16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/246/16088.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (246) май 2014 года

Энергостратегия России требует срочного обновления

ЧТО: XII Московский международный
энергетический форум «ТЭК России в XXI веке».
ГДЕ: Москва, Гостиный двор.
СОСТОЯЛОСЬ: 21‑23 апреля 2014 года.

Энергостратегия России требует срочного обновления – к такому выводу пришли участники XII Московского международного энергетического форума «ТЭК России в XXI веке».

В работе ММЭФ-2014 – одного из наиболее значимых и масштабных событий в жизни российской энергетики – приняли участие представители федеральных и региональных законодательных и исполнительных органов власти, руководители и менеджеры ведущих компаний отечественной и мировой энергетики, ведущие эксперты общественных объединений и научных организаций.

По мнению министра энергетики Российской Федерации Александра Новака, XII Московский международный энергетический форум – самая действенная площадка для обсуждения проблем отечественной энергетики. «Несомненное достоинство форума – широкий спектр тем, позволяющий оценить перспективы развития и выявить вызовы для всего топливно-энергетического комплекса. Деловая программа форума отражает всю основную актуальную отраслевую повестку», – говорится в приветствии, направленном главой Минэнерго гостям и участникам ММЭФ-2014.

«В нынешнем году в программу форума «ТЭК России в XXI веке» включены вопросы, связанные с прогнозом развития мировой экономики и энергетики, реализацией Энергетической стратегии России на период до 2030 года и определением целевых ориентиров энергетических стратегий субъектов РФ, развитием топливно-энергетического комплекса на Дальнем Востоке, а также со стратегическими перспективами освоения запасов углеводородов в Арктике», – подчеркнула председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, приветствуя организаторов и гостей форума. Глава верхней палаты российского парламента выразила уверенность, что участники ММЭФ-2014 настроены на дальнейший поиск путей эффективного развития топливно-энергетического комплекса России, и это найдет отражение не только в итоговых документах форума, но и в практической деятельности всей отрасли.

Форум показал, что российский бизнес заинтересован в более активном участии в обсуждении проблем национальной энергетики. Дискуссии затронули весь спектр проблем и вопросов топливно-энергетического комплекса, а также проблематику устойчивого развития российской энергетики и перехода к ресурсно-инновационной модели развития ТЭКа.



Пора избавиться от устаревших ценностей

Особое внимание было уделено обсуждению обновленной редакции Энергетической стратегии России на период до 2035 года. Открывая пленарную дискуссию «Энергетическая стратегия России: можно ли стать конкурентоспособным, опираясь на устаревшие ценности?», главный аналитик форума «ТЭК России в XXI веке», генеральный директор ООО «Ильма» Александр Епишов предложил ее участникам сосредоточиться на двух ключевых вопросах. Первый: в чем заключаются главные внешние и внутренние вызовы для устойчивого развития российской энергетики? Второй: какие приоритеты энергетической политики будут способствовать решению главной задачи обновленной редакции Энергостратегии – переходу к ресурсно-инновационной модели развития ТЭКа?

По мнению главного аналитика ММЭФ-2014, Энергостратегия России базируется на устаревших ценностях индустриальной энергетики и сырьевого преимущества и создавалась без учета новых тенденций в мировой энергетике. Как следствие, российский ТЭК начинает терять свои лидирующие позиции как крупнейший поставщик энергетических ресурсов. Технологическое отставание России от ведущих стран в энергетической сфере усугубляется. Российские корпорации с контрольным участием государства утратили стратегическое чутье, гибкость и способность к переменам; инвестиционные и операционные затраты в российских компаниях существенно превышают уровень, характерный для компаний ведущих стран.

– Энергетическая стратегия России требует срочного обновления, но только в контексте внешних и внутренних вызовов и угроз, а значит – в контексте обновления общей экономической стратегии. Проблемы ТЭКа невозможно решить, не решив ключевые проблемы социально-экономического развития страны. Базовое условие для решения проблем энергетики – создание новых фундаментальных условий для обеспечения нового качества экономического развития на основе внутренних факторов, включая улучшение качества человеческого капитала, – убежден эксперт.

Участники дискуссии отмечали, что в Энергетической стратегии России на период до 2030 года практически не учитываются новейшие тренды развития мировой энергетики и связанные с ними принципиально новые угрозы национальной экономической безопасности. По мнению экспертов, важно адаптировать обновленную Стратегию к будущим переменам и новым вызовам, которые уже наступают. Необходимо сбалансированно подходить к достижению ключевых целей обновленной стратегии с учетом интересов всех участников энергетических рынков и потребителей энергоресурсов.

Во время дискуссии состоялся мозговой штурм, посвященный новациям, содержащимся в обновленной редакции Энергетической стратегии России на период до 2035 года. Представители бизнес-сообщества озвучили конкретные предложения по изменению проекта редакции Стратегии, сообща искали эффективные инструменты государственной энергетической политики, которые могли бы содействовать формированию контуров новой национальной инновационной энергетики. Они призвали власти, бизнес и экспертное сообщество продолжить обсуждение Стратегии с тем, чтобы ее окончательная редакция содержала в том числе и ответы на вопросы, озвученные на форуме.

«Отмечая структурную целостность проекта Стратегии и в целом правильное целевое видение и адекватные ключевые задачи, мы обращаем внимание на то, что достижение ряда ключевых целей Стратегии по целевому инновационному сценарию развития экономики не выглядит реалистичным. Также считаем важным отметить недостаточно глубокую проработку инструментария для достижения отмеченных стратегических целей. Мы отмечаем целесообразность дальнейшей проработки проекта обновленной Энергетической Стратегии в части стратегических аспектов структурных и институциональных изменений в экономике и национальном энергетическом секторе. Также требуют дальнейшей проработки вопросы структурного обновления и повышения конкурентоспособности крупнейших национальных энергетических компаний с контрольным участием государства, особенно в отраслях ТЭКа с преобладанием монопольных видов деятельности. В этой связи считаем необходимым добавление в проект Энергетической Стратегии специального раздела, посвященного перспективам развития крупнейших государственных компаний ТЭКа», – говорится в проекте итоговой декларации.



Мировые и региональные аспекты энергетики

Ведущие ученые и эксперты Института энергетических исследований РАН и Аналитического центра при правительстве РФ представили участникам форума новый выпуск «Прогноза развития энергетики мира и России до 2040 года».

Предыдущие выпуски Прогноза показали высокую потребность страны в наличии собственного видения развития мировой энергетики. Материалы Прогнозов широко обсуждаются в России и за рубежом, активно используются в государственных и корпоративных стратегических документах, в научных и прикладных исследованиях, отметил академик Алексей Макаров, советник РАН.

Он сообщил, что в новом Прогнозе-2014 представлен анализ последних изменений, влияющих на ранее сложившиеся тренды в мировой экономике и энергетике. Прогноз содержит оценку того, как будет развиваться мир в ближайшие двадцать пять лет, и результаты прогнозирования конъюнктуры рынков углеводородов на основе усовершенствованного модельного комплекса, позволяющего детально рассматривать мировые рынки нефти, газа и угля. Принципиально новые сценарии с фокусом на новые страны – производители углеводородов и ресурсные ограничения стран – потребителей показывают перспективы российской экономики и энергетики под влиянием новых трендов.

Работа форума затронула не только проблемы ТЭКа, в частности, в нефтяной, газовой отрасли, электроэнергетики, на федеральном уровне в масштабе всей страны с оценкой мировой деятельности. Участники дискуссий обсудили деятельность субъектов Федерации в энергетике. Так, во время международной конференции «Стратегия развития ТЭКа Дальнего Востока России: пути консолидации усилий государства, бизнеса и экспертного сообщества» были озвучены стратегические приоритеты и различные сценарии развития ТЭКа Дальнего Востока. Эти сценарии и приоритеты, по мнению докладчиков, должны формироваться на основе глубокого анализа динамичных процессов развития энергетики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Страны АТР – крупнейшие потребители энергоресурсов, в последние годы реализуют обновленные энергетические стратегии. Это приводит к ужесточению международной конкуренции за доступ на энергетические рынки АТР.

Успех стратегических планов России по опережающему развитию восточного направления экспорта первичных энергетических ресурсов во многом определяется скоростью и эффективностью создания на Дальнем Востоке благоприятных условий для деятельности российского и зарубежного бизнеса. Российские нефтегазовые компании должны получить мощную поддержку от государства, включая создание отвечающей современным стратегическим задачам транспортно-технологической инфраструктуры. К сожалению, сейчас из‑за проблемы недофинансирования регион недостаточно развивает инфраструктуру. Это, по мнению экспертов, снижает вероятность привлечения частных инвестиций в ТЭК Дальнего Востока. Участники дискуссии пришли к выводу, что современный уровень экономической интеграции России в АТР не отвечает требованиям дня и вопрос активизации усилий государства и бизнеса по выводу России на новую траекторию развития в этом важном регионе остается злободневным.



Электроэнергетика и теплоснабжение: первые итоги реформы

Российский ТЭК как ключевой сегмент национальной экономики также остро нуждается в позитивных переменах. Этой теме была посвящена пленарная дискуссия «Энергетические стратегии субъектов Российской Федерации: целевые ориентиры, условия и инструменты их достижения». Доклад Валентина Межевича, заместителя генерального директора «Российских сетей», касался развития электросетевого хозяйства и обновления технологической инфраструктуры передачи и потребления энергии. Представитель «Россетей» отметил, в частности, что первый год работы компании подтвердил правильность принятого президентом России решения о консолидации сетевого комплекса.

– В 2013 году электросетевой комплекс работал устойчиво и доказал свою эффективность. В частности, были успешно решены поставленные задачи по энергообеспечению зимних Олимпийских игр в Сочи. Кроме того, были преодолены последствия ряда климатических катаклизмов и тем самым подтверждена правильность векторов развития, которые сейчас действуют в Российской Федерации, – подчеркнул заместитель гендиректора «Россетей».

Тем не менее остается ряд проблем, требующих решения. Например, необходимость повышения достоверности прогнозов электропотребления и качества регионального планирования развития электросетевого комплекса, заявок потребителей на получение электроэнергии. Так, построенные «Российскими сетями» подстанции общей мощностью 7 ГВт оказались невостребованными – в прошлом году 176 тысяч заявителей на потребление впоследствии отказались от заявок, большинство которых относилось к льготному присоединению малых потребителей (до 15 кВт). К 2018 году общий объем выпадающих доходов холдинга из‑за льготников достигнет 140 миллиардов рублей. Механизм компенсации этих расходов «сетей» через тариф на передачу обеспечивает лишь возврат 60 процентов средств, отметил господин Межевич.

На форуме состоялся круглый стол «Развитие российского теплоснабжения: ключевые проблемы и пути их развития». Его участники обсудили вопросы формирования территориальных рынков тепловой энергии на базе создания Единой теплоснабжающей организации (ЕТО), техническое перевооружение систем теплоснабжения, оптимизации структуры теплоснабжающих мощностей, совершенствования принципов и правил формирования моделей рынка и ценообразования.

Докладчики отмечали, что в теплоснабжении не сформированы до конца полноценные нормативные и правовые инструменты и модели рынка, открывающие новые возможности для удовлетворения инвестиционных потребностей теплоснабжения.

Нужны действенные меры государственной энергетической политики, направленные на нормативно-правовое регулирование обязанностей, прав и ответственности субъектов деятельности в сфере теплоснабжения. Для этого необходимо создать систему муниципального и государственного формирования схем теплоснабжения населенных пунктов с соответствующим регламентом их согласования, утверждения, корректировки, контроля реализации. Участники дискуссии отмечали необходимость повсеместного создания и уточнения роли Единой теплоснабжающей организации (ЕТО).

– Для того чтобы в корне ликвидировать проблему неплатежей, остановить рост задолженности, нужно предоставить ЕТО право переходить на прямые расчеты с конечными потребителями, в частности с населением без организации собраний собственников жилых помещений многоквартирных домов. Только так мы сможем системно ликвидировать эту проблему, – убежден генеральный директор ОАО «Квадра» Владимир Шелков. Кроме того, участники дискуссии отмечали, что предложенный Минэнерго метод тарифообразования по «альтернативной котельной» позволит решить многие проблемы, в частности оптимизировать уровень затрат и ликвидировать неэффективные теплоисточники.

За три дня работы ММЭФ-2014 его гостями стали более полутора тысяч человек, включая зарубежных гостей и сотрудников дипломатических миссий из четырнадцати стран, представителей федеральных и региональных законодательных и исполнительных органов власти, руководителей российских и международных энергетических компаний, известных ученых и ведущих экспертов в сфере ТЭКа. В мероприятии приняли участие официальные делегации из сорока пяти субъектов Российской Федерации, а также более двухсот журналистов российских и зарубежных СМИ.

Традиционно одновременно с дискуссиями на площадке форума прошла выставка «ТЭК России в XXI веке», демонстрирующая возможности российского топливно-энергетического комплекса и его роль в социально-экономическом развитии России, инновационные технологии и оборудование в энергетике, включая технологии ВИЭ, нетрадиционных энергоносителей, вторичных источников энергии, энергосберегающих технологий и материалов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (246) май 2014 года:

  • Мертвые души-2
    Мертвые души-2

    Поддержку новых отраслевых разработок российской молодежи курирует государство – этот, казалось бы, бесспорный факт подтверждается несколькими законами о грантах и премиях. ...

  • Александр Мурашов: «У Энергонадзора есть сложившиеся десятилетиями хорошие традиции»
    Александр Мурашов: «У Энергонадзора есть сложившиеся десятилетиями хорошие традиции»

    В сентябре 2013 года совет директоров ОАО «Российские сети» принял решение о создании нового филиала – Центра технического надзора. О его структуре и основных задачах рассказал директор регионального управления технического надзора Северо-Запада Александр Мурашов. ...

  • Отечественное или импортное: выбор пути развития
    Отечественное или импортное: выбор пути развития

    Не секрет, что сегодня сложилась непростая экономическая и политическая ситуация, когда становятся актуальными вопросы выбора направления стратегического развития российской экономики, производства, науки и техники. ...

  • «Севкабель» получил атомную лицензию
    «Севкабель» получил атомную лицензию

    Группа компаний «Севкабель» получила лицензию на право изготовления оборудования для ядерных установок атомных станций. О получении лицензии рассказывает начальник отдела качества, стандартизации и сертификации ГК «Севкабель» Ольга Елисеева. ...

  • Запись на обучение

    «Севкабель» объявляет запись в группы на обучение по кабельной продукции на май и июнь 2014 года. ...