16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/110/8486.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (110) сентябрь 2008 года

ФАС охотится на «слонов» и «жирафов»… Мелкие сделки останутся без внимания

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев раскрыл содержание второго антимонопольного пакета законодательных инициатив. Антимонопольщики предлагают «включить» «спящую» статью Уголовного кодекса, предусматривающую до 5 лет лишения свободы за картельные сговоры, и вывести из-под контроля ФАС сравнительно небольшие сделки. Многие из предложенных ФАС мер являются дискуссионными, в частности предложения, предусматривающие ужесточение ответственности для чиновников.

Как сообщает пресс-служба ФАС России, принятие антимонопольных мер получило принципиальное одобрение председателя правительства России и находится на этапе детального обсуждения с министерствами и ведомствами. Первоначально ФАС планировала, что антимонопольный пакет будет внесен на рассмотрение правительства до конца сентября. Сегодня стало понятно, что процесс может затянуться.

Одна из основных инициатив второго антимонопольного пакета – новая редакция статьи 178 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения антимонопольного законодательства. При этом заявителю будет достаточно доказать получение незаконного дохода в крупном размере.

Кроме того, ФАС предлагает внести изменения в федеральные законы «О защите конкуренции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» и определить порядок взаимодействия антимонопольных органов с органами внутренних дел по проведению оперативно-розыскных действий, необходимых для расследования картельных соглашений.



«Разбудить» Уголовный кодекс

«ФАС России всегда настаивала на том, что за экономические правонарушения должны применяться прежде всего экономические санкции, – говорит И. Артемьев. – Однако есть грубейшие антиконкурентные действия, за которые нарушители должны нести уголовную ответственность. Речь идет о картелях и неоднократных злоупотреблениях доминированием в течение ограниченного срока, то есть о нарушениях антимонопольного законодательства, которые наносят существенный вред экономике страны».

И вместе с тем крутые меры, предложенные ФАС, касаются не всех нарушителей, а только злостных рецидивистов. ФАС предлагает ввести уголовную ответственность за все составы антиконкурентных правонарушений только в том случае, если виновный в течение трех лет был трижды оштрафован антимонопольным органом. Каждое предупреждение будет сопровождаться выписыванием штрафа. Если после трех предупреждений оно не будет ликвидировано, нарушителя ждет срок, вероятно условный. Что касается картельных сговоров, уголовная ответственность наступает сразу, если ущерб превысил более 5 миллионов рублей. Об уголовной ответственности для чиновников пока речи нет, но И. Артемьев настаивает на введении для них особенно крупных штрафов. Правда, это предложение может и не пройти: при обсуждении повышенной ответственности для чиновников 80 процентов ведомств высказались против.



Табу для монополистов

Одно из наиболее обсуждаемых антимонопольных предложений ФАС – отказ от порогов доминирования и введение термина «злоупотребление рыночной властью». В частности, речь идет о введении в законодательство закрытого списка критериев и видов антиконкуретного поведения компаний, запрещенных независимо от занимаемой доли на рынке. «Это будет своеобразный перечень табу», – поясняет И. Артемьев. Он ссылается на пример стран Евросоюза, в законодательстве которых вообще не предусмотрены пороги доминирования, так что антимонопольные ведомства в каждом конкретном случае доказывают злоупотребление рыночной властью. В ФАС считают, что частичное использование этой традиции полезно и для России. Уже сегодня существуют рынки, где компании, занимающие менее 35 процентов, имеют возможность оказывать негативное влияние на конкуренцию, реализуя дискриминационные практики, создавая препятствия доступу на рынок, так что применение оборотных штрафов в таких случаях оправдано. «Существуют ситуации, когда временный дефицит позволяет компаниям взвинчивать цены в сотни раз, – говорит И. Артемьев. – Мы считаем, что в соответствии с десятой статьей закона «О защите конкуренции», то есть в соответствии с принципом добропорядочности, разумности и соразмерности, компания не должна в этом случае заниматься дискриминацией».

Ужесточая контроль за крупными игроками, антимонопольная служба намерена избавиться от обязанности контролировать множество сравнительно небольших сделок. ФАС предлагает повысить порог концентрации от нынешних 120 до 400 миллионов долларов (для сравнения, антимонопольные органы США контролируют сделки от 100 миллионов долларов). «Таким образом, мы вообще выведем из‑под нашего контроля десятки тысяч сделок, которые не важны для конкуренции», – поясняет глава ФАС, заметивший, что у его ведомства слишком много работы по ловле «крупной рыбы».



Монополисты добиваются поблажек

Более жесткие правила ФАС предлагает внести и в закон «О недрах». Эти поправки устанавливают запрет на участие в аукционах по недрам для компаний, уже владеющих лицензиями более чем на 35 процентов разведанных месторождений, а также исключения из этого запрета.

«Сегодня одному-двум физическим лицам может принадлежать право на разработку 70‑80 процентов национального достояния по конкретному полезному ископаемому», – отмечает глава ФАС. К тому же многие компании набрали массу месторождений в расчете на рост капитализации, не имея ресурсов для их разработки. Ограничения участия в аукционах компаний, владеющих 35 процентами недр, создают возможности для появления на рынке минимум трех игроков, в то время как две компании могут договориться между собой. Таким образом ФАС предлагает обеспечить переток инвестиций на рынке, появление новых инвесторов через покупку-продажу акций компаний. Утверждение поправок в закон не будет иметь обратной силы, подчеркивает И. Артемьев. Отзывать выданные лицензии у компаний никто не собирается, так что новые требования закона «О недрах» будут применяться только при проведении новых аукционов. Компании, не соответствующие требованиям измененной редакции закона, не будут допускаться к аукциону Роснедрами или судом в случае отсутствия решения со стороны ФАС.

Исключение, связанное с высокой капиталоемкостью, будет сделано только для стратегических месторождений. Правда, глава ФАС не исключает, что данная норма в будущем будет распространяться на более крупных игроков на рынке, разрабатывающих стратегические недра. «Пока мы хотим потренироваться на слонах и жирафах», – добавил он. Но будущее поправок к закону о недрах представляется достаточно туманным, и не только потому, что цифра в 35 процентов является дискуссионной и может быть увеличена по предложению законодателя. Представители ФАС признаются, что лоббистских возможностей разрабатывающих эти месторождения компаний хватит на то, чтобы закон никогда не был принят. В наибольшей степени, касается «Газпрома», «Роснефти» и их шельфовых проектов.



«Газпром» поставят под контроль

Если поправки к закону о недрах предусматривают исключения, то в вопросах о недискриминационном доступе к инфраструктуре антимонопольщики не намерены идти на уступки. Разработанный ФАС проект постановления о рамочных правилах недискриминационного доступа уже внесен в правительство. Ожидает решения премьера и проект правил доступа производителей газа к трубо-проводной системе «Газпрома». За создание дискриминационных условий ФАС предлагает наказывать штрафом от 1 до 15 процентов от оборота.

Новые правила обязывают «Газпром» под угрозой штрафа раскрывать необходимую техническую информацию. «Правила призваны определить, что именно является дискриминационными условиями, – говорит Игорь Артемьев. – Потому что, когда в «Газпроме» вам говорят, что один разъем не подходит к другому, то вы это не можете подтвердить никак». В ближайшее время будут сформулированы правила для портов, авиакомпаний, предприятий связи, словом, для всех отраслей, где существуют естественные монополии.

МНЕНИЕ

Как считает Игорь Артемьев, в настоящее время именно органы власти являются главными нарушителями антимонопольного законодательства. «Зачастую органы власти стремятся к административным методам регулирования экономики, горизонтальной экономической интеграции, воссозданию монополий советского типа, хотя все это в конечном счете тормозит экономическое развитие страны, – говорит глава ФАС. – Мы не против создания «национальных чемпионов», но только в тех отраслях, где это оправданно и необходимо для усиления конкурентоспособности России на мировых рынках».

СРО, Газпром, Кабельная арматура, Провод,

ФАС охотится на «слонов» и «жирафов»… Мелкие сделки останутся без вниманияКод PHP" data-description="Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев раскрыл содержание второго антимонопольного пакета законодательных инициатив. Антимонопольщики предлагают «включить» «спящую» статью Уголовного кодекса, предусматривающую до 5 лет лишения свободы за картельные сговоры, и вывести из-под контроля ФАС сравнительно небольшие сделки. Многие из предложенных ФАС мер являются дискуссионными, в частности предложения, предусмат" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/110/8486.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/dad/dad0e3a25966cf5b2cdff86dc2a41228.jpg" >

Похожие Свежие Популярные