16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/117/9108.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (117-118) январь 2009 года

Рождественская «утка», или Канун энергокризиса?

Энергетика: регионы Подготовила Ирина КРИВОШАПКА

Авария на подстанции «Южная» в Санкт-Петербурге на несколько январских дней оставила без электричества потребителей Фрунзенского, Московского и Невского районов города.

Около 35 тысяч петербуржцев вынужденно прочувствовали «прелести» рождественских праздников при свечах и отсутствии горячей воды.

Сбой в работе подстанции 330 кВ «Южная», по мнению представителей Магистральных электрических сетей (МЭС) Северо-Запада (филиал ОАО «ФСК ЕЭС»), возник из‑за реагентов, распыляемых в районе кольцевой автомобильной дороги Петербурга. Трасса скоростной КАД проходит как раз неподалеку от подстанции. Пострадали не только потребители региона, но и Южная ТЭЦ-22, которая находится в ведении ОАО «ТГК-1» и обеспечивает теплом потребителей Московского, Фрунзенского и Невского районов Петербурга. Из-за нестабильного электроснабжения со стороны подстанции «Южная» несколько раз внештатно останавливался энергоблок ТЭЦ-22.

В течение недели на ПС «Южная» работала специальная комиссия, в которую вошли представители Ростехнадзора, регионального предприятия «Севзапэнергонадзор», а также Магистральных электрических сетей Северо-Запада, ОАО «Ленэнерго» и ОАО «ТГК-1».

Более 200 специалистов Федеральной сетевой компании круглосуточно вели работы по очищению изоляции от агрессивных реагентов моющими и абразивными средствами. В некоторых случаях была заменена изоляция, а реагенты отправлены на экспертизу в независимую лабораторию и ОАО «НИИ постоянного тока».



Идеальных средств нет

На заседании оперативного штаба в комитете по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга были разработаны меры по ограничению попадания на подстанции реагентов, распыляемых на КАД. По распоряжению губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, эти химические препараты запретили использовать при расчистке кольцевой автодороги.

Однако, по словам начальника отдела информационного сопровождения дирекции КАД Алексея Измайлова, как только на дороге появится наледь, реагенты будут применяться.

– Сейчас они не используются из‑за теплой погоды и отсутствия наледи, – заявил А. Измайлов. – Как только появится ледяная корка, реагенты будут применяться, в соответствии с инструкциями содержания кольцевой автодороги, что поставлено в прямую обязанность дирекции КАД. Для защиты от гололеда кроме этих антигололедных покрытий (реагентов) пока ничего не придумано. Если КАД и имеет отношение к нештатной ситуации на «Южной», то весьма и весьма косвенное. На самом деле, это PR-ход энергетиков и попытка свалить с больной головы на здоровую.

По словам А. Измайлова, за чистоту на КАД отвечают собственная «уборочная» служба ФГУ «ДСТО» и комитет по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Петербурга. Подразделение «ДСТО» заботится о федеральных участках кольцевой дороги, а за отдельные участки, принадлежащие городу, отвечает КБДХ.

Для очистки КАД используются два вида реагентов: натрий хлор (на равнинных участках) и жидкий реагент «Нордвей-супер» (на эстакадных участках).

– Идеальных реагентов не существует, – пояснили в комитете по благоустройству и дорожному хозяйству. – Не может быть такого, чтобы реагент и улицы хорошо чистил, и природе не вредил, и для людей был безвреден.

Как рассказал начальник отдела контроля и технического надзора центра комплексного благоустройства КБДХ Игорь Иванов, «комитет не имеет практически никакого отношения к КАД, а то, что применяется в городе, проверено и согласовано» – в рамках существующих нормативных актов. И. Иванов сообщил, что в Санкт-Петербурге существует перечень реагентов, допустимых к применению на городских улицах. Этот перечень определяется «Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автодорогах» и «Требованиями к противогололедным материалам». Согласно этим документам, на территории Санкт-Петербурга в качестве основного реагента применяется чистая соль (натрий хлор), которой только в нынешнем году заготовлено 130 тысяч тонн. Сейчас в Петербурге почти отказались от песка, гранитная крошка тоже нам не подходит по ряду причин, зато планируется начать работу с пескосоляными смесями, которые в 5 раз снижают применение чистой соли.

В петербургском центре экспертиз ЭКОМ согласились – никто в городе не отслеживает фактическое влияние применяемых дорожных реагентов на окружающую среду. Как рассказал директор центра Александр Карпов, при проектировании любого объекта большой экологической значимости должна быть изучена оценка его воздействия на окружающую среду. При проведении такой оценки на стадии административных общественных слушаний (АОС) учитываются все возможные степени негативного воздействия и оцениваются их последствия, а также выбираются меры по снижению таких последствий.

– Трансформаторы подстанции «Южная» находятся в 150 метрах от КАД, тогда как должны быть удалены, как минимум, на 300 метров, – сказал А. Карпов. – Таким образом, еще на стадии АОС должны были просчитать и зафиксировать все возможные негативные воздействия, в том числе и на подстанцию. Однако результат общественных слушаний после обсуждения остался недоступным.

Эксперты ЭКОМ считают, что во избежание подобной неразберихи при строительстве крупных объектов необходимо менять процедуру экспертизы и сделать документы общественных слушаний публичными.



Мировой реагент

Представитель одной из главных обвиняемых сторон-Сергей Кутузов, заместитель генерального директора подмосковного завода «Нордеко», который производит антигололедный реагент, специально прибыл в Петербург с намерением лично исследовать подстанцию, чтобы определить, насколько обоснована версия энергетиков о разрушении изоляции оборудования парами реагента, которым посыпали кольцевую автодорогу. На участке КАД около подстанции «Южная» использовался антигололедный реагент «Нордвей- супер», производимый на заводе подмосковного города Рошаля. С. Кутузов высказал по поводу заявлений МЭС четкую позицию: такого просто не может быть.

– Реагент «Нордвей-супер» используется уже более пяти лет, и никогда с ним не было никаких проблем, – рассказал С. Кутузов. – Его применяют во всех аэропортах страны, в том числе в Шереметьеве, Домодедове, Внукове, Пулкове. Его также наносят на мосты и эстакады. Во многих местах, где реагент применяют, проходят кабели. И если бы он действительно разъедал металлы, это случилось бы с ними в первую очередь. «Нордвей-супер» – реагент на ацетатной основе (ацетат калия) – имеет международный сертификат и является аналогом европейского реагента, который используется во всем мире.



«Соседи» добавили грязи

Еще до оглашения результатов экспертизы стало известно, что «Нордвей» не мог стать причиной аварии на подстанции «Южная». По информации АБН, в выводах, сделанных Научно-исследовательским институтом по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения (Протокол испытаний опорных фарфоровых изоляторов типа ИОС-35‑1000), указывается, что «электрическая прочность внешней изоляции электрооборудования на ПС «Южная» не обеспечивает надежную работу электроустановок при рабочем напряжении и экстремальных загрязнениях поверхности изоляторов». По мнению экспертов, наиболее вероятной причиной экстремального загрязнения внешней изоляции оборудования на подстанции являются «уносы загрязняющих веществ (поваренная соль и ацетат калия, которыми обрабатывается дорожное покрытие в качестве антиобледенителя) с дорожного полотна, в том числе эстакады КАД, расположенной вблизи ПС «Южная».

В своих выводах эксперты НИИПТ также считают целесообразным рассмотреть возможность загрязнения внешней изоляции от других источников (кроме КАД), в частности от крупных промышленных предприятий и ТЭЦ, находящихся в радиусе до 20 километров от подстанции. Кстати, выбросы в атмосферу самой ПС «Южная», работающей на мазуте, составляют 5000 тонн в год.

Любопытные результаты приведены в «Протоколе 5‑д / 2009 от 13 января 2009 года исследования показателей состава и свойства проб», проведенного Центром исследования и контроля воды. Центр измерил и сравнил химические показатели самого реагента «Нордвей» и верхнего слоя снега на ПС «Южная», а также химический состав смыва с изоляторов подстанции и атмосферных осадков в районе КАД. В частности, содержание железа в реагенте составляет 0,05 мг/куб.дм, в то время как в составе смыва с изоляторов подстанции обнаружено 87 мг/куб.дм железа, то есть почти в 2000 раз больше.

Согласно техническим условиям ТУ 2149‑002‑40874358-00, антигололедный реагент «Нордвей» представляет собой водный раствор ацетата калия с ингибиторными добавками, обеспечивающими антикоррозионные свойства к металлам, полимерам и бетону. Кроме того, он характеризуется высокой степенью экологической чистоты, обусловленной способностью к «быстрой биодеструкции в окружающей среде».

И наконец, согласно данным архива Gismeteo, в день аварии на подстанции 6 января направление ветра было на юго-запад, то есть в сторону от подстанции.

Эксперты, на заключения которых ссылается АБН, полагают, что «информация о вреде антигололедных реагентов – технологически сформированная утка, «страшилка» с целью отвлечь внимание от глобальной проблемы – возможного энергетического кризиса в Петербурге. Аварии в энергосистеме в Петербурге (Купчино, Московский район, северные районы города, Васильевский остров) – первые ласточки последствий передачи в частные руки энергетической системы страны».



«Нордвей» виновен. Предварительно

Подстанция «Южная», Софийская развязка КАД и ТЭЦ-22 образуют уникальный технологический и энергетический узел. Опыт обслуживания подобных сложных систем в России до сих пор отсутствовал. Как сообщили в МЭС Северо-Запада, в связи с этим для определения причин технологического нарушения на подстанции «Южная» в ОАО «НИИ постоянного тока» был проведен ряд лабораторных экспертиз. Предварительная экспертиза проб снега и отложений, образованных на изоляторах подстанции 330 кВ «Южная» показала, что причиной перебоев в работе энергооборудования явилось наличие токопроводящих веществ (в том числе такого, как натрий хлор). Источник внешнего воздействия, в частности образование токопроводящей соли на энергооборудовании подстанции «Южная», будет определен после проведения дополнительного исследования в ОАО «НИИ постоянного тока».

В настоящее время сотрудники Федеральной сетевой компании продолжают работы по усилению защитных свойств изоляторов «Южной» от любых внешних химических воздействий с применением специальных паст. Также МЭС Северо-Запада рассматривают вопрос изменения проекта комплексной реконструкции подстанции «Южная», которая начата в 2008 году. В частности, предложено строить на подстанции исключительно закрытые распределительные устройства, что позволит навсегда решить вопрос о загрязнении электротехнического оборудования подстанции. Помимо этого, рассматривается вопрос прокладки резервного кабеля 10 кВ, что позволит значительно увеличить надежность электроснабжения потребителей.

По итогам совещания 15 января 2009 года под председательством вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Полукеева –Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству совместно с дирекцией строящегося транспортного объезда Санкт-Петербурга и МЭС Северо-Запада подготовлен проект регламента о мониторинге состояния транспортных и энергетических объектов, расположенных вблизи друг друга. Согласно регламенту, до апреля 2009 года будет закрыто движение транспорта по второму съезду Софийской транспортной развязки КАД, также будет предусмотрено постоянное очищение от осадков дорожного полотна вблизи подстанции, в три раза будет снижена доза применяемых противогололедных смесей на данном участке КАД. Помимо прочего, принято решение о снижении скоростного режима до 80 км / ч. Кроме того, на данный момент решается вопрос о необходимости установки защитных экранов на КАД и съездах вблизи подстанции.



Собственный опыт: пока не грянет гром

Когда проект КАД проходил согласования, руководители разных ведомств, в частности Магистральных электрических сетей Северо-Запада поставили свои подписи на применение антиобледенительных реагентов вблизи ПС «Южной». Только сейчас, после аварии, МЭС направилипробы реагента и экземпляры поврежденного оборудования в независимую лабораторию и научно-исследовательский институт постоянного тока для проведения экспертизы. Но почему этого не было сделано раньше? Ведь реагент как активное химическое вещество, оседая на изоляторах электросети, действительно повышает их электропроводность, что и приводит к «пробою».

Реконструкция «Южной» сделает подстанцию преимущественно закрытой, и большая часть оборудования будет надежно защищена от загрязнения. Но без дополнительной защиты подстанции от реагентов, распыляемых на близлежащем участке кольцевой автодороги, проблемы у энергетиков могут остаться.

В Норвегии, Швеции и Финляндии после многолетних неудачных попыток найти приемлемые реагенты их массовое использование было запрещено. А в редких разрешенных случаях (на взлетно-посадочных полосах аэропортов и др.) применение этих препаратов сильно ограничено.

Рождественская «утка», или Канун энергокризиса?
СПРАВКА

Реагенты стали настоящей головной болью для автолюбителей и пешеходов Москвы. Специалисты отмечают, что раньше, когда в Москве не было снегоплавильных пунктов и снеготаялок, сильнодействующие реагенты были необходимы. Но сегодня без них можно вполне обойтись.

По результатам исследования уличной грязи, проведенного химиком Сергеем Кривозерцевым, вещество, которым обрабатывают столичные дороги, содержит «в первую очередь, соли, никакой органической химии там нет». По мнению ученого, субстанция, покрывающая московские улицы, немного радиоактивна, немного токсична и крайне опасна для здоровья.

Отмыть ядовитую эмульсию из реагентов, асфальтовых частиц, выхлопов и машинного масла от стекол и кузова автомобилей практически невозможно. По мнению заместителя руководителя Росприроднадзора Олега Митволя, то, что происходит с реагентами в Москве,– это «полное безобразие».

– Экспертиза последствий воздействия этих веществ не проводится, потому что власти понимают: исков к организациям, которые занимаются этим весьма прибыльным бизнесом, будет множество, – сказал замруководителя Росприроднадзора.

Отстоять в суде свое право на получение компенсации за испорченное имущество практически нереально. Для того чтобы выиграть дело, нужно предъявить образцы того реагента, который повредил одежду или автомобиль. Но взять их не представляется возможным.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (117-118) январь 2009 года:

  • Кухонная электростанция в России не работает
    Кухонная электростанция в России не работает

    В декабре в рамках выставки «Электрические сети России - 2008» «ЭПР» провела круглый стол на тему «Автономная и альтернативная энергетика России: есть ли перспективы?». ...

  • Закрытый центр информации

    Центр информационных технологий (ЦИТ) ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» в январе 2009 года отметил годовой юбилей. Сегодня ЦИТ обслуживает 240 серверов, 9 систем хранения данных, более 70 сетевых устройств компании. Как сообщили в пресс-центре ОАО «МОЭК», это подразделение – закрытая производственная зона, состоящая из 3 серверных, АТС, типографии и помещений для работы и отдыха персонала. Здесь размещены серверное...

  • Энергохозяйство обследуют беспилотные самолеты

    В декабре 2008 года губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко обсудила с руководством ОАО «НПП «Радар ммс» возможности внедрения новейших конверсионных разработок предприятия в экономику Петербурга. ...

  • Мегатонны в мегаватты: 15 лет программы

    По сообщению пресс-службы ОАО «Атомэнергопром», исполнилось 15 лет практической реализации Соглашения об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия. ...

  • Волховская ГЭС: новое «совершенство математики»
    Волховская ГЭС: новое «совершенство математики»

    ОАО «ТГК-1» сдало в эксплуатацию новый гидроагрегат Волховской ГЭС-6, завершив тем самым реализацию одного из первоочередных проектов инвестиционной программы. ...