16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/143/10997.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (143) февраль 2010 года

Гидроэнергетика: инновации, законы физики и слухи

Тема номера Ирина КРИВОШАПКА

Российская гидроэнергетика переживает сложные времена, но ее сотрудники продолжают поиск новых путей эффективного развития отрасли.

В крупнейшей гидрогенерирующей компании России, ОАО «РусГидро», разработана инновационная программа, включающая реализацию сформированного заказа на научно-исследовательские разработки, проекты НИОКР, а также внедрение новых технических решений в части оборудования для ГЭС.

О том, какие новейшие решения в гидроэнергетике предлагает дочерняя компания ОАО «РусГидро» – ОАО «ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева», – рассказал генеральный директор института Евгений Беллендир:

– С точки зрения инновационной деятельности мы – представители сферы российской прикладной науки, ориентированной на разработку новых научно-технических решений и технологий в области гидротехнического и энергетического строительства и эксплуатации объектов энергетики. То, что мы создаем, должно отвечать уровню и современным мировым тенденциям в отрасли, должно быть востребовано и быстро реализовываться на практике. Иными словами, наши разработки должны не столько удовлетворять чисто научный интерес, сколько внедряться и использоваться практически. В списке удачно реализуемых направлений можем отметить, в частности, новые разработки материалов и технологий для ведения бетонных работ – это технологии самоуплотняющегося бетона и соответствующие добавки, методы регулирования прочности, морозостойкости для создания надежных и безопасных конструкций ГЭС. Данные технологии позволяют значительно сократить сроки строительства объекта, обеспечить ему максимальную надежность и безопасность, при этом стоимость работ остается на приемлемом уровне. Кроме того, мы активно внедряем современные методы расчетов и проектирования гидротехнических сооружений различного назначения, в частности трехмерное моделирование, применение средств аэрофото- и космической съемки, создание моделей местности для оперативного поиска оптимальных решений по размещению створов плотин и т. д. Иными словами, наш институт развивает широкий спектр новых направлений, – сообщил Беллендир.

Как отметил глава ВНИИГа, приоритетным направлением для гидроэнергетиков стал детальный анализ безопасности и надежности сооружений. С одной стороны, это необходимо для минимизации вероятности аварийных ситуаций, с другой – для эффективного управления безопасностью, одной из важнейших компонент общей системы управления энергокомпании.

– Мы должны располагать объективной информацией о состоянии гидросооружений, своевременно планировать, принимать адекватные меры по их ремонтам и реконструкции, поддерживать необходимый уровень безопасности для всей совокупности потенциально опасных объектов компании, – подчеркнул Евгений Беллендир. – Системный подход к управлению надежностью и безопасностью в гидроэнергетике получил импульс к развитию именно в последние годы. Это связано с тем, что еще несколько лет назад не было достаточного понимания ни объема материальных и финансовых затрат, ни методик и стандартов, необходимых для эффективной и в то же время безопасной работы энергетической компании. После печальных событий на Саяно-Шушенской ГЭС мы оперативно рассмотрели все возможные варианты снижения и рисков аварий и их последствий на этой ГЭС, а также разработали дополнительные требования к другим проектируемым и эксплуатируемым объектам. В ближайшее время эти разработки будут внедрены на всех объектах «РусГидро».

По словам Евгения Беллендира, речь идет о программе мероприятий, рассчитанных на обеспечение безопасности объекта. В эту программу входят как уже известные, так и инновационные решения. Последние, в частности, связаны с изменением характеристик защит, разработкой ряда мероприятий по максимальному уменьшению риска аварий при восстановлении работоспособности станции. На Саяно-Шушенской ГЭС эта программа реализуется в два этапа. Первый предполагает восстановление того, что можно восстановить, – это четыре агрегата, которые в меньшей степени пострадали при аварии. На втором этапе, начиная с 2011 года, будет осуществляться поставка новых агрегатов и монтаж оборудования, где будут использоваться новые схемы регулирования технологических процессов.

Слухи вокруг этой станции лишь подтверждают значимость объекта, и не только для отдельно взятого региона: так, общественность сильно взволновала информация об обледенении плотины. Некоторые обсуждения, как в СМИ, так и среди интернет-пользователей, носили откровенно панический характер.

– Инициаторы подобных слухов зачастую не понимают предмета разговора, – комментирует Беллендир. – Меня как специалиста такие выпады ставят в тупик, потому что при ответах на подобные вопросы необходимо, чтобы, во‑первых, оппоненты тебя хотели услышать и, во‑вторых, обратились к здравому смыслу и вспомнили законы физики. Безусловно, уже в сентябре-октябре 2009 года были детально рассмотрены возможные затруднения при зимней (непроектной) эксплуатации водосброса. Был разработан и реализован комплексный план мероприятий, исключающий или снижающий до приемлемого уровня негативные последствия эксплуатации в сложившихся обстоятельствах. Наивно считать, что ученые, проектировщики и специалисты забыли, что в Сибири бывает зима, что зимой выпадает снег и вода замерзает. Кстати, большинство реализованных мероприятий показали свою высокую эффективность. В данном случае речь идет о скоплении льда на крановой эстакаде, предназначенной для выполнения при необходимости ремонтных работ в водобойном колодце (элемент водосбросного тракта, в котором происходит гашение энергии падающей воды). Но образовавшиеся наросты даже льдом назвать нельзя, поскольку они представляют собой достаточно неоднородную пористую массу льда и снега, которая увеличивается при понижении температуры (–10 °С и ниже) и уменьшается и распадается на отдельные части при повышении температуры (выше –10 °С). Кроме того, эта масса физически не касается плотины. Конечно, есть определенное количество льда и снега на поверхности сооружений плотины и ее элементах, на водосбросных сооружениях. Но это не влияет ни на работоспособность, ни на безопасность всего объекта. Максимальный объем снежно-ледового образования, зафиксированный на эстакаде в самые сильные морозы этой зимой, – 22 тысячи кубометров, несущая способность подкрановой эстакады – 78 тысяч тонн. А теперь сравните: только за январь в Санкт-Петербурге вывезли около 2 миллионов кубометров снега (примерно 80 тысяч тонн в день). Заметьте, при этом никому в городе даже не приходит мысль ежедневно твердить о катастрофе.

195220, Санкт-Петербург,
ул. Гжатская 21, ОАО "ВНИИГ им. Б.Е.Веденеева"
т. +7(812)535-54-45
ф. +7(812)535-67-20
http://vniig.ru/

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (143) февраль 2010 года:

  • Цены на пике
    Цены на пике

    Российские либерализованные цены на электроэнергию достигли исторического максимума. ...

  • Энергетика: итоги 2009 года
    Энергетика: итоги 2009 года

    Разразившийся экономический кризис с начала 2009 года резко обострил ситуацию в отечественной энергетической отрасли. ...

  • Поездки на топливе из сала
    Поездки на топливе из сала

    Изобретатели из Днепропетровска после экспериментов с водорослями и рапсом научились получать дизельное топливо из главного национального украинского продукта. В среднем из килограмма сала выходит литр качественного биодизеля. ...

  • Новая турбина
    Новая турбина

    На Первомайскую ТЭЦ-14 в Санкт-Петербурге поступит новая паровая турбина мощностью 64 МВт. ...

  • Мини-ГЭС
    Мини-ГЭС

    В России началась разработка специфического оборудования для мини-ГЭС. ...