Проблема двухставочных тарифов

Недавно в Совете Федерации прошел круглый стол на тему «Перспективы перехода на двуставочные тарифы на тепловую энергию».
Мы попросили Василия Тарасюка, первого заместителя председателя комитета по энергетике Государственной думы, поделиться с «Тепловой энергетикой» своим мнением на этот счет.
– Василий Михайлович, какие все же существуют проблемы или недостатки применения одноставочных тарифов?
– Думаю, что недостатками одноставочных тарифов являются: во‑первых, ярко выраженная сезонность; во‑вторых, «температурная зависимость»; в‑третьих, отрицательная мотивация ресурсоснабжающих организаций к энергосбережению у потребителей и, наконец, отсутствие стимулов к экономической и технологической оптимизации производства тепловой энергии.
В последнее время многие специалисты и руководители активно обсуждают возможность изменения существующего порядка тарифообразования на тепловую энергию и сопутствующие услуги и перехода к так называемым двухставочным тарифам. Тема введения двухставочных (многоставочных) тарифов в сфере теплоснабжения не нова: во многих зарубежных странах двухставочные тарифы широко применяются в расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями.
Основное отличие двухставочного (или двухкомпонентного) тарифа на тепловую энергию и сопутствующие услуги от традиционно применяемого в России одноставочного (или однокомпонентного) тарифа состоит в том, что в случае двухставочного тарифа затраты, формирующие тариф на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающей организацией, распределяются между двумя ставками – ставкой за энергию и ставкой за мощность (нагрузку), относящимися к переменным и постоянным затратам предприятия, соответственно, в то время как при одноставочном тарифе все затраты считаются переменными и относятся на ставку за энергию.
– Каковы преимущества двухставочных тарифов?
– Я бы назвал несколько: снижение издержек энергоснабжающих организаций на содержание резервов тепловых мощностей и источников теплоснабжения; снижение субсидирования населения; адресная субсидия на топливо независимо от его видов; повышение устойчивости финансирования объемов работ по ремонтам и реконструкции; увеличение прогнозируемости финансового результата ресурсоснабжающих компаний; повышение экономической эффективности и финансовой устойчивости энергоснабжающих организаций; то, что доходы энергоснабжающих организаций изменяются в зависимости от температуры наружного воздуха и обеспечивают выполнение всей производственной программы.
Существенное преимущество заключается и в том, что выравнивание финансовых потоков энергоснабжающих организаций происходит за счет «мощностной» ставки (равномерно распределенной по году). Это позволяет гораздо точнее планировать деятельность компании, снижает потребность в привлеченных средствах за счет снижения этой составляющей в тарифах.
Наконец, к преимуществам таких тарифов следует отнести оптимизацию энергетических балансов и высвобождение дополнительных резервов по мощностям; повышение экономической заинтересованности потребителей в совершенствовании средств учета; минимизацию политических рисков от роста цен на газ.
Недостатками введения двухставочных тарифов являются отсутствие практики использования двухставочных тарифов, а также ряд организационных вопросов, которые достаточно просто решаются на уровне организационно-распорядительных документов региональных энергетических комиссий.
К числу основных неразрешенных организационных вопросов следует отнести неурегулированность ряда методических вопросов при расчете и установлении двухставочных тарифов, а также угрозу обвального пересмотра в договорах величин присоединенной нагрузки. Эти проблемы решаются через ограничение возможности пересмотра нагрузки (договорной кампании) временными рамками, позволяющими учитывать корректировку нагрузок в следующем периоде регулирования.
Двухставочные тарифы складываются из двух составляющих: переменной (или привязанной к объему потребления) и фиксированной (или мощностной). В «мощностную» составляющую должны войти все условно-постоянные затраты, не зависящие от объемов производства (заработная плата, аренда и т. д.), то есть все те затраты, которые энергоснабжающая организация несет независимо ни от чего, а в «переменную» составляющую включаются все издержки, прямо зависящие от объемов производства (в первую очередь затраты на топливо). Необходимо отметить, что для достижения положительного эффекта от введения системы двухставочных тарифов указанная система должна быть сквозной для всей технологической цепочки: источник, сеть, потребитель.
Регулирование отношений в области теплоснабжения при отсутствии федерального закона о теплоснабжении осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ, а также ряда подзаконных актов, среди которых следует выделить, прежде всего, постановление правительства РФ от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (в редакции от 7 апреля 2007 года).
Ключевой проблемой правового регулирования, связанной с введением двухставочных тарифов на тепловую энергию и сопутствующие услуги, на мой взгляд, служит определение величины оплачиваемой тепловой нагрузки, соответствующей плате за мощность. Согласно статье 541 Гражданского кодекса, количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В числе других неразрешенных организационных вопросов, связанных с введением двухставочных тарифов, следует выделить: неурегулированность ряда методических аспектов расчета и установления двухставочных тарифов (распределение прибыли между ставками на энергию и мощность; учет перекрестного и/ или бюджетного субсидирования); необходимость определения круга потребителей, для которых переход на двухставочные тарифы является обязательным (решается в зависимости от оснащенности потребителей приборами учета); возможность определения тепловой нагрузки имеющимися приборами учета; возможность применения двухставочных тарифов для потребителей, не оснащенных приборами учета; возможность перехода на двухставочные тарифы при расчетах платежей граждан за коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение); порядок организации расчетов между смежными теплоснабжающими или теплосетевыми организациями, участвующими в процессе теплоснабжения потребителей одного населенного пункта.
Возможный способ решения большинства данных вопросов (при отсутствии нормативно-правовых актов федерального уровня) – разработка и принятие на уровне соответствующего субъекта Федерации или органа местного самоуправления одного или нескольких нормативно-правовых актов, устанавливающих для данного субъекта РФ или муниципалитета порядок расчета, установления и применения двухставочных тарифов на тепловую энергию и сопутствующие услуги.
Подводя итог вышеуказанному, необходимо отметить, что принципиальные проблемы, связанные с введением (установлением) двухставочных тарифов на тепловую энергию и сопутствующие услуги, отсутствуют. Более того, введение системы двухставочных тарифов позволит создать совершенно новые стимулы к повышению эффективности энергопотребления, обеспечит финансовую устойчивость и экономическую эффективность энергокомпаний, повысит надежность энергоснабжения.
В результате мы приходим к парадоксальному выводу: для нормального развития отрасли приборный учет необходим, но при этом установка теплосчетчиков отражается на экономике тепловых компаний и, как следствие, качестве и стабильности предоставления услуг абонентам. Поэтому необходима такая схема тарификации, которая учитывает интересы как потребителей тепловой энергии, так и ее поставщиков.
Расходы любой теплосети можно разделить на две составляющие: переменную, определяемую объемом потребления, и постоянную – затраты на эксплуатацию теплотрасс и поддержание циркуляции теплоносителя.
Логично таким же образом разделить тариф на тепло: плата за фактическое потребление и плата за возможность пользования услугой. В этом и заключается смысл введения двухставочных тарифов. Таким образом, при снижении расхода тепла затраты потребителей и прибыль тепловой компании уменьшаются пропорционально, при этом суммарный бюджет остается сбалансированным.
Здесь нужно заметить, что сегодня применение двухставочных тарифов на тепловую энергию в нашей стране уже практикуется. Например, в Нижнем Новгороде и Челябинске, а в ряде городов Подмосковья она используется уже несколько лет. Однако далеко не везде ее внедрение проходит гладко. Так, в Иванове двухставочный тариф был введен и действовал, но был отменен судом. Формально – из‑за отсутствия нормативной базы, а фактически – вследствие борьбы между высокопоставленными руководителями.
– Какие страны продвинулись в этом направлении?
– Если в России двухставочные тарифы – еще экзотика, то на Западе они используются уже довольно давно. Европейские примеры позволяют оценить эффективность и удобство этой системы оплаты тепла.
Например, в Дании двухставочный тариф используется с начала 1980‑х годов. За четверть века он доказал свою эффективность и позволил оптимизировать системы теплоснабжения в этой стране, сделав ее мировым лидером в области энергосбережения. Постоянная составляющая тарифа обеспечивает стабильный доход теплосетей, не зависящий от погодных условий и объемов потребления.
Переменная часть платежа не менее важна для стабильности теплоснабжения. Чтобы оптимизировать свою работу и более точно планировать бюджеты, тепловые компании собирают статистику потребления и регистрируют существенные изменения расхода тепла по сравнению с нормальным. Это становится возможным благодаря использованию современных приборов учета. Например, вычислитель ультразвукового теплосчетчика MULTICAL® позволяет вести учет в дополнительных регистрах по мощности, температуре в прямом и обратном трубопроводах, расходу теплоносителя, времени суток, благодаря чему поставщик тепла может быстро реагировать на изменение потребностей абонентов.
Еще больше оптимизировать свою работу датским поставщикам энергии позволяет политика единообразия в выборе средств измерений. Использование однотипных приборов учета тепла позволяет минимизировать общую погрешность, упростить процесс обслуживания и поверки теплосчетчиков, а также легко объединить их в сеть диспетчеризации.
– Одним словом, повсеместный переход к оплате тепла по факту его потребления – очевидная необходимость?
– Да, но любые нововведения требуют тщательно продуманного подхода. Применение системы расчетов по показаниям приборов «в лоб» может привести к кризису теплосетей и системы централизованного теплоснабжения в целом. Разумной альтернативой, доказавшей свою эффективность как в России, так и за рубежом, является использование двухставочного тарифа. Однако его эффективное внедрение невозможно без соответствующей нормативно-правовой базы.
-
18.02.2015 11:33:23 К. т. н. Евгений ДУБРОВИН, к. т. н. Игорь ДУБРОВИНЭкологическая безопасность теплоэнергетического комплекса
9909
«Безопасность – свойство объекта при... эксплуатации и в случае нарушения работоспособного состояния не создавать угрозу для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды» (ГОСТ 27.002‑89).
Автоматизация в энергетике
18.02.2015 11:33:20 Венедикт СТРУГАЧЕВУправление тарифами и нагрузкой: французский опыт5964
Редакция газеты не раз обращалась к вопросам формирования тарифов на тепло и электроэнергию в России. А как это происходит в других странах?
Автоматизация в энергетике
18.02.2015 11:33:18 Елена НЕПОМЯЩАЯДецентрализация теплоснабжения – путь к энергосбережению8850
Напомним, что эта тема, поднятая в «ЭПР» № 19 (255), обрела актуальность в связи с разработкой законопроекта «О капитальном ремонте в Санкт-Петербурге» и концепции повышения энергоэффективности системы теплоснабжения.
Автоматизация в энергетике
18.02.2015 11:33:17 Олег ПОТАПОВ, ОАО «ЭНИН»Оптимальная технология использования горючих сланцев4242
По мере возрождения промышленного потенциала России будет изменяться топливный баланс. Вследствие постепенного исчерпания запасов нефти и газа возрастает роль углей и сланцев.
Автоматизация в энергетике
18.02.2015 11:33:14 Яна ЛИСИЦЫНАДля современного теплоснабжения нет нерешаемых задач4656
Отраслевая научно-практическая конференция «Теплоснабжение и когенерация-2014» стала эффективной площадкой для диалога участников отрасли, дискуссии с представителями федеральной власти, обмена идеями, развития делового партнерства и демонстрации успешного опыта.
Автоматизация в энергетике
-
17.12.2019 18:39:09 Ольга МАРИНИЧЕВАЕкатеринбургскую схему теплоснабжения упрекают в «потворстве монополисту»
2023
Участники публичных слушаний в администрации города одобрили проект актуализированной схемы теплоснабжения Екатеринбурга до 2030 года, который будет направлен на утверждение Минэнерго РФ.
Теплоснабжение, Тарифы на теплоэнергию
17.12.2019 18:28:13 Татьяна РЕЙТЕРТепловые насосы против неплатежей в ЖКХ2132
Оценка применения технологии гибридного теплоснабжения МКД на основе тепловых насосов выявила российские регионы и города, которые выиграли бы от этого больше остальных.
Теплоснабжение, Тепловые насосы
17.12.2019 18:15:54 Татьяна РЕЙТЕРОтопительный сезон неоднозначный старт1411
В этом году перед началом отопительного сезона готовность на местах к прохождению осенне-зимнего периода (ОЗП) была оценена очень высоко. Тем не менее при подготовке к новому ОЗП не обошлось без чрезвычайных ситуаций.
17.12.2019 17:53:28Почти юбилей. Российской теплофикации – 95 лет2040
25 ноября 1924 года в дом № 96 по набережной реки Фонтанки поступило тепло от 3‑й Ленинградской ГЭС – с этой даты ведется отсчет теплофикации России.
Тепловая энергетика
09.10.2019 17:29:46 Татьяна РЕЙТЕРЕще один шаг к цифровизации тепловых схем2306
Создана программа автоматической калибровки электронной модели системы теплоснабжения.
Цифровизация, Теплоснабжение
-
16.04.2018 00:12:27 Игорь ПРОХОРОВВозможна ли гравитационная электростанция?
4931
Придуман новый источник энергии: это… гравитационное поле Земли. Добывать энергию из него разработчик предлагает с помощью так называемой гравитационной электростанции (ГРАЭС).
Инновации
03.04.2019Вентиляторы «ВЕЗА» – большой ресурс в тяжёлых условиях4258
ВИР (вентиляторы индустриальные радиальные) — это высоконапорные вентиляторы, разработанные компанией «ВЕЗА» для тяжёлых условий работы в 2007–2016 годах.
03.04.2019 Татьяна РЕЙТЕРЭлектричество из мусора4252
Российские заводы по сжиганию мусора будут продавать полученную электроэнергию по завышенному «зеленому» тарифу, хотя не выглядят «зелеными» в глазах экологов и потребителей.
ТЭС, Экология, Электроэнергия, Электростанция
03.04.2019 Виолетта ВДОВЯКЗабайкальская энергетика с дальневосточной пропиской4206
В этом субъекте Российской Федерации за последние полгода многое изменилось. Решением главы государства Забайкальскому краю был назначен новый руководитель, Александр Осипов (на фото), а регион из Сибирского федерального округа переведен в Дальневосточный.
Энергетические системы
16.12.2018 21:15:58 Татьяна РЕЙТЕРРейтинг эффективности региональных систем теплоснабжения от Минэнерго РФ4175
В 2017‑2018 годах Министерство энергетики России совместно с субъектами Российской Федерации и экспертным сообществом продолжило практику формирования рейтинга эффективности систем теплоснабжения регионов.
Теплоснабжение, Энергоэффективность