16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/362/2833885.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (362) март 2019 года

Горячая вода: отключать или не отключать?

2681

Заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис недавно заявил о необходимости сократить сроки отключения горячего водоснабжения в период летней профилактики и постепенно отказаться от него совсем. Работы предполагается провести в два этапа.

Первый этап предусматривает нормативные требования, за неисполнение которых будут штрафовать. Он включает снижение срока отключения горячей воды в два раза – с принятых ныне 14 дней до 7 дней. Министерство надеется, что это будет осуществлено по всей России к 2020 г.

«Далее мы попробуем вообще не отключать воду. То, что мы придем от 7 дней к 2 дням, – это реалистично. Чтобы прийти к минимальному отключению (двое-трое суток) – это вопросы 2022‑2025 годов», – отмечает Андрей Чибис.

Понятно, что в сокращении сроков отключения горячей воды заинтересованы не только потребители, но и сами коммунальные службы, которые в этот период не получают оплату. Однако реальное осуществление такой грандиозной задачи и в относительно короткое время во всех регионах России вызывает сомнение.

Ведь в этот период производится профилактический ремонт различного оборудования на ТЭЦ, в котельных, проверяются трубопроводы и осуществляются другие разнообразные работы, выполнение которых необходимо для нормальной эксплуатации системы. Кроме того, состояние системы теплоснабжения и горячего водоснабжения в стране оставляет желать намного лучшего. Физический износ котельного и турбинного оборудования на ТЭЦ в среднем по России превышает 60 %, а износ большинства энергетического оборудования котельных России, по последним данным, еще больше – 68 %. Отсюда их работа в ближайшие годы будет проходить в зоне повышенного риска. Эти факторы завязаны и со сроками отключения в летнее время горячего водоснабжения.

Вместе с тем не секрет, что некоторые масштабные по объему и широко разрекламированные предложения на практике оказались непригодными. Достаточно вспомнить социальную норму на электрическое потребление для бытовых потребителей, введенную в 2013‑2014 гг. в шести пилотных регионах, от которой отказались по всей стране. Далее была разработана «ступенчатая» система расчетов, которая потерпела фиаско еще на стадии обсуждения, хотя с 1 июля 2016 г. должна была функционировать. Такая же участь постигла и предложенную новую социальную норму на электропотребление 2019 г. На совещании 23 января 2019 г. у вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака это предложение было отложено на неопределенный срок.

Одной из непонятных изюминок предложения Министерства строительства и ЖКХ России является применение «умных технологий». В чем будет заключаться их роль в ускорении производства ремонта, от качественного исполнения которого зависит оптимальная работа всей этой энергетической системы, непонятно. Ведь использование «умных технологий» будет стоить немалых затрат. Площадь жилья в России порядка 3 млрд квадратных метров, а это примерно 50 млн квартир. Правда, в части квартир стоят газовые колонки, обеспечивающие потребность в горячей воде все время. Однако сегодня имеются и дома, где нет горячего водоснабжения, и люди, живущие в них, были бы рады даже ныне существующему сроку отключения, лишь бы была горячая вода. Как предполагается решать эту неприглядную ситуацию?

При этом, например, в Санкт-Петербурге уже несколько лет в Приморском и Калининском районах не отключают горячую воду в летний период и без использования «умных технологий». Для обеспечения этого в котельной, как правило, имеется резерв, ведь отопление в летнее время отсутствует, поэтому горячая вода одного (условно) котла может обеспечивать и потребителей другого котла, поступая к распределительному коллектору магистральных сетей. Кроме того, в городах по возможности и для особо ответственных потребителей тепла выполняется кольцевание тепловых сетей.

В связи с этим представляется, что работу по сокращения сроков отключения горячей воды в летнее время нужно осуществлять ЭВОЛЮЦИОННО, а не революционно. Министерству строительства и ЖКХ России рекомендуется через СМИ ознакомить граждан с основной концепцией осуществления этой работы с указанием предполагаемых затрат. Нормативные сроки отключения горячей воды должны носить не обязательный, а рекомендательный характер. В случае невыполнения графика не более чем на несколько дней коммунальщиков не следует штрафовать, поскольку когда над ними будет висеть дамоклов меч штрафа, то вероятность некачественного ремонта оборудования только возрастет и проявит себя уже в зимнее время.

В заключение коротко об оплате за потребляемую холодную и горячую воду. В настоящее время в квитанциях на оплату жилья имеется повышающий коэффициент на холодную и горячую воду, но только для пользователей, не имеющих приборов учета в квартире, в соответствии с постановлением правительства РФ № 354 от 06.05.2011. Сейчас он поднялся за 4 года с первоначальных 10 % до 50 %.

Далее вышло постановление правительства РФ от 26.12. 2016 за № 1498 (вступившее в действие с 1.01.2017), которое усилило дискриминацию многолетнего простого, понятного и хорошо действующего законодательного нормативного способа расчета платы за воду. Было бы целесообразно повышающий коэффициент и постановление № 1498 исключить как неаргументированную и негативную ошибку, которая касается 45‑50 миллионов человек. В подтверждение такой позиции: в Санкт-Петербурге плата в феврале 2019 г. на одного человека за воду (горячую и холодную) по нормативу составила 520,66 руб. и по повышающему коэффициенту – 260,33 руб. Итого 780,99 руб.

Плата по счетчику в среднем составляет 60 % от нормативного, и она составила бы 520,66×0,6 = 312,4 руб. Переплата для одного человека за воду по нормативу – 780,99‑312,4 = 468,59 руб. в месяц. Выходит, что человек, и так платящий повышенную плату по нормативу по сравнению с тем, кто оплачивает по счетчику (и это логично, так как в нормативе учитываются все необходимые затраты), подвергается еще и штрафу в виде значительного повышающего коэффициента. Этого не должно быть, не так ли? Ведь действующую десятки лет оплату за потребляемую горячую и холодную воду по законодательно действующему нормативному методу никто не отменял.

Свежие Популярные