16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/167/12580.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (167) февраль 2011 года

За рубежом нет таких СРО, как у нас

Энергетика: тенденции и перспективы Беседовала Ирина КРИВОШАПКА

Саморегулирование в России начало функционировать около года назад, и его участники готовы рассказать о первых итогах своей деятельности.

Заодно представители саморегулируемых организаций готовы оценить отношение к новым структурам со стороны государства, тенденции их законодательного регулирования.
О том, что удалось сделать за первый год работы СРО в энергетике, мы побеседовали с исполнительным директором СРО НП «Объединение энергостроителей», генеральным директором СРО НП «Энергостройпроект» Евгением Кравченко.



Первые итоги

– Саморегулируемая организация некоммерческое партнерство «Объединение энергостроителей» (СРО НП «ОЭС») отметила первый год своей деятельности. За это время не только увеличилось количество членов организации, но и была создана СРО НП «Энергостройпроект». С какой целью открыта проектная СРО?

– Сегодня в составе СРО НП «Объединение энергостроителей» более двухсот профессиональных организаций, осуществляющих строительство объектов электросетевого хозяйства и генерации. В СРО НП «Энергостройпроект» входят более ста проектных организаций, также имеющих отраслевую специализацию. В составе специализированных органов наших саморегулируемых организаций – профессионалы, обладающие значительным опытом работы в электроэнергетике. Мы гордимся специалистами, которые не только разбираются в вопросах проектирования и строительства энергообъектов, но и внимательно, по‑партнерски, строят отношения с членами наших СРО, ответственно и тщательно решают любые вопросы.

Стоит отметить, что мы были в числе немногих сторонников создания комплексных саморегулируемых организаций, которые объединили бы в себе организации, ведущие изыскательские работы, проектирование и сооружение объектов капитального строительства. Однако принятые поправки в Градостроительный кодекс РФ, к сожалению, не предусматривают такой возможности. Очевидно, что для отраслевых СРО, в частности в энергетике, разделять проектирование, изыскательство и строительство во многом нерационально, так как это разрывает жизненный цикл объекта и, как следствие, негативно влияет на надежность и безопасность объекта, качество и себестоимость работ при его строительстве.

Многие крупные отраслевые предприятия, входящие в СРО НП «Объединение энергостроителей», имеют подразделения проектной и изыскательской деятельности. Поэтому для оптимизации работы и комплексного подхода в реализации принципов саморегулирования создана СРО НП «Энергостройпроект». Тем более что разрабатывать стандарты такого отраслевого объединения, как наше, без подключения к этому специалистов-проектировщиков не имеет смысла.

Развитие наших организаций неразрывно связано с профильными комитетами и секциями национальных объединений саморегулируемых организаций. Кроме того, мы принимаем участие в работе экспертного совета Комитета Государственной думы по энергетике. Все ключевые решения принимаются в сотрудничестве с партнерскими СРО, также объединяющими проектировщиков и строителей объектов энергетики («Союзатомстрой», «Энергострой», «ЭнергоСтройАльянс»). Это, несомненно, пойдет на пользу энергетике в целом и самим участникам саморегулируемых организаций.



В Москве и на местах

– Головная компания СРО энергостроителей начинала деятельность в Санкт-Петербурге, потом вы переместились в Москву. Связано ли это со стремлением быть ближе к управляющему звену и что изменилось в связи с переводом в столицу? И как сейчас работает подразделение в Петербурге?

– Члены СРО работают по всей стране. Географически они расположены в Восточной и Западной Сибири, на Урале, в Центре и на Юге России, в Москве и на Северо-Западе. Некоторые работают и на зарубежных объектах. Поэтому из Москвы взаимодействовать с нашими членами намного удобнее. Москва является центром принятия решений, безусловно, здесь оперативнее можно решать все текущие вопросы, связанные с работой наших СРО.

Наши сотрудники постоянно участвуют в работе Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и Национального объединения проектировщиков (НОП), которые расположены в столице. В НОСТРОЕ мы входим в руководящий состав одного из ключевых комитетов – Комитета по строительству объектов энергетики и электросетевого хозяйства НОСТРОЯ, в Комитет по профессиональному образованию НОСТРОЯ. Хочу отметить, что при участии представителей СРО НП «Объединение энергостроителей» в НОСТРОЕ идет разработка и актуализация СНиПов и национальных стандартов. В НОПе ведем работу в Секции по проектированию объектов энергетики. В наших планах – принять активное участие в работе других комитетов как НОСТРОЯ, так и НОПа.

В Санкт-Петербурге базируется наше подразделение, ориентированное на взаимодействие с организациями Северо-Западного федерального округа. Кроме того, наши сотрудники в Петербурге занимаются программами повышения квалификации для членов СРО, активно взаимодействуя в этом вопросе с Петербургским энергетическим институтом повышения квалификации (ПЭИПК), одним из базовых отраслевых учебных заведений по повышению квалификации.



Не критиковать, а помочь

– Если сравнить ситуацию в отрасли до и после появления СРО, то решению каких проблем саморегулируемые организации помогли, а какие проблемы остались?

– На эту тему в ноябре 2010 года был подготовлен доклад Министерства экономического развития «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности». Представители ведомства попытались проанализировать состояние различных отраслей, в том числе строительной, до и после введения системы саморегулирования. Доклад неоднозначный. До сих пор у различных федеральных министерств и ведомств нет единого мнения о том, по какому пути должно развиваться саморегулирование. Мы как практики считаем, что направление, заданное законодательством, правильно. Безусловно, отдельные недостатки есть, так как система создавалась с нуля.

Но эти недостатки, некоторые из которых справедливо указаны Минэкономразвития (например, в части требования к перечням видов работ – приказы Минрегиона № 274, № 624), они все известны. Над их устранением работают национальные объединения совместно с Министерством регионального развития РФ. Если бы Минэкономразвития было заинтересовано, оно могло бы установить устойчивое взаимодействие с тем же НОСТРОЕМ и присутствовать в ключевых комитетах, участвовать в рабочих группах, работать на достижение общей цели. В этом была бы практическая польза. А дестабилизация ситуации из‑за публикации неоднозначных выводов в данный момент опасна и может привести не только к хаосу, но и к недоверию по отношению к органам государственной власти и управления, породить дополнительные сомнения относительно принимаемых ими решений.

Существенный момент, отраженный в докладе Минэкономразвития, касается использования компенсационных фондов, способов их наполнения (зависимость величины взноса в фонд от количества осуществляемых видов деятельности, потенциального уровня рисков и/или иных значимых факторов), формирования требований к процедурам целевого использования данных средств и их пополнения после проведения выплат. Кроме того, предложено совершенствовать механизмы контроля за деятельностью СРО. Поднимаются вопросы создания отраслевых СРО, возможности СРО выдавать допуск к ведению деятельности на объектах особо опасных и технически сложных.

Однако следует подчеркнуть, что эти замечания нельзя назвать какой‑то новацией, поскольку в НОСТРОЕ и НОПе уже созданы рабочие группы по внесению изменений и дополнений в положения Градостроительного кодекса. Этими вопросами профессиональное сообщество уже озабочено. Мы вносим предложения независимо от этого доклада.



Опыт и перспективы

– Какие отраслевые проблемы все еще ждут своего решения, даже несмотря на содействие СРО?

– В числе наиболее серьезных проблем – подготовка кадров в энергетике и повышение их квалификации. Профессиональные рабочие отсутствуют, подготовку инженеров вузы не производят, а выпускают менеджеров. Надо готовить специалистов не курсами повышения квалификации за 72 часа, а начинать обучение со школы, профориентации и прочее. Необходимо срочно повышать привлекательность отрасли для молодого поколения, выбирающего жизненный путь, повышать авторитет энергетики в целом.

Серьезной проблемой является и снижение административных барьеров при оформлении разрешительной документации на возведение объектов энергетики. Кроме того, необходимо создавать условия для развития высокотехнологичного специального малого и среднего бизнеса в электроэнергетике (например, пусконаладка устройств РЗИА, монтаж и наладка устройств АСУТП, АСКУЭ и т. д.). И наконец, нелегко решаются вопросы, касающиеся реконструкции и модернизации объектов генерации и электросетевого хозяйства, развития оте­­­­­чественного производства.

– Общаетесь ли вы с представителями аналогичных зарубежных структур? Как они оценивают российские СРО, практикуется ли обмен опытом?

– К сожалению, прямых контактов с зарубежными коллегами у нас нет. Мы планируем подключиться к деятельности Комитета по международным отношениям НОСТРОЯ с целью изучения зарубежного опыта. Пока же при помощи Петербургского энергетического института повышения квалификации (ПЭИПК) изучаем и применяем зарубежный опыт подготовки специалистов, осуществляющих контрольные функции (в рамках подготовки специалистов контрольных комитетов наших СРО), и процедур их деятельности.

За рубежом нет саморегулируемых организаций в том виде, в каком они созданы у нас, по крайней мере, мы о них не знаем. У нас это разновидность государственно-частного партнерства. Система саморегулирования представляет собой вертикаль: от отдельных СРО до национальных объединений, взаимодействующих с соответствующими госструктурами. За рубежом инициатива, как правило, исходит от профессионального сообщества, которое более активно, организовано и признано государством. Надеемся, что в нашей стране саморегулируемые организации смогут завоевать доверие как участников рынка, так и государственных структур.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (167) февраль 2011 года:

  • Россия и Белоруссия достигли согласия по АЭС
    Россия и Белоруссия достигли согласия по АЭС

    Россия и Белоруссия подпишут базовое соглашение о строительстве первой белорусский атомной электростанции в первом квартале текущего года. ...

  • Россия заинтересована в строительстве АЭС
    Россия заинтересована в строительстве АЭС

    Помощник президента России Сергей Приходько по итогам визита Дмитрия Медведева в Иорданию заявил, что Россия готова строить АЭС в Иордании. По его словам, Россия проявляет заинтересованность в этом вопросе и готова сотрудничать с Иорданией в области строительства АЭС, однако это вопрос не завтрашнего дня. – Необходимо решить многие вопросы, иорданская сторона должна будет определиться с участием иностранных компаний в подобных пр...

  • Краснодарский дебют
    Краснодарский дебют

    ЧТО: Международный промышленный форума «Развитие инфраструктуры Юга России – IDES-2010». ГДЕ: Краснодар, выставочный центр «Краснодар экспо». СОСТОЯЛОСЬ: 20‑22 октября 2010 года....

  • Кавказские монтеры отличились под Москвой
    Кавказские монтеры отличились под Москвой

    Энергетики Северного Кавказа награждены за восстановление электроснабжения в Подмосковье. ...

  • Соло для коллайдера
    Соло для коллайдера

    Ученые и музыканты из международной исследовательской группы LHCsound разработали программное обеспечение, позволяющее «озвучивать» столкновение частиц в Большом адронном коллайдере. ...