Светопредставление с эффектом присутствия - Энергетика и промышленность России - № 03-04 (311-312) февраль 2017 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/311-312/7816932.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03-04 (311-312) февраль 2017 года

Светопредставление с эффектом присутствия

Светотехника Славяна РУМЯНЦЕВА

Рынок световых и лазерных шоу достаточно молод. В России он развивается полтора десятилетия, и в последние годы световые представления становятся все популярнее как в рамках локальных корпоративных проектов, так и масштабных городских праздников.

При этом работает на данном рынке достаточно небольшое количество компаний.

3D-mapping – явление для России сравнительно новое. Хотя корни этой технологии уходят в конец 1960‑х, полноценная ее история началась на самом рубеже тысячелетий, а расцвет приходится на последние 10‑15 лет.

В русском языке наименование этой технологии еще не устоялось, и можно встретить множество вариантов: 3D-мэппинг, видеомэппинг, видеомаппинг, проекционный мэппинг, объемное проецирование и т. д.

Суть этой технологии заключается в мультимедийном конструировании визуального пространства путем передачи трехмерной проекции на рельефный объект с учетом особенностей его геометрии и местоположения. Объектом может выступать что угодно: от детского мяча или крыла автомобиля до фасада здания или плоскостей сооружения вроде стадиона. При этом чем сложнее сама поверхность, чем больше в ней архитектурных или иных деталей, тем интереснее с ней работать художнику 3D-mapping, по‑разному обыгрывать декоративные элементы, создавая иллюзии всевозможных трансформаций.

Одна из особенностей 3D-mapping – это его сравнительная нетребовательность к оснащению. По большому счету, для демонстрации необходимо только некоторое количество видеопроекторов подходящей мощности и с правильной оптикой. Все остальное – задача художников. Основной рабочий инструмент устроителей световых шоу – свет, преобразованный при помощи технических средств. При создании шоу свет становится строительным материалом, носителем идеи, способом передачи мысли и чувства, способом передачи художественного замысла. Современные технологии и творческий подход обеспечивают зрелищность шоу, производят сильное впечатление на зрителей и становятся все популярнее в последние годы.



Не числом, а умением

– Рынок световых шоу в России невелик, на нем действуют всего около 20 крупных компаний, – рассказал Алексей Шишков, директор компании «Лазермастер». – Многие организуют мероприятия в других регионах, некоторые в других странах.

В Петербурге работают не более трех крупных компаний, занимающихся организацией лазерных и световых шоу, в Москве – 12‑15. В других регионах действуют небольшие фирмы, которые, как правило, решают локальные задачи, но для проведения крупных шоу чаще привлекаются компании из Москвы или Петербурга. Однако масштабные проекты бывают достаточно редко – раз в год, а то и реже. Бывает и так, что в качестве подрядчика приглашают не отечественную организацию, а зарубежную фирму. Например, последний фейерверк в Петербурге проводили коллеги из Италии. Хотя в нашем городе достаточное количество компаний, которые могли бы выполнить такую работу.

Есть и обратная тенденция. В связи с кризисными явлениями последних лет, падением курса

рубля многие российские компании стали выходить на зарубежные рынки. Они открывают филиалы в США, Эмиратах и других странах. Даже если ситуация на рынке световых шоу в России будет ухудшаться, в мире такие проекты и такая работа будут востребованы. Это малый бизнес, но зато очень эффектный. И особенно конкурентоспособны наши компании с точки зрения цен на услуги.

Мы работаем на этом рынке 15 лет и начинали с лазерных шоу, при помощи лазерных проекторов, проецирующих изображение по определенной программе. За время работы нашей компании кратковременно инсталлировали лазерный проектор на все доминанты Петербурга: Исаакиевский собор, шпиль Адмиралтейства, телебашню, здания Эрмитажа и Арки Главного штаба.

Около 10 лет мы занимались только созданием лазерных шоу. Но сейчас это не основное наше направление, уже несколько лет мы создаем контент для видеоинсталляций и занимаемся проекцией при помощи видеосистем – это другой принцип работы. Лазерные шоу основаны на том, что при помощи проектора мы пускаем луч по определенной траектории, и глазом он воспринимается как изображение. Сегодняшнее развитие технологий дает возможность «засвечивать» огромные здания и использовать видеопроекцию для создания световых инсталляций. Видеопроекционная технология позволяет создать оптическую иллюзию объемного изображения у зрителя. При просмотре возникает обман зрения, и изображение кажется трехмерным. Проекция возможна на любой поверхности, особенно эффектно она выглядит на фасадах зданий. Учитывая особенности архитектуры здания, используя технологию 3D-mapping, можно создать потрясающее 3D-шоу.

Подготовительная работа к проведению светового представления занимает месяц-два. «Лазермастер» проводит около 10 шоу в год, в зависимости от спроса на подобного уровня мероприятия. Некоторые российские фирмы проводят большее число мероприятий, некоторые – меньше, – резюмировал Алексей Шишков.



Фестивали света

– Участие в крупном проекте – это месяц-два подготовки, три дня монтажа и настройки оборудования, день репетиций и полчаса, а то и всего 10 минут самого шоу, – делится Алексей Шишков. – Например, в рамках проекта «Фестиваль света», который проводится в Санкт-Петербурге 4 и 5 ноября по инициативе Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, мы реализовывали световое мультимедийное 3D-mapping шоу на Исаакиевской площади. Бюджет «Фестиваля света», согласно конкурсной документации, составил около 23 млн руб. Наиболее дорогая часть – это контент: съемка, постановка, подготовка сценариев и музыки. По сути, она приближена по стоимости к производству фильмов. И это практически настоящий фильм, который показывается необычным способом.

Главным героем 3D-видео­спектаклей проекционного шоу «Ожившая история» на фасаде Исаакиевского собора стал Петербург – его судьба и история, его легенды и образы, его душа и память. Зрителями «Фестиваля света» стали более 400 тыс. человек.

Над созданием шоу трудились 40 сотрудников «Лазермастера», постоянных и привлеченных. Было создано 8 эпизодов по 1,5 минуты, каждый из которых создавала группа из 2‑3 дизайнеров. Проводились съемки, для этого были задействованы операторы, осветители, артисты, художники-постановщики, монтажеры и другие. Оборудованием занимались 12 технических специалистов, ведь для того, чтобы реализовать такой проект, необходимо несколько проекторов. В частности, для передачи изображения на одну сторону фасада Исаакиевского собора потребовалось 52 мультимедиапроектора мощностью 20  000 lm. Также в создании 3D-проекции на Исаакиевский собор были задействованы динамические световые приборы и архитектурная подсветка – в общем количестве свыше 200 единиц.

В целом для обеспечения технической части шоу используется большое количество установок. В России не так много компаний, которые имеют собственный проекционный парк, и, как правило, его хватает для реализации небольших проектов. Если шоу требует значительного техобеспечения, то оборудование берется в аренду. В России такое проекционное оборудование не выпускается, оно всё – зарубежных производителей. Но главное при проведении таких шоу – не только проекторы, но мощное компьютерное обеспечение, обеспечивающее обработку огромных массивов данных.

Кроме того, в среде создателей световых шоу развита кооперация. Это позволяет реализовывать крупные проекты и внушительные зрелищные действа.

Например, световое мультимедийное шоу в рамках Московского международного фестиваля «Круг Света» уже второй раз попадает в Книгу рекордов Гиннесса в номинации «Самая большая видеопроекция». Первый раз, в 2015 году видеопроекция была создана на здании Министерства обороны, а в 2016 году – на фасаде Главного здания МГУ. Было задействовано 240 световых проекторов, создававших видеопроекцию площадью свыше 40 тыс. кв. м. Специально для здания МГУ было подготовлено два световых спектакля общей длительностью около 50 минут. Участие в фестивале света принимали около 15 компаний, и часть оборудования даже привозили из Германии, поскольку не хватало проекционных мощностей.

– Однако сейчас скорее популярны камерные действа, нежели глобальные, – отмечает Алексей Шишков. – Крупные проекты проводятся достаточно редко, поскольку дорого стоят. Однако и небольшие шоу, которые выполняются в основном по заказу компаний, обычно интересны, эффекты и зрелищны.



Светлое будущее

– Технологии постоянно развиваются, – констатирует Алексей Шишков. – 20 лет назад нельзя было и проектор представить, который может транслировать изображение за фасад здания. Хотя подобные представления, с использованием источников света, проводились с времен коронации императоров. Один из примеров – Всемирная выставка в Париже, где наши изобретатели Лодыгин и Яблочков представили свои разработки. Через год после того, как они показали свои лампы, весь павильон Всемирной выставки был украшен электрической иллюминацией, и это был прорыв для того времени. И тенденция не меняется. Появляются новые технологии и находят применение.
Интересными могут стать световые инсталляции в воздухе при помощи дронов со встроенными лампами. Эти летающие искусственные светильники управляются компьютером и могут составлять любые изображения, проводить оригинальные световые шоу в воздухе. Это возможное будущее развитие. В мире такие проекты уже есть, в России пока нет.

Уверен, что будущее световых шоу – в развитии компьютерных технологий и роботизации, применении систем автоматического распознавания сложных фасадов, текстурирования, движения.

Уже сейчас можно проецировать изображения на движущихся объектах, например на корабле, двигающемуся по акватории Невы, или на летящем воздушном шаре. Подобных проектов у нас еще не было.


Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03-04 (311-312) февраль 2017 года:

  • Лучшее освещение с меньшими затратами
    Лучшее освещение с меньшими затратами

    ООО «Краснокамский ремонтно-механический завод» заключил энергосервисный контракт на модернизацию системы освещения с ПАО «Пермэнергосбыт» сроком на 2 года. ...

  • Забайкалье подключается к Солнцу
    Забайкалье подключается к Солнцу

    В приграничном поселке Забайкальского края заработала гибридная установка на основе возобновляемого источника энергии – солнечной генерации. ...

  • У энергосервисных контрактов – прекрасный потенциал
    У энергосервисных контрактов – прекрасный потенциал

    Энергосервисные контракты уже не являются для России чем‑то необычным. Объем рынка энергосервиса велик и постоянно растет. ...

  • Причины аварий и эффективные способы ликвидации нефтеразливов
    Причины аварий и эффективные способы ликвидации нефтеразливов

    Согласно статистике ежегодно растет число аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. По информации «Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса», только за 2015-й год в России произошло более 10 000 эпизодов. Одной из основных причин называют изношенность оборудования – на сегодняшний день 60% нефтепроводов требуют замены, но так как это является дорогостоящей инициативой, то километры новой инфраструктуры ...

  • То, чего вы не знали об энергоэффективности
    То, чего вы не знали об энергоэффективности

    Энергоэффективность – набившее оскомину слово на любых конференциях, дискуссиях и круглых столах с участием энергетиков. Однако лишь немногие отчетливо понимают, что на деле кроется за этим не выходящим из моды термином. ...