инвестиционных ресурсов.

Игорь Брызгунов:

– Существенная доля в цене на электроэнергию – услуги передачи электроэнергии. Я полагаю, здесь нужно навести порядок. Нельзя вбивать в цену парк дорогих автомобилей и несчетное количество сотрудников с низкой эффективностью в то время, как потребитель в некоторых регионах платит до 10 рублей за 1 кВт / час. Законодательно структуру цены необходимо сделать менее зависимой от транспортной монополии.

Наталья Беляева:

– Наша система контроля ценообразования на электроэнергию – один из самых запутанных механизмов. В погоне за строжайшим регулированием зачастую образуется еще больший хаос. Россия тому пример.

На сегодня первичные ресурсы существенно выигрывают на фоне альтернативной энергетики. Хотя более дальновидная тактика – уже сейчас взять курс на получение «зеленой» энергии и сделать ее более конкурентоспособной. Речь не идет о мусоросжигании или энергетической утилизации. Скорее, это запрос на способность видеть шире и умение применять неприменимое.

Например, внушительные суммы ежегодно тратятся на рекультивацию мусорных полигонов, которых с каждым днем становится все больше. Они не исчезают и не уменьшаются: бомба замедленного действия ежедневно набирает свои обороты. Вместо этого можно подумать о применении органических отходов и получении из них биогаза. Другой вопрос здесь состоит только в том, что реалии не позволяют с легкостью внедрить желаемое: «зеленый тариф» – некая легенда, когда‑то и где‑то закрепленная, но не имеющая своего практического соответствия.

Продолжение читайте в следующем номере

Коронавирус

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.