16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/27/1800.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (27) ноябрь 2002 года

Надежность систем изоляции ЗАО «Диэлектрик»

Энергетика Заместитель генерального директора ЗАО «Диэлектрик» Александр Владимирович Прохоров

Качество определяет спрос

Разработчики систем изоляции также обратили внимание на некоторые тенденции в промышленности. Анализ рынка показал, что до настоящего времени предприятия-производители электродвигателей всех типов, в том числе и высоковольтных, так-же как и ремонтные предприятия, определили для себя определенный набор электроизоляционных материалов (далее по тексту ЭИМ). При этом зачастую такой выбор определен ценой и доступностью приобретения ЭИМ. Возможно, такой подход и является верным в наше время, когда все умеют считать деньги.

Однако, к счастью промышленных предприятий, жесткая конкуренция на рынке привела к тому, что многие компании-производители стали разрабатывать новые и качественные продукты и материалы для своих потребителей. Это, в свою очередь, дало толчок и предприятиям-производителям ЭИМ, которые также все больше стремятся к созданию новых материалов и систем изоляции.

Возможно, многие потребители скажут, что приобретают определенную систему изоляции, которая работает в их изделиях. Однако ЭИМ, приобретенные на разных предприятиях, имеют разную основу и даже разный класс нагревостойкости. Это всего лишь набор ЭИМ, собранный в одном двигателе, а вовсе не система. Ярким примером этого служит использование ленты ЛСК-110ТПл и пропиточных лаков ФЛ-98 и МЛ-92, которые являются материалами класса нагревостойкости В, в электрических машинах, работающих по классу F. О какой системе изоляции в этом случае может идти речь? Система изоляции определенного класса нагревостойкости (F или Н) означает, что все ЭИМ, используемые для производства (или ремонта) электродвигателя, должны отвечать требованиям определенного класса нагревостойкости, быть совместимыми и иметь оптимальные диэлектрические и технологические характеристики. Эту проблему попыталось разрешить компания ЗАО «Диэлектрик». Данное предприятие, разрабатывая новые ЭИМ, прежде всего опиралось на это определение системы изоляции, а также на желание потребителей снизить цену ЭИМ.

По словам заместителя генерального директора ЗАО «Диэлектрик» Александра Прохорова, изучив опыт зарубежных производителей ЭИМ, таких, как ФонРолл Изола (Швейцария), Коджеби (Бельгия), Электроизола (Чехия), которые уже давно предлагают своим потребителям не отдельные элементы, а комплексные системы изоляции, предприятие ЗАО «Диэлектрик» направило все свои силы на создание именно системы изоляции, которая обеспечивала бы целостность и надежность всей изоляции электродвигателя.

В настоящее время существует два основных типа систем изоляции. Первый тип - это система изоляции «Монолит», основанная на непропитанных лентах и вакуумно-нагнетательной пропитке. Второй тип - это система изоляции на предварительно пропитанных лентах. Выбор компании пал на второй тип систем изоляции, который, по мнению специалистов компании, является более предпочтительным с точки зрения ремонтопригодности и стоимости.

«В силу сложившихся обстоятельств, - рассказывает Александр Прохоров, - наше предприятие на протяжении последних 5 лет особенно тесно сотрудничало с ремонтными предприятиями МПС, и мы не понаслышке знаем проблемы этих предприятий и то, насколько сложно обеспечивать ремонт тяговых двигателей, на которых была установлена система изоляции «Монолит». Ведь система «Монолит» практически неремонтопригодна, и требуются колоссальные усилия и средств чтобы заменить изоляцию в таком двигателе.

К началу 2000 г. руководство локомотивного хозяйства МПС РФ поставило задачу перед ремонтными предприятиями организовать ремонт тяговых электродвигателей электровозов с продленным ресурсом. Это означает, что система изоляции как один из элементов двигателя должна обеспечить пробег электровоза не менее 2,5 млн. км после капремонта (а это 15-20 лет службы). Для примера, сейчас электровозы после капремонта проходят от силы 3-5 лет. ЗАО «Диэлектрик» (г.Хотьково, МО) в порядке выполнения поставленных задач в период с 2000 г. по 2002 г. разработало и предложило своим потребителям систему изоляции, базирующуюся на новых ЭИМ».

Для изготовления ЭИМ, участвующих в системе изоляции, использованы совмещающиеся однородные материалы на базе одного типа связующего. Для класса F - это модифицированный эпоксидный компаунд КП-303, а для системы изоляции класса Н - это модифицированный кремнийорганический компаунд КП-502. Пропитанные ленты ЛСп-F/Н-ТПл(Пл,2Пл), используемые в качестве витковой и корпусной изоляции, сделаны на некальцинированной флогопитовой слюдобумаге, что значительно повышает диэлектрические свойства изоляции, так как флогопитовая слюдобумага в силу особенностей своего производства имеет в своем составе слюду с неразрушенной кристаллической решеткой в отличие от слюдобумаги мусковитной, полученной в процессе глубокой термо- и химобработки. В качестве пропиточного состава используются те же компаунды, что и для производства ЭИМ, соответственно компаунд КП-303 - для класса F, а компаунд КП-502 - для класса Н.

Вся система изоляции была опробована с положительными результатами на Ярославском электровозоремонтном заводе, Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе, Ново-Каховском заводе крупных электрических машин. Работа по созданию предлагаемых систем изоляции была сдана комиссии МВК МПС.

Ниже приведена таблица с ЭИМ, применяемыми в системах изоляции класса F и Н, предлагаемыми ЗАО «Диэлектрик»:



Преимуществами предлагаемых систем изоляции являются:

Снижение себестоимости ремонта двигателя

Резкое снижение энерго- и трудозатрат за счет сокращения цикла пропитки и сушки и исключения отдельных операций в процессе пропитки. Суммарное время составляет при новой системе не более 20 часов, тогда как при существующей технологии и системе изоляции затрачивается до 3 суток. Такое сокращение времени снижает себестоимость ремонта тягового двигателя в 1,5-2 раза.

Унификация применяемых материалов и повышение качественных характеристик

Сопротивление изоляции якоря тягового электродвигателя НБ-418 (класс F), отремонтированного на УЛВРЗ, при Т=130о С при норме 2 МОМ составило 20 МОМ.

Сопротивление изоляции якоря тягового электродвигателя AL-4846dt (класс F), отремонтированного на ЯЭРЗ, при норме 0,2 МОМ составило 2 МОМ (действующая технология позволяет достичь сопротивления в 1,4-1,8 МОМ).

Тангенс угла диэлектрических потерь tgd при Т=150о С для системы изоляции класса F составляет не более 24%, а для класса Н при Т=160оС - не более 8% , при Т=180оС - не более 24%.

Более низкие цены на ЭИМ по сравнению с ценами на применяемые в настоящее время материалы

Так, например, по классу Н за счет применения полиэтиленнафталатной пленки ТеонексТ (производства компании DuPont), которая сохраняет электрическую прочность при Т=180оС, стоимость ЭИМ снизилась в 1,5-2 раза.

Кроме того, использование пленки ТеонексТ позволило создать целую серию ЭИМ класса нагревостойкости Н, способных заменить дорого-стоящие ЭИМ с полиимидной пленкой. Среди новых материалов есть и материалы, не содержащие слюду:

Теонофлекс 393 (939) - заменяющие имидофлексы 292(929) и синтофлекс 828.

Композиционные ленты ЛПНК-Т (ТТ), заменяющие ленты ЛПМК-Т(ТТ), ЛСПМ, ЛСКО-ПМ.

Подводя итог, предлагаю всем, кого заинтересовала информация, представленная в настоящей статье, обращаться к нам на предприятие. Мы готовы предоставить все необходимые материалы и документацию по новым ЭИМ (ТУ, протоколы испытаний и пр.), а также проконсультировать вас по вопросам применения этих материалов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (27) ноябрь 2002 года:

  • Российский прибор «ПАРМА ВАФ®-А» - первый автоматический вольтамперфазометр

    Приборы, относящиеся к классу контрольно-измерительной аппаратуры, обязаны соответствовать высоким стандартам качества, обеспечивать точность измерений, а также быть удобными в эксплуатации. В своей ежедневной работе специалисты служб главного энергетика, релейной защиты и автоматики, а также в органах энергонадзора и на предприятиях энергосбыта регулярно используют измерительную аппаратуру, в частности, приборы ВАФ (вольтамперфазометры...

  • 1421244593

    Строительство нефтеналивного комплекса в Мурманске обойдется в $3 млрд., считает президент компании ЮКОС Михаил Ходорковский. Напомним, что инициатором строительства терминала в Мурманске в мае 2002 года выступила нефтяная компания «Лукойл». Впоследствии о намерении принять участие в строительстве и эксплуатации терминала заявили «Сибнефть» и ТНК. Наличие нефтеналивного терминала в Мурманске позволит сократить затраты при поставках ...

  • У экрана - без эмоций

    Скоро вы не сможете срывать зло на беззащитном компьютере, обругав его бранными словами, если случайно стерли нужный файл или выплескивая дурное настроение. Потому что он не беззащитен и сможет ответить. С другой стороны, сможет поддержать в трудную минуту или порадоваться вместе с вами. ...

  • Пора возвращаться к жестким стандартам

    Разница между словом и делом с советских времен существенно изменилась. Если советский ГОСТ сопровождался предупреждением «Несоблюдение стандарта преследуется по закону», то в аналогичном российском документе ГОСТ Р эта фраза уже отсутствует. Сегодня, вне всяких сомнений, энергетический рынок России дисциплинируется, и в нынешних условиях в РАО «ЕЭС России» для этого делается все. ...

  • Где взять экологически чистую энергию

    Позавчера мы ничего не знали об электричестве, вчера мы ничего не знали об огромных резервах энергии, содержащихся в атомном ядре, о чем мы не знаем сегодня? Луи де Бройль...