16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/10/140.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01 (10) февраль 2014 года

«Паровозификация» котельных в России путем повышения квалификации энергетиков

Малая и автономная Иван ТРОХИН 2868
«Паровозификация» котельных в России путем повышения квалификации энергетиков

В 2013 году на курсах повышения квалификации при Московском энергетическом институте специалистам по разработке систем теплоснабжения населенных пунктов рассказали, как по‑современному использовать скоростные «паровозы» – высокооборотные поршневые паровые машины – для повышения надежности работы котельных.

А лекцию об этом подготовил… железнодорожник! Автор этих строк не просто так вспомнил о скоростных паровозах, пусть и в переносном смысле, затронув область техники, связанную с высокооборотными поршневыми паровыми машинами. Ведь именно скоростные паровозы дольше всех служили местом работы таких тепловых двигателей. В стационарной энергетике, на автомобильном транспорте и судах их довольно быстро вытеснили двигатели внутреннего сгорания.



«Паровозные» курсы

И вот долгожительствующее скоростное паромашинное «сердце» быстроходных локомотивов прошлого столетия снова оказалось востребованным.

Нужда в нем существует сегодня в российских котельных, о чем на протяжении 2012‑2013 годов уже неоднократно сообщалось автором в газетах «Энергетика и промышленность России» и «Тепловая энергетика», а также – на интернет-портале eprussia.ru.

Разумеется, что базовые положения своего рода «паровозификации» котельных в России должны быть известны специалистам, занимающимся разработкой систем теплоснабжения, в частности, населенных пунктов.

В этом отношении оказалась безусловно полезной организация в период с 21 мая по 25 июня 2013 года Министерством регионального развития России совместно с Национальным исследовательским университетом «Московский энергетический институт» курсов повышения квалификации специалистов органов местного самоуправления в очном и очно-дистанционном форматах.

Обучение по курсу «Основы разработки схем теплоснабжения поселений и городских округов» предусматривалось в рамках программы «Подготовка ответственных за разработку схем теплоснабжения в организациях и учреждениях населенных пунктов Российской Федерации численностью до 500 тысяч человек».

Их организация осуществлялась во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2013 года № ДК-П9–850, о чем сообщается на интернет-сайте http://teplokurs.ru. В упомянутый выше курс обучения по части раздела «Практика применения методических рекомендаций по разработке схем теплоснабжения» входила лекция «Оценка надежности систем теплоснабжения». Ее автор – Сергей Александрович Козлов – ведущий научный сотрудник Центра повышения энергоэффективности ОАО «НИИАС» (Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте ОАО «Российские железные дороги»).

В лекции говорится, в частности, о повышении надежности электроснабжения источников тепловой энергии за счет применения собственных генерирующих мощностей. В качестве последних необычным для теплоэнергетики России выглядит технико-технологическое решение (оно было предложено еще более десяти лет назад В. С. Дубининым) о возможности использования в котельных источников электрической энергии на базе паровых моторов и паропоршневых двигателей как возможных вариантов таких моторов.



Пар и обороты

«Паровозификация» источников тепловой энергии относится к паровым котельным, а водогрейные же стоит переоснащать паровыми котлами и вносить соответствующие изменения в их тепловые схемы, благо ресурс паровых котлов был и остается весьма большим (например, в котельной подмосковного ОАО «Электростальский химико-механический завод» эксплуатируются два паровых котла системы Шухова – Берлина, установленные еще в 1957 году, то есть являющиеся по настоящее время ровесниками эпохи космической эры человечества).

В паровых котельных параллельно либо взамен редукционно-охладительным установкам или дроссель-задвижкам работа паровых моторов – поршневых паровых машин однократного расширения пара и с частотой вращения выходного вала порядка 400‑3000 оборотов в минуту или более – позволяет обеспечивать прямой привод генераторов для производства электрической энергии. Частным случаем паровых моторов могут являться паропоршневые двигатели ряда конструкций, которые разрабатывают специалисты объединенной научной группы «Промтепло­энергетика» Московского авиационного института (МАИ), Всероссийского научно-исследовательского института электрификации сельского хозяйства (Москва) и колледжа космического машиностроения и технологии Финансово-технологической академии (наукоград Королев Московской области) под руководством старшего научного сотрудника кафедры «Теория воздушно-реактивных двигателей» Владимира Сергеевича Дубинина.

Возможность прямого, то есть без мультипликатора или редуктора, привода генератора от парового мотора – очень важное энергоэффективное свойство такого двигателя перед большинством конструкций турбинной техники для когенерации в котельных. Классические поршневые паровые машины таким достоинством тоже не обладали. Вот автор этих строк и уподобил паровые моторы скоростным паровозам. Кстати, говоря об отечественных разработках, быстроходные паровозы (один из них – типа 2‑3‑2‑В – показан на находящемся в общественном достоянии фото В. Г. Абрамова в виде макета из коллекции работ Б. С. Федорова) проектировали в конце 1930‑х годов исходя из 400‑440 оборотов движущих колес (их диаметр был под два метра!) в минуту, что новаторски много для отечественной паровозной техники. Об этом писал Л. Б. Януш в своем 151‑страничном историко-техническом труде «Русские паровозы за 50 лет», выпущенном в 1950 году ленинградским отделением московского издательства «Машгиз». Информация из данной книги может и сегодня оказаться полезной – как раз в деле создания российских паропоршневых двигателей для котельных.



Забытое?

Необходимо заметить, что в лекции не указан источник данных о паровых моторах и паропоршневых двигателях. Однако текст и иллюстрации позволяют однозначно судить о заимствовании информации из статьи «Мини-ТЭЦ с паровыми моторами – реальность XXI века» автора этих строк, опубликованной в № 2 за 2012 год специализированного журнала «Энергосбережение», электронная версия которой доступна в базе данных Государственной информационной системы «Энергоэффективность» (http://gisee.ru ;/ articles / energy-solutions / 27121).

Необычное для нашего времени, но порой еще встречающееся на просторах Родины – радикальное решение проблемы повышения «живучести» котельных при их выходе из строя – это передача функций последних… настоящим паровозам! Оно тоже не упоминается в лекции. Хотя, к примеру, несколько лет назад в Твери советский паровоз из Санкт-Петербурга (!) некоторое время вполне успешно выполнял роль вышедшей из строя в разгар отопительного сезона котельной, пока последнюю восстанавливали. На первом месте тогда стоял вопрос о скорейшем восстановлении теплоснабжения замерзающих городских потребителей, и паровоз позволил оперативно решить проблему, лишний раз доказав высокую надежность такой техники.



Дизель не пройдет!

Если проанализировать содержание обсуждаемой выше лекции, то определенно можно говорить о ее инновационном характере. В ней предлагается весьма экологически эффективное решение проблемы повышения надежности работы котельных, а не традиционное, связанное с локальным загрязнением окружающей среды с помощью резервных дизельных электростанций (явно в России они еще не работают на биотопливе).

Кроме того, резервная дизельная электростанция, если таковая вообще предусмотрена в окрестностях котельной, имеет низкий коэффициент использования, ведь на то она и является резервной. Из-за высокой стоимости дизельного топлива производит она очень дорогую электрическую энергию, пускай даже временно. При этом в случае полного обесточивания котельной от сети централизованного электроснабжения дизель-источник запустится только через определенное время, и хорошо, если автоматически, а не вручную.

Кстати, наличие резервной дизельной электростанции рядом с российскими котельными – явление не такое уж частое. И это радует, но… с экологической точки зрения. А питание котельной от двух независимых источников электроснабжения почему‑то срабатывает сегодня не всегда: то на трансформаторной подстанции «вырубаются» сразу обе секции питающих нагрузку шин, то одна из этих секций может оказаться на ремонте… А вот собственное производство электрической энергии в котельных в когенерационном режиме с использованием паровых моторов может, как думается, способствовать повышению надежности работы котельных на качественно новом для нашей страны техническом уровне.

«Паровозификация» котельных в России путем повышения квалификации энергетиковКод PHP" data-description="В 2013 году на курсах повышения квалификации при Московском энергетическом институте специалистам по разработке систем теплоснабжения населенных пунктов рассказали, как по‑современному использовать скоростные «паровозы» – высокооборотные поршневые паровые машины – для повышения надежности работы котельных. " data-url="https://www.eprussia.ru/teploenergetika/10/140.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/10d/10ddc3c4638d545753862ca92dd112e7.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.