16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/192/13747.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 04 (192) февраль 2012 года

Киотский протокол: кто коптит небо

Проблема изменения климата затрагивает все страны мира: глобальное потепление представляет реальную угрозу как для развитых, так и для развивающихся стран.

Осознание этой проблемы на международном уровне произошло в декабре 1997 года на международной конференции в японском городе Киото. Именно там был принят Киотский протокол – международный документ, направленный против глобального потепления климата в результате выбросов в атмосферу промышленных газов. Киотский протокол был подписан более чем ста двадцатью странами, суммарный вклад которых во вредные выбросы в атмосферу, приводящие к «парниковому эффекту», превышает 55 процентов.

Киотский протокол стал первым международным соглашением об охране окружающей среды, которое использует для решения глобальных экологических проблем рыночный механизм: это так называемая торговля квотами (разрешениями) на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, она может переуступить или продать свободную часть другой стране. Первый период осуществления протокола продолжится пять лет – с 1 января 2008 по 31 декабря 2012 года.

Киотский протокол налагает довольно серьезные ограничения на выбросы парниковых газов, цель этих ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов шести типов газов (углекислый газ (СО2), метан (СН4), гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, оксид азота (N2O) и фторид серы (SF6)) на 5,2 процента по сравнению с уровнем 1990 года. Все страны разделены на две группы – развитые и развивающиеся, и только первые взяли на себя обязательства снизить эмиссию. Основные обязательства несут индустриальные государства: Евросоюз должен сократить выбросы на 8 процентов, Япония и Канада – на 6 процентов, страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем тоже на 8 процентов, а Россия и Украина должны сохранить среднегодовые выбросы в 2008‑2012 годах на уровне 1990 года. Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

И в 2009 году в Копенгагене, и в 2010 году в Канкуне (Мексика) в преддверии конца срока действия Протокола ведущие страны мира начинали переговоры о посткиотских принципах, то есть о новом «климатическом соглашении». Начала разворачиваться достаточно острая борьба, поскольку и развитые экономики (США, ЕС, Япония), и основные развивающиеся страны стремятся не уменьшать выбросы газов и покупать квоты у других стран, легализуя выбросы. Это объясняется нежеланием стран снижать свою производственную активность. На дополнительные инвестиции в очистку и улавливание газов многие государства также идут неохотно. Некоторые правительства и вовсе предпочли не участвовать в Протоколе: так, например, США подписали, но не ратифицировали его. А у таких новых индустриальных держав, как Индия и Китай, нет обязательств по сокращению эмиссии, поскольку по Киотскому протоколу они относятся к развивающимся. На фоне своих высоких показателей промышленного роста самоограничиваться эти страны не намерены.

В декабре 2011 года в Дурбане (ЮАР) прошел саммит Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК), где было подписано соглашение о продлении действия Киотского протокола с 1 января 2013 года. Посткиотское климатическое соглашение перестанет быть рекомендательным для его участников, как сейчас. В преддверии саммита представители отдельных западных стран заявляли о своем нежелании продлевать киотскую систему, но все-таки она продлена. Развитые и развивающиеся страны не смогли договориться по некоторым принципиальным вопросам и условились начать переговоры по новому климатическому договору. Предварительно обозначено, что посткиотское соглашение все же станет обязательным для выполнения. Документ намечено принять в 2015 году, вступление в силу ожидается в 2020‑м. Кроме того, расширяется и список запрещенных газов: к шести газам добавляется трифторид азота – NF3, ядовитое вещество, концентрация которого в атмосфере пока что незначительна, но стремительно растет.

Ранее Российская Федерация отмечала несовершенство самой системы Протокола, так как требования к подписантам ужесточаются и при этом ряд крупных стран от участия отказался. Похожую позицию выразила и Япония, поэтому РФ и Япония отказались от ограничения своих выбросов на продленный период, формально не выходя из договора. Канада также отказалась участвовать в Протоколе на старых условиях и вышла из договора с обещанием подписать новое климатическое соглашение. По словам канадского министра окружающей среды Питера Кента, выход из киотской системы сэкономит для страны 13,6 миллиарда долларов США, которые пришлось бы выплачивать как штрафы, и позволит создать новые рабочие места, способствуя росту экономики.

Представители российской стороны обращают внимание на то, что США так и не присоединились к Протоколу, а Китай, хотя и является его участником, не несет по нему никаких количественных обязательств. В то же время эти две крупнейшие мировые экономики совокупно ответственны за 41 процент выбросов парниковых газов в атмосферу. На данном этапе необходимо перераспределение ответственности между странами. Россия выступает за принятие нового, всеобъемлющего и юридически обязывающего климатического соглашения и высказывается против второго периода Киотского протокола. На климатических переговорах ООН в Дурбане российской делегацией была озвучена именно такая позиция. По словам главы российской делегации, советника президента РФ, специального представителя президента по вопросам климата Александра Бедрицкого, новое всеобъемлющее климатическое соглашение должно быть принято уже к 2016 году. Господин Бедрицкий отметил, что Россия стремится к достижению всеобъемлющего, комплексного климатического урегулирования и в качестве конечной цели переговорного процесса видит единое универсальное соглашение по климату на период после 2012 года, которое охватывало бы все страны, как развитые, так и развивающиеся, прежде всего из числа основных эмитентов парниковых газов.

Ранее заместитель главы российской делегации на переговорах по климату в южноафриканском Дурбане Александр Фролов заявил, что принятие второго периода Киотского протокола является «ложной целью», которая не помогает снижать антропогенное воздействие на климат и уводит от решения главного вопроса –
смягчения воздействия на климатическую систему. Господин Фролов также напомнил, что страны – участницы Киотского протокола не смогут существенно повлиять на климат, даже если сократят выбросы парниковых газов на 100 процентов, поскольку сейчас на стороны Протокола приходится очень небольшая доля общемировых выбросов.

Продолжение читайте в следующем номере

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 04 (192) февраль 2012 года: