16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/2/31.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 02 (02) сентябрь 2012

Проблема двухставочных тарифов

Главное Беседовала Вера ОЛЕЩУК
Проблема двухставочных тарифов

Недавно в Совете Федерации прошел круглый стол на тему «Перспективы перехода на двуставочные тарифы на тепловую энергию».

В настоящее время практически на всей территории Российской Федерации, за небольшим исключением, на тепловую энергию устанавливаются одноставочные тарифы. Основным методом ценообразования является метод «издержки плюс», предполагающий формирование необходимой валовой выручки (включая определенную величину прибыли) под обеспечение планируемого объема производства и передачи энергии.

Мы попросили Василия Тарасюка, первого заместителя председателя комитета по энергетике Государственной думы, поделиться с «Тепловой энергетикой» своим мнением на этот счет.

– Василий Михайлович, какие все же существуют проблемы или недостатки применения одноставочных тарифов?

– Думаю, что недостатками одноставочных тарифов являются: во‑первых, ярко выраженная сезонность; во‑вторых, «температурная зависимость»; в‑третьих, отрицательная мотивация ресурсоснабжающих организаций к энергосбережению у потребителей и, наконец, отсутствие стимулов к экономической и технологической оптимизации производства тепловой энергии.

В последнее время многие специалисты и руководители активно обсуждают возможность изменения существующего порядка тарифообразования на тепловую энергию и сопутствующие услуги и перехода к так называемым двухставочным тарифам. Тема введения двухставочных (многоставочных) тарифов в сфере теплоснабжения не нова: во многих зарубежных странах двухставочные тарифы широко применяются в расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями.

Основное отличие двухставочного (или двухкомпонентного) тарифа на тепловую энергию и сопутствующие услуги от традиционно применяемого в России одноставочного (или однокомпонентного) тарифа состоит в том, что в случае двухставочного тарифа затраты, формирующие тариф на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающей организацией, распределяются между двумя ставками – ставкой за энергию и ставкой за мощность (нагрузку), относящимися к переменным и постоянным затратам предприятия, соответственно, в то время как при одноставочном тарифе все затраты считаются переменными и относятся на ставку за энергию.

– Каковы преимущества двухставочных тарифов?

– Я бы назвал несколько: снижение издержек энергоснабжающих организаций на содержание резервов тепловых мощностей и источников теплоснабжения; снижение субсидирования населения; адресная субсидия на топливо независимо от его видов; повышение устойчивости финансирования объемов работ по ремонтам и реконструкции; увеличение прогнозируемости финансового результата ресурсоснабжающих компаний; повышение экономической эффективности и финансовой устойчивости энергоснабжающих организаций; то, что доходы энергоснабжающих организаций изменяются в зависимости от температуры наружного воздуха и обеспечивают выполнение всей производственной программы.

Существенное преимущество заключается и в том, что выравнивание финансовых потоков энергоснабжающих организаций происходит за счет «мощностной» ставки (равномерно распределенной по году). Это позволяет гораздо точнее планировать деятельность компании, снижает потребность в привлеченных средствах за счет снижения этой составляющей в тарифах.

Наконец, к преимуществам таких тарифов следует отнести оптимизацию энергетических балансов и высвобождение дополнительных резервов по мощностям; повышение экономической заинтересованности потребителей в совершенствовании средств учета; минимизацию политических рисков от роста цен на газ.

Недостатками введения двухставочных тарифов являются отсутствие практики использования двухставочных тарифов, а также ряд организационных вопросов, которые достаточно просто решаются на уровне организационно-распорядительных документов региональных энергетических комиссий.

К числу основных неразрешенных организационных вопросов следует отнести неурегулированность ряда методических вопросов при расчете и установлении двухставочных тарифов, а также угрозу обвального пересмотра в договорах величин присоединенной нагрузки. Эти проблемы решаются через ограничение возможности пересмотра нагрузки (договорной кампании) временными рамками, позволяющими учитывать корректировку нагрузок в следующем периоде регулирования.

Двухставочные тарифы складываются из двух составляющих: переменной (или привязанной к объему потребления) и фиксированной (или мощностной). В «мощностную» составляющую должны войти все условно-постоянные затраты, не зависящие от объемов производства (заработная плата, аренда и т. д.), то есть все те затраты, которые энергоснабжающая организация несет независимо ни от чего, а в «переменную» составляющую включаются все издержки, прямо зависящие от объемов производства (в первую очередь затраты на топливо). Необходимо отметить, что для достижения положительного эффекта от введения системы двухставочных тарифов указанная система должна быть сквозной для всей технологической цепочки: источник, сеть, потребитель.

Регулирование отношений в области теплоснабжения при отсутствии федерального закона о теплоснабжении осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ, а также ряда подзаконных актов, среди которых следует выделить, прежде всего, постановление правительства РФ от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (в редакции от 7 апреля 2007 года).

Ключевой проблемой правового регулирования, связанной с введением двухставочных тарифов на тепловую энергию и сопутствующие услуги, на мой взгляд, служит определение величины оплачиваемой тепловой нагрузки, соответствующей плате за мощность. Согласно статье 541 Гражданского кодекса, количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В числе других неразрешенных организационных вопросов, связанных с введением двухставочных тарифов, следует выделить: неурегулированность ряда методических аспектов расчета и установления двухставочных тарифов (распределение прибыли между ставками на энергию и мощность; учет перекрестного и/ или бюджетного субсидирования); необходимость определения круга потребителей, для которых переход на двухставочные тарифы является обязательным (решается в зависимости от оснащенности потребителей приборами учета); возможность определения тепловой нагрузки имеющимися приборами учета; возможность применения двухставочных тарифов для потребителей, не оснащенных приборами учета; возможность перехода на двухставочные тарифы при расчетах платежей граждан за коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение); порядок организации расчетов между смежными теплоснабжающими или теплосетевыми организациями, участвующими в процессе теплоснабжения потребителей одного населенного пункта.

Возможный способ решения большинства данных вопросов (при отсутствии нормативно-правовых актов федерального уровня) – разработка и принятие на уровне соответствующего субъекта Федерации или органа местного самоуправления одного или нескольких нормативно-правовых актов, устанавливающих для данного субъекта РФ или муниципалитета порядок расчета, установления и применения двухставочных тарифов на тепловую энергию и сопутствующие услуги.

Подводя итог вышеуказанному, необходимо отметить, что принципиальные проблемы, связанные с введением (установлением) двухставочных тарифов на тепловую энергию и сопутствующие услуги, отсутствуют. Более того, введение системы двухставочных тарифов позволит создать совершенно новые стимулы к повышению эффективности энергопотребления, обеспечит финансовую устойчивость и экономическую эффективность энергокомпаний, повысит надежность энергоснабжения.

В результате мы приходим к парадоксальному выводу: для нормального развития отрасли приборный учет необходим, но при этом установка теплосчетчиков отражается на экономике тепловых компаний и, как следствие, качестве и стабильности предоставления услуг абонентам. Поэтому необходима такая схема тарификации, которая учитывает интересы как потребителей тепловой энергии, так и ее поставщиков.

Расходы любой теплосети можно разделить на две составляющие: переменную, определяемую объемом потребления, и постоянную – затраты на эксплуатацию теплотрасс и поддержание циркуляции теплоносителя.

Логично таким же образом разделить тариф на тепло: плата за фактическое потребление и плата за возможность пользования услугой. В этом и заключается смысл введения двухставочных тарифов. Таким образом, при снижении расхода тепла затраты потребителей и прибыль тепловой компании уменьшаются пропорционально, при этом суммарный бюджет остается сбалансированным.

Здесь нужно заметить, что сегодня применение двухставочных тарифов на тепловую энергию в нашей стране уже практикуется. Например, в Нижнем Новгороде и Челябинске, а в ряде городов Подмосковья она используется уже несколько лет. Однако далеко не везде ее внедрение проходит гладко. Так, в Иванове двухставочный тариф был введен и действовал, но был отменен судом. Формально – из‑за отсутствия нормативной базы, а фактически – вследствие борьбы между высокопоставленными руководителями.

– Какие страны продвинулись в этом направлении?

– Если в России двухставочные тарифы – еще экзотика, то на Западе они используются уже довольно давно. Европейские примеры позволяют оценить эффективность и удобство этой системы оплаты тепла.

Например, в Дании двухставочный тариф используется с начала 1980‑х годов. За четверть века он доказал свою эффективность и позволил оптимизировать системы теплоснабжения в этой стране, сделав ее мировым лидером в области энергосбережения. Постоянная составляющая тарифа обеспечивает стабильный доход теплосетей, не зависящий от погодных условий и объемов потребления.

Переменная часть платежа не менее важна для стабильности теплоснабжения. Чтобы оптимизировать свою работу и более точно планировать бюджеты, тепловые компании собирают статистику потребления и регистрируют существенные изменения расхода тепла по сравнению с нормальным. Это становится возможным благодаря использованию современных приборов учета. Например, вычислитель ультразвукового теплосчетчика MULTICAL® позволяет вести учет в дополнительных регистрах по мощности, температуре в прямом и обратном трубопроводах, расходу теплоносителя, времени суток, благодаря чему поставщик тепла может быстро реагировать на изменение потребностей абонентов.

Еще больше оптимизировать свою работу датским поставщикам энергии позволяет политика единообразия в выборе средств измерений. Использование однотипных приборов учета тепла позволяет минимизировать общую погрешность, упростить процесс обслуживания и поверки теплосчетчиков, а также легко объединить их в сеть диспетчеризации.

– Одним словом, повсеместный переход к оплате тепла по факту его потребления – очевидная необходимость?

– Да, но любые нововведения требуют тщательно продуманного подхода. Применение системы расчетов по показаниям приборов «в лоб» может привести к кризису теплосетей и системы централизованного теплоснабжения в целом. Разумной альтернативой, доказавшей свою эффективность как в России, так и за рубежом, является использование двухставочного тарифа. Однако его эффективное внедрение невозможно без соответствующей нормативно-правовой базы.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 02 (02) сентябрь 2012:

  • Централизованное теплоснабжение от биогазовой ТЭЦ в Финляндии
    Централизованное теплоснабжение от биогазовой ТЭЦ в Финляндии

    Финляндия – один из мировых лидеров в области переработки бытовых отходов. Совсем недавно в стране запущена новая ТЭЦ, работающая на биогазе, который производится на месте из твердых бытовых отходов, а затем очищается от примесей. <br>

  • Системы теплоснабжения городов Украины на грани развала
    Системы теплоснабжения городов Украины на грани развала

    На Украине наблюдается массовый развал системы теплоснабжения городов. Об этом сообщил директор Института промышленной экологии к. т.  н. Александр Сигал. <br>

  • И экономия, и охрана природы
    И экономия, и охрана природы

    Энергосбережение – одна из приоритетных задач современной цивилизации. Это связано с дефицитом энергоресурсов, с глобальными экологическими проблемами. Поэтому так важны в нашей современной жизни энергосберегающие технологии. <br>

  • Что объединяет котельную и самолет?
    Что объединяет котельную и самолет?

    <b>Паровой аэроплан Можайского и грузовик НАМИ-012, сельские теплофикационные локомобили ЛПУ-1 и СПУ-100ВИМ… </b> <br> <br>Все эти отечественные инженерные шедевры своего времени объединяют быстроходные паровые машины. <br> <br>Сегодня этот класс тепловых двигателей «перерождается» в современные паровые моторы для мини-ТЭЦ на базе котельных. <br>

  • В якутском Тикси при подготовке к зиме нарушили закон
    В якутском Тикси при подготовке к зиме нарушили закон

    Прокуратура Булунского района Республики Саха (Якутия) выявила нарушения при подготовке к отопительному сезону в поселке Тикси, расположенном на арктическом побережье. <br>