16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/10/140.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01 (10) февраль 2014 года

«Паровозификация» котельных в России путем повышения квалификации энергетиков

Малая и автономная Иван ТРОХИН
«Паровозификация» котельных в России путем повышения квалификации энергетиков

В 2013 году на курсах повышения квалификации при Московском энергетическом институте специалистам по разработке систем теплоснабжения населенных пунктов рассказали, как по‑современному использовать скоростные «паровозы» – высокооборотные поршневые паровые машины – для повышения надежности работы котельных.

А лекцию об этом подготовил… железнодорожник! Автор этих строк не просто так вспомнил о скоростных паровозах, пусть и в переносном смысле, затронув область техники, связанную с высокооборотными поршневыми паровыми машинами. Ведь именно скоростные паровозы дольше всех служили местом работы таких тепловых двигателей. В стационарной энергетике, на автомобильном транспорте и судах их довольно быстро вытеснили двигатели внутреннего сгорания.



«Паровозные» курсы

И вот долгожительствующее скоростное паромашинное «сердце» быстроходных локомотивов прошлого столетия снова оказалось востребованным.

Нужда в нем существует сегодня в российских котельных, о чем на протяжении 2012‑2013 годов уже неоднократно сообщалось автором в газетах «Энергетика и промышленность России» и «Тепловая энергетика», а также – на интернет-портале eprussia.ru.

Разумеется, что базовые положения своего рода «паровозификации» котельных в России должны быть известны специалистам, занимающимся разработкой систем теплоснабжения, в частности, населенных пунктов.

В этом отношении оказалась безусловно полезной организация в период с 21 мая по 25 июня 2013 года Министерством регионального развития России совместно с Национальным исследовательским университетом «Московский энергетический институт» курсов повышения квалификации специалистов органов местного самоуправления в очном и очно-дистанционном форматах.

Обучение по курсу «Основы разработки схем теплоснабжения поселений и городских округов» предусматривалось в рамках программы «Подготовка ответственных за разработку схем теплоснабжения в организациях и учреждениях населенных пунктов Российской Федерации численностью до 500 тысяч человек».

Их организация осуществлялась во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2013 года № ДК-П9–850, о чем сообщается на интернет-сайте http://teplokurs.ru. В упомянутый выше курс обучения по части раздела «Практика применения методических рекомендаций по разработке схем теплоснабжения» входила лекция «Оценка надежности систем теплоснабжения». Ее автор – Сергей Александрович Козлов – ведущий научный сотрудник Центра повышения энергоэффективности ОАО «НИИАС» (Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте ОАО «Российские железные дороги»).

В лекции говорится, в частности, о повышении надежности электроснабжения источников тепловой энергии за счет применения собственных генерирующих мощностей. В качестве последних необычным для теплоэнергетики России выглядит технико-технологическое решение (оно было предложено еще более десяти лет назад В. С. Дубининым) о возможности использования в котельных источников электрической энергии на базе паровых моторов и паропоршневых двигателей как возможных вариантов таких моторов.



Пар и обороты

«Паровозификация» источников тепловой энергии относится к паровым котельным, а водогрейные же стоит переоснащать паровыми котлами и вносить соответствующие изменения в их тепловые схемы, благо ресурс паровых котлов был и остается весьма большим (например, в котельной подмосковного ОАО «Электростальский химико-механический завод» эксплуатируются два паровых котла системы Шухова – Берлина, установленные еще в 1957 году, то есть являющиеся по настоящее время ровесниками эпохи космической эры человечества).

В паровых котельных параллельно либо взамен редукционно-охладительным установкам или дроссель-задвижкам работа паровых моторов – поршневых паровых машин однократного расширения пара и с частотой вращения выходного вала порядка 400‑3000 оборотов в минуту или более – позволяет обеспечивать прямой привод генераторов для производства электрической энергии. Частным случаем паровых моторов могут являться паропоршневые двигатели ряда конструкций, которые разрабатывают специалисты объединенной научной группы «Промтепло­энергетика» Московского авиационного института (МАИ), Всероссийского научно-исследовательского института электрификации сельского хозяйства (Москва) и колледжа космического машиностроения и технологии Финансово-технологической академии (наукоград Королев Московской области) под руководством старшего научного сотрудника кафедры «Теория воздушно-реактивных двигателей» Владимира Сергеевича Дубинина.

Возможность прямого, то есть без мультипликатора или редуктора, привода генератора от парового мотора – очень важное энергоэффективное свойство такого двигателя перед большинством конструкций турбинной техники для когенерации в котельных. Классические поршневые паровые машины таким достоинством тоже не обладали. Вот автор этих строк и уподобил паровые моторы скоростным паровозам. Кстати, говоря об отечественных разработках, быстроходные паровозы (один из них – типа 2‑3‑2‑В – показан на находящемся в общественном достоянии фото В. Г. Абрамова в виде макета из коллекции работ Б. С. Федорова) проектировали в конце 1930‑х годов исходя из 400‑440 оборотов движущих колес (их диаметр был под два метра!) в минуту, что новаторски много для отечественной паровозной техники. Об этом писал Л. Б. Януш в своем 151‑страничном историко-техническом труде «Русские паровозы за 50 лет», выпущенном в 1950 году ленинградским отделением московского издательства «Машгиз». Информация из данной книги может и сегодня оказаться полезной – как раз в деле создания российских паропоршневых двигателей для котельных.



Забытое?

Необходимо заметить, что в лекции не указан источник данных о паровых моторах и паропоршневых двигателях. Однако текст и иллюстрации позволяют однозначно судить о заимствовании информации из статьи «Мини-ТЭЦ с паровыми моторами – реальность XXI века» автора этих строк, опубликованной в № 2 за 2012 год специализированного журнала «Энергосбережение», электронная версия которой доступна в базе данных Государственной информационной системы «Энергоэффективность» (http://gisee.ru ;/ articles / energy-solutions / 27121).

Необычное для нашего времени, но порой еще встречающееся на просторах Родины – радикальное решение проблемы повышения «живучести» котельных при их выходе из строя – это передача функций последних… настоящим паровозам! Оно тоже не упоминается в лекции. Хотя, к примеру, несколько лет назад в Твери советский паровоз из Санкт-Петербурга (!) некоторое время вполне успешно выполнял роль вышедшей из строя в разгар отопительного сезона котельной, пока последнюю восстанавливали. На первом месте тогда стоял вопрос о скорейшем восстановлении теплоснабжения замерзающих городских потребителей, и паровоз позволил оперативно решить проблему, лишний раз доказав высокую надежность такой техники.



Дизель не пройдет!

Если проанализировать содержание обсуждаемой выше лекции, то определенно можно говорить о ее инновационном характере. В ней предлагается весьма экологически эффективное решение проблемы повышения надежности работы котельных, а не традиционное, связанное с локальным загрязнением окружающей среды с помощью резервных дизельных электростанций (явно в России они еще не работают на биотопливе).

Кроме того, резервная дизельная электростанция, если таковая вообще предусмотрена в окрестностях котельной, имеет низкий коэффициент использования, ведь на то она и является резервной. Из-за высокой стоимости дизельного топлива производит она очень дорогую электрическую энергию, пускай даже временно. При этом в случае полного обесточивания котельной от сети централизованного электроснабжения дизель-источник запустится только через определенное время, и хорошо, если автоматически, а не вручную.

Кстати, наличие резервной дизельной электростанции рядом с российскими котельными – явление не такое уж частое. И это радует, но… с экологической точки зрения. А питание котельной от двух независимых источников электроснабжения почему‑то срабатывает сегодня не всегда: то на трансформаторной подстанции «вырубаются» сразу обе секции питающих нагрузку шин, то одна из этих секций может оказаться на ремонте… А вот собственное производство электрической энергии в котельных в когенерационном режиме с использованием паровых моторов может, как думается, способствовать повышению надежности работы котельных на качественно новом для нашей страны техническом уровне.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01 (10) февраль 2014 года:

    << | < 1
  • 1
  • > | >>