16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/257/16515.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (257) ноябрь 2014 года

Производство светодиодов в России: основные проблемы и пути их решения

По оценкам экспертов, на сегодняшний день объем рынка светодиодного освещения РФ составляет 16 миллиардов рублей, из которых больше половины приходится на долю государственных и муниципальных заказов, то есть сегмента, финансируемого из государственного бюджета.

Разумеется, эти объекты имеют первостепенное значение как с социальной точки зрения, так и с точки зрения безопасности. Поэтому вопросы надежности и качества изделий, используемых на данных объектах, в частности осветительных приборов на базе светодиодов, чрезвычайно актуальны. К сожалению, здесь существует серьезная проблема. При существующей системе закупок для государственных и муниципальных нужд определяющим фактором является ценообразование, приоритетом в выборе является низкая цена, что приводит к закупкам более дешевой продукции. Однако при таком критерии отбора страдает качество светодиодов. Использование некачественной продукции, конечно же, сказывается на сроке службы изделия и приводит к необходимости замены примененных изделий даже до истечения срока гарантийной эксплуатации. Такая ситуация характерна примерно для 60 процентов всех светодиодных осветительных приборов, в большинстве своем изготовленных за рубежом, в частности в Китае. При заявляемом сроке гарантии в три года практически 100 процентов этих изделий выходит из строя за один год, затраты на их обслуживание и замену, как правило, удваиваются, что наносит значительный вред экономике, а также здоровью и безопасности в масштабах всей страны.

Анализ ситуации с качеством светодиодной продукции на оте­чественном рынке освещения свидетельствует о необходимости принятия срочных мер по двум направлениям. Во-первых, необходимо сформировать объективную систему контроля соответствия заявляемым параметрам, а во‑вторых, важным моментом является создание условий и требований обеспечения качества продукции на этапе производства.

Что это даст? Внедрение системы контроля предполагает набор параметров, однозначно свидетельствующих о наличии у товара необходимых потребительских свойств. Данный набор параметров должен быть утвержден с соблюдением требований действующей нормативно-правовой базы. Причем подтверждение приведенных параметров должно осуществляться по единым методикам, не допускающим различий в трактовках для всех участников рынка. Простой пример – на сегодняшний день в ряду необходимых для подтверждения качества изделий методик отсутствует важный раздел, связанный с методом определения срока службы изделий. Естественно, что разработка такого документа должна стать первоочередной задачей для выстраивания всей системы контроля качества.

Кроме того, принципиальным моментом системы качества является также необходимость подтверждения параметров в специализированных и, что особенно важно, независимых аккредитованных лабораториях, ориентированных по своим возможностям на измерения и испытания современных энергоэффективных осветительных приборов. Получение сертификата независимой лаборатории должно быть обязательным условием для участия в процедуре закупок для государственных и муниципальных нужд.

Учитывая масштаб нашей страны и значительную удаленность регионов друг от друга, необходима сеть таких независимых лабораторий, идентичных по своим характеристикам и возможностям. Стоит отметить, что целевые лаборатории должны быть объединены в единую систему, построенную по открытому принципу. Примером может служить открытый реестр сертификационной системы «СД-Сертифика», который находится сейчас в стадии разработки. Идея состоит в том, что реестр будет доступен на web-сайте системы и по номеру сертификата (или названию продукции) должен будет выдавать информацию о том, кому, когда и на какую продукцию выдан сертификат, срок его действия и статус сертификата (действует, срок действия истек, сертификат отозван).

Как отмечают эксперты, мировой опыт построения систем качества аналогичной продукции, а также отечественный опыт отдельных отраслей свидетельствует, что наличие двухстадийной системы сертификации существенно снижает вероятность использования некачественной продукции и однозначно уменьшает риски, связанные с необходимостью дополнительных затрат на постгарантийное обслуживание, ремонт или замену изделий в ходе всего жизненного цикла.

Однако это только половина того, что надо сделать для улучшения качества поставляемой на российский рынок светодиодной продукции. Стоит подчеркнуть, что без должных вложений в производственную базу и минимизации зависимости производства от зарубежных, а стало быть, слабо контролируемых поставщиков неизбежен процесс скатывания светодиодной отрасли к отверточному производству либо, что более вероятно, к простому ввозу готовой китайской продукции с последующим ребрендингом.

Единственный способ исключить такую возможность это укрепление отечественного производства. С увеличением степени локализации произойдет естественное вытеснение иностранных товаров с внутреннего рынка, сопровождающееся увеличением притока средств в отечественное производство. Такая тенденция при наличии соответствующей консолидированной поддержки как со стороны профильных министерств и ведомств, так и профессионального сообщества производителей светодиодной техники должна обеспечить эффект масштабирования, который однозначно найдет свое отражение в росте ВВП страны, а также увеличит энергоэффективность экономики России.

Помимо собственно экономического эффекта, увеличение локализации производства будет иметь и другие значимые последствия для страны в целом. Во-первых, это обеспечит новые рабочие места, в том числе требующие высокой квалификации, а также будет способствовать развитию всех отраслей, причастных к основному производству светодиодной светотехники. Наконец, развитие отечественного производства светодиодов будет служить повышению экономической, энергетической и экологической безопасности страны.

Эксперты особо подчеркивают, что предлагаемая система не должна рассматриваться как исключительно применяемая к разделу освещения. Принимая во внимание возможность ее реализации в других отраслях, в перспективе возможно выстраивание целостной системы контроля качества практически любых товаров.

Как отмечают специалисты в этой области, на сегодняшний день в нашей стране происходит формирование светодиодной отрасли, в которой энтузиазм отдельных предприятий и целевые программы со стороны государства наконец стали приносить зримые результаты. Одним из таких результатов является формирование современной нормативной базы, гармонизированной в части требований и методик контроля параметров как с общепринятыми в мире, так и распространяющимися на Таможенный cоюз. Наличие четкого представления о наборе параметров, которые отвечают за качество изделий, в частности светодиодных ламп, и необходимость их обязательного подтверждения, закрепленная законом о техническом регулировании, при надлежащем исполнении должны защищать потребителя от приобретения некачественных товаров.


По материалам группы компаний «Светлана-Оптоэлектроника»



МНЕНИЯ

Наум ДЗЕКЦЕР, генеральный директор ООО «Системы энергоэкологической безопасности», ученый секретарь секции «Энергетика» научно-технического совета при правительстве Санкт-Петербурга

Государственные и муниципальные учреждения при выборе поставщиков осветительного оборудования обязаны выполнять достаточно жесткие условия, призванные эффективно расходовать деньги налогоплательщиков. На практике эта экономия зачастую имеет обратный эффект: за приемлемый результат приходится, как в известной поговорке, платить дважды. Кроме того, действующие требования к энергетической эффективности ламп и светильников, закупаемых для государственных и муниципальных нужд, не учитывают современный уровень развития технологий в данной области. Многие государственные заказчики продолжают использовать неэффективные и наносящие ущерб окружающей среде технологии.

Развитие российского рынка полупроводниковой светотехники не оставляет сомнения в том, что эта продукция в недалеком будущем станет массовой и государство должно играть в процессе перехода от одной технологии освещения к другой ведущую роль, чтобы этот процесс был как можно более мягким и цивилизованным. Обновление нормативной базы – важный этап, необходимость которого давно стала очевидной. Наряду с другими мерами (в частности, губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко недавно выступил с инициативой о поддержке местных производителей промышленных товаров, в том числе светодиодных светильников) это позволит сформировать самодостаточную отрасль, способную обеспечивать страну качественной энергоэффективной светотехникой.

Владимир ГЛУПКО, проектный менеджер ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС»

2010‑2011 годы стали временем активного роста отечественного рынка светодиодных светильников. В основном развитие шло за счет более низкой ценовой политики. Но зарубежные производители «наверстали упущенное», и в настоящее время их продукция стала более привлекательной. Весь вопрос в качестве. Конечно, не у всех производителей оно пострадало, однако тенденция «низкая цена = низкое качество» существует. Несомненно, поддерживать национальных производителей необходимо, однако нужно понимать, что все лучшее может быть создано только в условиях здоровой рыночной конкуренции. Научно-технический потенциал технологии производства светодиодов не исчерпан, каждое полугодие ведущие производители выводят на рынок более модернизированные светодиодные изделия, совершенствуется конструктивная база изделий. Российским производителям нужно не отставать.

Для нас, как потребителей, в данный момент важно выполнение гарантийных и постгарантийных обязательств со стороны компаний-производителей. Также остается насущным вопрос о необходимости периодического мониторинга оборудования на предмет отсутствия деградации с последующим оперативным реагированием и своевременной заменой комплектующих.

Автоматизация в энергетике,

Производство светодиодов в России: основные проблемы и пути их решенияКод PHP" data-description="По оценкам экспертов, на сегодняшний день объем рынка светодиодного освещения РФ составляет 16 миллиардов рублей, из которых больше половины приходится на долю государственных и муниципальных заказов, то есть сегмента, финансируемого из государственного бюджета.<br /> &lt;br&gt;" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/257/16515.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/904/90417e0e8f25bdca16432731857ee1a8.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные