16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/342/7636406.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (342) май 2018 года

В эпицентре пятой революции

Выставки и конференции Елена ВОСКАНЯН

Эксперты убеждены: внедрение промышленного интернета тормозят барьеры в головах технического менеджмента и топ-менеджмента.

По данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), в 2005‑2015 гг. рост продаж промышленных роботов в России составил 27 %. К 2020 г. этот показатель может увеличиться до 50 %, что обусловлено, прежде всего, вниманием к промышленной робототехнике со стороны государства и запуском соответствующих программ поддержки. Не последнюю роль играет модернизация производственных процессов крупных предприятий и повышение осведомленности технического менеджмента о преимуществах использования искусственного интеллекта.

В то же время все чаще звучат опасения относительно того, что в ближайшем будущем роботы заменят людей и многие профессии исчезнут, остальным же придется менять специализацию. Журналист «ЭПР» разбирался, стоит ли воспринимать всерьез это предположение и какие риски на самом деле несет внедрение умных технологий.



Новая реальность

Как отметил в ходе своего выступления на Региональной конференции OSIsoft 2018 основатель и президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники Виталий Недельский, промышленная революция – «волнообразный» процесс, причем каждая следующая происходит в разы быстрее предыдущей. Так, в развитых странах индустриальная революция произошла в среднем за пятьдесят лет, а для ИТ-прорыва потребовалось всего тридцать.

Сегодня мы в эпицентре очередной, пятой по счету, революции: в мире стремительно развиваются такие направления, как робототехника, интернет вещей и искусственный интеллект. Постепенно под новую реальность перестраиваются основные отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика. Многие страны, включая Китай, Германию, США, Великобританию, Францию, Южную Корею, наметили приоритеты и приступили к реализации государственных программ. Китай, между прочим, планирует к 2025 г. стать державой номер один по искусственному интеллекту и робототехнике. Россия же отстает от развитых стран лет на десять: первые дорожные карты по промышленному интернету у нас появились только в конце 2016 – начале 2017 г., а государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» принята в конце июля 2017‑го. Не секрет, что одним из преимуществ России являются сильные программисты, но из‑за того, что у нас недостаточно развиты компетенции в области промышленного интернета и робототехники, нет держателей платформ, талантливые специалисты уходят в зарубежные компании.

– Нам следовало бы сконцентрировать внимание на своих сильных сторонах, импорте недостающих компетенций и внедрении передовых решений в различных сферах. Например, с помощью умных сенсоров, позволяющих управлять нагревом зданий по состоянию, а не по инструкции, можно бороться с потерями в ЖКХ. Это очень актуально, поскольку в век передовых технологий мы продолжаем регулировать температуру в помещении, открывая или закрывая форточку. Кстати, реализуя подобные проекты, можно получить не только быстрый, но и высокий экономический эффект – до 30‑40 %, – комментирует Виталий Недельский. – Также большой потенциал у проектов, предполагающих повышение эффективности в текущих процессах: даже опираясь на старые технологии, можно внедрять умные сенсоры, которые обрабатывают и анализируют большие данные, позволяя пользователю гибко управлять производственными или энергетическими системами. Допустим, в настоящий момент потребители каждый месяц вручную снимают и передают показания о потреблении электроэнергии, а использование новых технологий позволит автоматизировать процесс: умные счетчики будут передавать информацию в режиме онлайн напрямую в энергокомпанию. Кроме того, будут развиваться проекты, связанные с применением новых бизнес-моделей. Яркий пример – служба заказа такси Uber. С появлением этого сервиса цены на такси снизились, люди стали меньше пользоваться собственными автомобилями, следовательно, нагрузка на транспортную систему сократилась. В идеале в России должны появиться национальные чемпионы – компании, которые генерировали бы умные решения и внедряли их не только на уровне страны, но и выходили бы с ними на экспорт.



Сломать старую систему

Чтобы определить, какие барьеры препятствуют внедрению промышленного интернета и роботизированных решений, специалисты НАУРР провели опрос и выяснили: основные барьеры – в головах технического менеджмента и топ-менеджмента.

– Переход на новые технологии – непростой процесс. Как показывает практика, не все готовы рискнуть, научиться новому, фактически сломать старую систему и выстроить новую. Часто компании сопротивляются изменениям, до последнего откладывают переход на новые технологии, аргументируя это тем, что у них и прежняя система работает, пусть даже и неэффективно, – говорит Виталий Недельский. – Еще один барьер – коррупция топ-менеджмента. Некоторые намеренно не спешат передавать определенные функции на аутсорсинг и избегают внедрения онлайн-контроля каких‑либо параметров, поскольку понимают, что при установке умных систем вся производственная цепочка станет прозрачной.

Третий барьер связан с необходимостью капитальных вложений – чтобы получить эффект, вначале нужно проинвестировать, но у компании может не быть средств для замены лампочек на энергоэффективные или установки умных датчиков, которые бы контролировали уровень освещенности. Решением могут стать контракты жизненного цикла и концессионные соглашения. С другой стороны, муниципалитеты нередко сталкиваются с тем, что даже если им удалось сэкономить средства, то на следующий год регион «срезает» эту экономию. Вот и выходит, что десятки миллионов лампочек в стране горят там, где это не нужно, и эшелоны угля ежегодно сжигаются зря.

Что касается рисков внедрения умных технологий, ключевым, по мнению главы НАУРР, является нежелание управленцев при внедрении очередного модного решения просчитывать окупаемость проекта «на берегу». Например, в некоторых аптеках Москвы несколько лет назад установили роботов, которые быстро обслуживают клиентов, но по факту не приносят дополнительной выручки. Причина такой неэффективности банальна – из‑за большого количества аптек в шаговой доступности очередей в них нет.

– Автоматизация производственных процессов должна происходить поэтапно. Прежде всего, необходимо проанализировать, какова нагрузка на конкретных участках, и действительно ли стоит прибегать к помощи роботов и искусственного интеллекта. В этом плане наиболее выгодны проекты, связанные с расходованием ресурсов, когда нужно, образно говоря, «залатать дыры». Но чтобы узнать, на каком участке происходят потери, придется предварительно поставить счетчики, допустим, на водопроводные трубы. Тогда можно будет увидеть реальную картину и принять соответствующие меры, – поясняет эксперт. – Хороший пример использования возможностей промышленного интернета – предиктивный анализ авиационных двигателей, когда специальный датчик, уловив вибрацию в каких‑либо деталях, может предсказать, что через какое‑то время двигатель выйдет из строя. Подобные решения давно используют такие мировые гиганты, как General Eleсtriс, Rolls-Royse. Кстати, компания «Локомотивные технологии», обслуживающая по контракту с РЖД на аутсорсинге парк тепловозов, тоже начала устанавливать в тепловозах счетчики, позволяющие получать предиктивную аналитику и осуществлять ремонт по состоянию, а не по регламенту.



Неизбежный процесс

Справедливо возникает вопрос – кто будет работать на предприятиях будущего: люди или роботы? Тем более СМИ подогревают мнение, что с течением времени многие рабочие места исчезнут.
– Действительно, старые рабочие места постепенно исчезнут, как произошло в начале прошлого века, когда на смену гужевому транспорту пришла автомобильная отрасль и дала намного больше рабочих мест. Однако это произойдет не завтра: пожилые люди постепенно будут уходить на пенсию, а более молодые специалисты спокойно доработают на привычных технологиях, третьи же переучатся. Правда в том, что речь не идет о массовом переобучении – с внедрением роботов, систем удаленного контроля и мониторинга всего 15‑20 % людей, которые будут с ними работать, потребуется пройти переобучение. Вспомните, раньше бухгалтеры пользовались счетами, потом появились калькуляторы, а затем все перешли на Excel и 1C – таким образом, избавились от рутины, их работа стала физически более легкой и даже творческой. К тому же современные технологии позволяют принимать более умные, взвешенные решения, это неоспоримый плюс, – говорит Виталий Недельский. – Еще один пример – раньше конструкторы рисовали карандашом на ватманах, а сейчас используют системы автоматического проектирования, выполняя работу более качественно и быстро. При необходимости они могут обратиться к электронной библиотеке, а не тратить время на поиск информации в бумажных справочниках. В целом, технологическая эволюция избавляет людей от рутинных задач, тяжелых и опасных операций, дает им возможность заниматься более умными видами деятельности. При этом роботы и искусственный интеллект продолжают производить добавленную стоимость, приносить средства в бюджет страны, которые можно направить на переобучение или социальное обеспечение пенсионеров. Другое дело, что к процессу внедрения искусственного интеллекта нужно подходить комплексно – например, если завод сокращает рабочих и переходит на роботизированные технологии, то его руководство вместе с местными властями должны разработать специальные программы по трудоустройству и переобу­чению этих людей, чтобы они имели возможность реализовать себя. Тогда удастся избежать социальных волнений.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (342) май 2018 года:

  • Энергоэффективность как экономия и безопасность
    Энергоэффективность как экономия и безопасность

    Благодаря энергосервисным контрактам многие российские регионы экономят миллионы, направляя их на собственное развитие. Но похвастаться победами может далеко не каждый субъект РФ. Директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта Анна Мамонова отмечает: исходя из минимального размера взноса, обеспечить энергоэффективность во всех домах невозможно. Профессиональное сообщество совместно с ...

  • Власть и бизнес: России нужно дешевое тепло, но где его взять?
    Власть и бизнес: России нужно дешевое тепло, но где его взять?

    Теплоэнергетика России переживает сложный период: повышается износ объектов инфраструктуры (на сегодня около 70 %), треть тепловых мощностей ТЭС отработала свой нормативный срок. ...

  • Ключевой приоритет – сокращение потерь
    Ключевой приоритет – сокращение потерь

    МРСК Северо-Запада (дочерняя компания ПАО «Россети») продолжает активную работу по снижению потерь электроэнергии в сетевом комплексе и противодействию незаконному энергопотреблению во всех регионах ответственности. ...

  • Тепло раздора
    Тепло раздора

    ПАО «ТГК-1», ведущий поставщик тепловой энергии в Северо-Западном регионе, и Комитет по тарифам Санкт-Петербурга не могут прийти к согласию насчет методики распределения затрат топлива для организаций с комбинированной выработкой энергии. ...

  • Сотрудничество “Темпесто”и “МегаФон” – доставка и монтаж ИБП в МФЦ “Оружейный”
    Сотрудничество “Темпесто”и “МегаФон” – доставка и монтаж ИБП в МФЦ “Оружейный”

    В мае 2017 года компания «МегаФон» перенесла свою штаб-квартиру в новое здание – МФЦ «Оружейный». Под одной крышей теперь находятся все подразделения компании, включая «МегаФон-Ритейл», Yota, NetByNet и лабораторию «Мегалабс». ...