16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/43/6133517.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 04 (43) август 2019 года

Зачем нужна стратегия теплоснабжения?

Главное Татьяна Рейтер 674
Зачем нужна стратегия теплоснабжения?

Министерству строительства и ЖКХ России поручено к ноябрю 2019 года представить стратегическую концепцию развития жилищно-коммунального хозяйства в России до 2035 года. Одним из ее подразделов должна стать Стратегия развития теплоснабжения.

Зима опять близко

По словам директора Департамента развития ЖКХ Минстроя РФ Светланы Никоновой, документ полностью формируется в русле принятого кабмином подхода к разработке всех стратегических правительственных документов.

Как уверяет директор Ассоциации «Совет производителей энергии» Дмитрий Вологжанин, в теплоснабжении до сих пор нет внятной стратегии с понятным целеполаганием (в отличие от технологически и экономически подробной стратегии электроэнергетики), а постоянные дискуссии на всех уровнях о том, должна ли отрасль нести социальную ответственность или стать привлекательной для бизнеса, сдерживают ее развитие.

Перспективы и модели развития теплоснабжающей отрасли в стране стали темой круглого стола в рамках РМЭФ-2019 «Стратегия развития теплоснабжения до 2035 года. Пути привлечения инвестиций».

Подробнее на задачах и проблемах при написании будущей стратегии остановилась Светлана Никонова: это и определение целевых показателей развития отрасли, и ее текущего статуса с точки зрения экономики и технологий, сбор и верификация разных данных и многие другие. Любая из этих задач, в свою очередь, требует детализации.

В стратегии придется дать ответы на вопросы по каждому пункту с пониманием способов реализации этих задач: что есть доступность, как обеспечена свобода доступа, чем определяется качество, каким образом реализуется надежность поставок и так далее.

Учитывая, что разработчикам необходимо, прежде всего, получить для начала максимально достоверные исходные данные, работа над первым вариантом стратегии предстоит непростая. Тем более, что до 1 ноября концепцию следует внести в правительство, а дальше обсуждать ее с Минпромторгом, Минфином, а затем – со представителями строительной отрасли, с производителями оборудования, с поставщиками топливных ресурсов, с разработчиками гостов и стандартов.

Попытки создания документа предпринимались и раньше. Так, открыт для обсуждения уже пятый вариант многостраничной стратегии, подготовленной под руководством главы компании, Президента НП «Российское теплоснабжение» Виктора Семенова. «Целью развития отрасли является обеспечение повсеместного качественного и надежного теплоснабжения наиболее экономичным образом», – так обозначили авторы основную задачу еще несколько лет назад, и такой же ее видят разработчики правительственной концепции.


Для начала – о деньгах

Главная проблема в формировании новой стратегии теплоснабжения заключается том, что ей придется учитывать интересы очень многих игроков с абсолютно разнонаправленными интересами. В стране работают 67 тысяч теплоснабжающих предприятий, из которых 11 тысяч – теплосетевых, 11 тысяч – генерирующих, 44 тысячи предприятий, имеющих и генерацию, и сети. Эти данные привел первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков. В общем объеме поставок тепла 20‑25 % составляют крупные компании, как правило, с комбинированной выработкой тепла и энергии, еще 20‑25 % принадлежит муниципалитетам. Оставшаяся доля – большим и малым бизнес-структурам.


Российское теплоснабжение в цифрах:
более 40 %  мирового централизованного производства тепловой энергии
50 000 локальных систем
18 000 предприятий
2 млрд Гкал в год
320 млн тонн условного топлива
5‑3 трлн недофинансирование отрасли



У каждого игрока своя стратегия и свой подход, кто‑то из них финансово самодостаточен, кто‑то – нет, и выработать общую позицию им будет сложно. Если добавить сюда же постоянные регуляторные изменения, разницу в тарифах между регионами, необходимость социальной поддержки населения, то удовлетворить интересы всех продавцов и потребителей тепла кажется задачей более чем невыполнимой.

– У нас сложились два вида теплоснабжения – первый связан с жизнеобеспечением граждан, и государственная политика в их отношении должна быть направлена на то, чтобы обеспечить их нормальными условиями проживания. А есть промышленность, коммерческие предприятия и население, готовое платить за больший комфорт, – предлагает ввести дифференцированный подход к потребителям замначальника Управления перспективного развития и теплового бизнеса ООО «Газпромэнергохолдинг» Аркадий Хараим.

Эксперт полагает, что в интересах первой группы нужно принять базовый стандарт жизнеобеспечения, в соответствии с которым может происходить регулирование тарифов и инвестиционных программ с привлечением тарифных источников и средств бюджета. Вторая группа потребителей должна перейти на прямые договоры с ТСО, и роль государства в этом случае будет ограничена контролем за соблюдением требований нормативных документов.

Такая схема либерализации рынка тепла, в частности, принята в странах ЕС. По мнению Сергея Полянцева, заместителя директора Ассоциации «Совет производителей энергии», именно либерализация сектора теплоснабжения привела к увеличению инвестиций, значительному повышению эффективности систем централизованного теплоснабжения, снижению объемов потребления тепла в результате повышения энергетической эффективности зданий.


Инвестиции в технологии

– Мы вряд ли сможем обеспечить надежность теплоснабжения, если сначала не будет достигнута эффективность, – не соглашается с коллегой заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов. – Нельзя, перекладывая по 2 % тепловых сетей в год, добиться того, чтобы при их 50 %-ной изношенности и сроке службы 25 лет, они пришли через 10 лет в идеальное состояние. Для этого нужно ежегодно менять минимум 4 или 8 % труб, то есть надежность можно обеспечить только вложениями. Причем не только их интенсивностью, но и сменой технологий – переводом потребителей на независимую схему теплоснабжения, установкой АИТП и т. д.

Спикер не исключает, что одним из источников технологического обновления отрасли могут стать повышенные тарифные ставки, но если цены на поставку тепла могут – теоретически – вырасти втрое, то эффективность потребления надо одновременно улучшить в 2‑2,5 раза, чтобы нормализовать состояние отрасли приблизиться его к уровню развитых стран.

– По проектам, которые обсуждаются в городах присутствия компании, мы видим: за 10 лет нашей деятельности возникает понимание, что тариф зависит от того, какую наилучшую технологию в данном конкретном месте теплоснабжения можно потребить, – говорит Александр Вилесов. – Это интересная, сильная идея, которая может через какое‑то время привести в равновесие рынок со всеми его сложными отношениями.

Для реализации этой идеи, в частности, год назад компания подписала соглашение с администрацией Ульяновска об инвестициях в теплоснабжение с переходом на «альтернативную котельную», когда тариф устанавливается исходя из затрат клиента на наилучшую альтернативу обеспечения теплом, и сейчас ведет переговоры с другими городами.

Еще одна задача компании – ввести комплексный учет тепловой энергии, что как раз находится в тренде автоматизации и цифровизации отрасли. Автоматизированный дистанционный учет – это инструмент, который сможет выявить потери эффективности по всей цепочке теплоснабжения и грамотно выстроить приоритеты инвестпрограммы. Кроме того, современный учет – это еще и возможность точно определять размеры и адресность субсидий, необходимых населению при реализации инвестиционных программ ТСО.


Альткотельная, концессии, тарифы

Справедливости ради надо отметить, что первыми на альтернативную котельную перевели город Рубцовск в Алтайском крае специалисты «Сибирской генерирующей компании». Об опыте компании рассказала директор по тарифообразованию Екатерина Косогова:

– Мы взяли на баланс Рубцовск в 2016 году, потому что власть просила спасти город с населением 146 тысяч от замерзания. Половину города снабжала теплом ТЭЦ со 100 %-ным износом оборудования, половину – муниципальная котельная. Оба источника работали в полсилы. Объем теплового рынка города составлял тогда миллиард рублей, при этом долги ТЭЦ – 0,5 млрд, котельной – 300 млн.

Компания переложила муниципальные сети и полностью перевела теплоснабжение города на муниципальную котельную, построив на ее основе практически новую ТЭЦ. Общая стоимость проекта составила более 2 млрд.
– К сожалению, тариф от которого мы «плясали», был настолько низок, что нам пришлось его повышать на 25 %, – поясняет Екатерина Косогова. – Для Рубцовска это много, но тогда жители понимали, что другого выхода у них нет. Что касается стратегии теплоснабжения, то нам кажется, следует для начала определить, кто он – наш потребитель, каковы его реальные доходы, доля оплаты тепловой энергии в общих расходах домохозяйств, сколько из этих домохозяйств уже получают льготы.

Есть население как социальная категория, а есть промышленный потребитель, и сдерживать тарифы всех ради 15‑20 % особо нуждающегося населения, было бы неправильно. Но следует понимать, может ли население платить за реализацию стратегии, потому что в каждом городе своя специфика, свои тарифы и зарплаты. И вот эту ситуацию надо глубоко рассмотреть при формировании стратегии.



Мнение


Дмитрий Вологжанин, директор Ассоциации «Совет производителей энергии»:

Отрасль недофинансирована на 2,5‑3 трлн рублей. Без специальных решений эти суммы сложно привлечь, и проекты сложно реализовать. Как можно применить существующее правовое поле и какие изменения нужны, чтобы теплоснабжение стало привлектельной отраслью?

Светлана Никонова, директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

Согласно поручению Правительства РФ, совместно с участниками рынка мы должны сформировать стратегию развития на ближайшие 15 лет. Нужно понять, какую целевую картину мы видим, обсудить и определить и с потребительской стороны, и с точки зрения поставщиков. Необходимо понимать текущий статус, ресурс объектов, техническую составляющую, экономику. Сейчас достоверной информации нет ни у кого, многие данные собираются различными системами, но нет целостности. Когда мы начинаем верифицировать, многие пласты выпадают.

Аркадий Хараим, заместитель начальника Управления перспективного развития и теплового бизнеса ООО «Газпром энергохолдинг»:

В рамках работы над стратегией предлагается рассмотреть вопрос о разделении двух направлений развития отрасли, принятием факта, что есть теплоснабжение как жизнеобеспечение граждан, а есть коммерческая сфера, промышленное производство – коммерческие объекты. Во второй части власть может отпустить и не оказывать регуляторное давление на энергетиков, контролируя лишь обеспечение условий труда. Что касается первой – должен существовать стандарт жизнеобеспечения, и в соответствии с ним прописана регуляторная нормативно-правовая база, включающая тарифное регулирование.

Александр Вилесов, заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс»:

– Договорный сектор – это 15 % от общего объема отпуска тепла, и ничего кардинального там уже не произойдет. Главное – разобраться с жилым сектором, с городами. Там надо думать о либерализации цен.

Екатерина Косогова, директор по тарифообразованию ООО «Сибирская генерирующая компания»:

Раньше в городе не было горячей воды даже в отопительный период. Мы восстановили горячее водоснабжение и… получили порядка 30 исков с требованием обеспечить ГВС надлежащего качества. Входя в инвестпроекты, нельзя предусмотреть, что потребуют жители, когда у них появляются нормальные условия жизни.

Сергей Есяков, первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике:

Хотелось бы, чтобы стратегия действительно была проработанной, жизненной и решала задачи, которые стоят перед проблемной отраслью и с технологической, и с финансовой, и социальной точек зрения.

Марина Файрушина, советник председателя правления ПАО «Интер РАО» и руководитель проектной команды по формированию раздела «Цифровизация ЖКХ»:

«Цифровая» диспетчерская дает удобство использования, глобализацию, удешевление, конкурентное преимущество. Сейчас же мы видим отсутствие координации, несистемную разработку IT-систем, их дублирование, отсутствие механизмов агрегации информации. В целом необходимы новые правила на рынке ЖКХ.


Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.