16+
Регистрация
РУС ENG

Назад

Спектр мнений

27.09.2019 03:43:55 Подготовили Елена Восканян,Татьяна Рейтер, Ольга Мариничева

Мы рассчитываем, что эта часть спецвыпуска дополнит картину работы сетевого комплекса, полученную благодаря рейтингу. Суть не только в ответах компаний на вопросы, но и в выборе вопросов, на которые они готовы отвечать.

Вопросы

1. Реализации каких мероприятий и программ в области сокращения потерь и повышения энергоэффективности были наиболее эффективны в 2018 году и какие вы планируете развивать в 2019‑2020‑м?

2. Какой размер инвестиций позволил вам добиться положительных результатов?

3. Каков прогноз по окупаемости этих вложений?

4. Методология рейтинга ежегодно дорабатывается специалистами министерства. На ваш взгляд, какие критерии эффективности сетевых компаний сегодня наиболее важны?

5. Что следует усовершенствовать в работе Минэнерго, регулирующих и контролирующих организаций, чтобы улучшить работу сетевых компаний?

6. В докладе министра энергетики Александра Новака, посвященного итогам работы ТЭКа в 2018 году и планам на 2019-й, сказано: «Необходимо ввести на законодательном уровне механизм установления долгосрочных и неизменных тарифных решений в электросетевом комплексе, решить проблему неэффективного использования резервов сетевой мощности, провести пересмотр платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, обеспечить справедливое распределение перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе между потребителями».
Какие практические результаты ваша компания может получить от реальных шагов по решению перечисленных задач в этом году и какие в 2020-м?
(Желательно, отдельно по каждому направлению)

7. В докладе министра ТЭКа также сказано, что принятый в 2018 г. закон о развитии интеллектуального учета электрической энергии «…освободит потребителей от функций по приобретению, установке, обслуживанию и замене счетчиков электрической энергии и возложит эти обязанности на сетевые организации и гарантирующих поставщиков». Как это отразится на работе вашей компании?

8. По словам Александра Новака: «Энергостратегия Российской Федерации на период до 2035 года подлежит актуализации до конца текущего года».
В связи с этим по каким параметрам должна быть актуализирована работа вашей компании?



Алексей ПетуховАлексей Петухов, Заместитель генерального директора по передаче и учету электроэнергии компании «Россети Московский регион» (ПАО «МОЭСК»)

1. По итогам 2018 года потери при передаче электрической энергии составили 8,1 % от отпуска в сеть. Главные достижения в этом направлении были достигнуты благодаря объединению усилий специалистов блока по передаче и учёту электроэнергии и персонала электросетевых филиалов, работающих над уменьшением потерь.

В этом году поставлена задача: величина потерь электроэнергии должна быть не выше 7,85 % от отпуска в сеть. Для этого будем более скрупулезно и локально анализировать балансы электроэнергии и проводить проверки только в тех «очагах» потерь, где эффект будет максимальным.

Для оптимизации работы по снятию показаний уже в прошедшем году мы начали применять мобильный сервис «Цифровой контролер». Предполагаем оснастить весь линейный персонал компании, работающий с потребителями, мобильными устройствами со специальным приложением. В нем будет формироваться маршрутный лист, фиксироваться показания приборов учёта (ПУ), автоматически направляемые в базу данных, и производиться фотофиксация показаний. В текущем году планируем перейти на 100 % съём показаний с использованием мобильных устройств.

2. В рамках инвестиционной программы компания «Россети Московский регион» устанавливает приборы учёта с удалённым сбором данных на границах балансовой принадлежности с потребителями. По статистике, на линиях, оборудованных автоматизированным учётом, потери снижаются до 6‑7 %. На данный момент уже установлено более 170 тысяч.

Согласно Программе перспективного развития систем учёта, принятой в компании, на территории столичного региона за 2019‑2022 годы. появятся более 270 тысяч новых «умных» счётчиков. Планируется, что это позволит сэкономить более 2 миллиардов руб­лей за счёт сокращения издержек на покупку электроэнергии для компенсации потерь.

Для дальнейшего построения интеллектуальной системы учёта (ИСУ) в компании реализуется пилотный проект «Интеллектуальная система учёта с использованием новых способов сбора данных». Речь идёт о разработке и опытной эксплуатации прибора, с помощью которого можно будет выполнять унифицированный сбор данных. Главный элемент нового прибора: универсальный разъём, расположенный в корпусе ПУ, к которому будет подключаться устройство передачи данных. Над проектом трудятся совместно специалисты ПАО «Россети» и компаний-производителей.

Необходимость унификации прибора учёта и коммуникационных модулей вызвана изменениями в технологии передачи данных. Гибкость системы сбора данных ИСУ позволит снизить потери с минимальными издержками в построении и эксплуатации сети.

В компании созданы 8 пилотных площадок, на которых производители тестируют различные технологии передачи данных. Это позволяет оценить уровень опроса приборов учёта, его качества, а также проанализировать затраты для организации ИСУ различной конфигурации.

После утверждения в ПАО «Россети» проекта стандартного корпуса счётчика и разъёма для подключения устройства приёма и передачи данных, соответствующие требования будут применяться ко всем счётчикам, устанавливаемым в компании.

Особое внимание уделяется в компании снижению технических потерь электрической энергии, контролю объёма электроэнергии, расходуемого на собственные нужды. В частности, применяется автоматическое регулирование системы обогрева шкафов наружной установки, а также установка автоматики обогрева и освещения и установка энерго­сберегающих ламп. За период с 2013 года по 2018 год достигнуто снижение расхода электрической энергии на собственные нужды в объеме 42,059 млн кВт-ч, а плановая цифра на 2019 год – 6,43 млн кВт-ч.


Владимир МальцевВладимир Мальцев, Заместитель генерального директора «Росссети Ленэнерго» (ПАО «Ленэнерго») по передаче электроэнергии

1. В «Россети Ленэнерго» советом директоров утверждена Программа снижения потерь электроэнергии на период до 2023 года. Основные направления работы, предусмотренные Программой, включают в себя организационно-технические мероприятия (контрольные снятия показаний приборов учета, выявление безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии, оптимизация режимов работы электросетевого оборудования) и технические мероприятия по установке приборов учета электроэнергии и техническое перевооружение.

2. В соответствие с Программой в 2018 году силами «Россети Ленэнерго» установлено более 8 тыс. интеллектуальных приборов учета, что потребовало вложений порядка 300 млн руб.

В 2019 году работа по внедрению интеллектуальных систем учета электроэнергии продолжена. В рамках инвестиционной программы в ПАО «Ленэнерго» запланировано установить до 2023 года более 195 тыс. интеллектуальных приборов учета, на что потребуется более 8 млрд руб.

Внедрение «умных» счетчиков – важная часть инвестиционной программы «Россети Ленэнерго». Эти приборы дают возможность снижать потери электроэнергии, вызванные недоучетом и несанкционированным присоединением к сетям.

Кроме того, оснащение такими системами удобно и для потребителя: счетчики «Россети Ленэнерго» позволяют снимать информацию о потребленной электроэнергии и направлять данные в сбытовую компанию в автоматическом режиме.

Выполнение мероприятий Программы в 2018 году позволило снизить потери электроэнергии в электрических сетях группы компаний ПАО «Ленэнерго» более чем на 102 миллиона кВт-ч. В процентном выражении уровень потерь составил 11,34 %. В 2019 году планируется снизить уровень потерь до 11,15 %. До 2023 года «Россети Ленэнерго» планируют реализовывать весь комплекс мероприятий, предусмотренных Программой, и снизить потери электроэнергии до 9,53 %.

3. Срок окупаемости мероприятий Программы – не более 10 лет.

7. Закон об интеллектуальном учете электроэнергии» многоплановый. Во-первых, Закон меняет парадигму отношений сетевой организации с потребителями – вместо контрольных функций за состоянием систем учета электроэнергии потребителей сетевая организация будет оказывать услуги по безвозмездному недискриминационному доступу к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета. Интеллектуальный учет – эффективный инструмент для снижения потерь электроэнергии и контроля качества услуг по передаче электроэнергии.

Во-вторых, важно, что средства, сэкономленные на снижении потерь, планируется оставлять сетевым организациям на срок в 10 лет. Это позволит продолжить дальнейшее внедрение интеллектуального учета электроэнергии.


Петр КуручПетр Куруч, Генеральный директор ООО «Кузбасская энергосетевая компания»

1. Наибольший эффект в прошлом году принесли, во‑первых, мероприятия, выполняемые в рамках программ по ремонту и реконструкции электросетей. Во-вторых, автоматизация учета электрической энергии. И наконец, хороший эффект дала замена старых типов электросчетчиков на новые с более высоким классом точности и с улучшенными характеристиками.

2, 3. Размер инвестиций в прошедшие годы равнялся сумме начисленной амортизации и сумме прибыли в пределах тарифных решений. Эти средства направляются на обеспечение качественного и надежного электроснабжения потребителей и снижение потерь. Срок окупаемости вложений лежит в пределах максимального срока полезного использования имущества.

На наш взгляд, целесообразно увеличить объем инвестиций до 50 % от установленных в тарифном решении на весь долгосрочный период регулирования. Это позволит произвести замену силового оборудования и трансформаторов, а также приборов учета электрической энергии.

4. В методологии рейтинга важными, на наш взгляд, можно выделить несколько показателей, в частности: уменьшение доли трансформаторов со сроком службы более 30 лет, увеличение доли провода СИП в электросетях 0.4‑6 (10) кВ и снижение потерь электроэнергии за счет внедрения инновационных технологических решений.

5. Что касается работы мегарегулятора и контролирующих организаций, то на наш взгляд, есть несколько направлений. Так, стоило бы повысить объективность при принятии решений, исключить лоббирование интересов отдельно взятых сетевых компаний, устранить противоречие между нормативно-правовыми актами, уменьшить излишнюю зарегулированность и количество зачастую дублирующих друг друга отчетных форм, разрешить компаниям большую самостоятельность в вопросах развития сетевого хозяйства.

6. Уравнивание тарифов на услуги по передаче электроэнергии в организациях ПАО «ФСК ЕЭС» и ТСО позволило бы снизить финансовую нагрузку на потребителей, которые относятся к малому и среднему предпринимательству и бюджетозависимым организациям. Сегодня они несут на себе весь груз перекрестного субсидирования.

Кроме того, речь идет о частичной отмене или уменьшении льгот по технологическому присоединению потребителей мощностью до 15 и 150 кВт.

На повестке дня и введение долгосрочных и неизменных тарифных решений в электросетевом комплексе с ежегодной индексацией. При этом необходимо одновременно пересмотреть подзаконные акты по нормированию, в том числе – в связи с развитием и внедрением интеллектуального учета электрической энергии.

7. Приобретение, установка и обслуживание интеллектуальных приборов за счет средств сетевых организаций приведет к превышению необходимой валовой выручки ТСО, предусмотренной в тарифе на электроэнергию, с ростом в пределах годовой инфляции минус 1 %. Но пока не приняты необходимые подзаконные акты к закону об интеллектуальном учете, оценить непосредственное влияние закона на работу ТСО проблематично. Учитывая приближение сроков тарифного регулирования на 2020-й и последующие годы, необходимо ускорить принятие этих актов.

8. На наш взгляд, актуализации подвергнутся параметры надежности и качества электрической энергии, передаваемой потребителям.


Вячеслав КулиевВячеслав Кулиев, Заместитель генерального директора по реализации и развитию услуг «Россети Волга» (ПАО «МРСК Волги»)

1. Самый эффективный инструмент, позволяющий осуществлять снижение потерь электроэнергии в сетях компании – внедрение интеллектуальных систем учета, ставшее возможным благодаря практике энергосервисных контрактов. Компания планирует развивать это направление в рамках концепции «Цифровая трансформация 2030».

Развитие интеллектуальной системы учета электроэнергии на розничном рынке электроэнергии ежегодно включается в инвестиционную программу Общества.

В 2018 году нам удалось достичь снижения потерь в размере 1,14 млн кВт-ч. Кроме того, в 2016 году филиалом ПАО «МРСК Волги» – «Ульяновские РС» был заключен энергосервисный контракт, благодаря которому к 2019 году проведены мероприятия, позволившие снизить потери электроэнергии в сетях Филиала на 90,22 млн кВт-ч.

В 2018 году также заключены энергосервисные контракты в филиалах ПАО «МРСК Волги» «Пензаэнерго» и «Оренбургэнерго», в соответствии с которыми в 2019 году проводятся мероприятия по развитию учета электроэнергии. Ожидаемый эффект по снижению потерь во втором полугодии 2019 года и в 2020 году – 18,99 млн кВт-ч.

В 2019 году заключены договоры на оказание услуг по снижению потерь в филиалах ПАО «МРСК Волги»: «Саратовские РС», «Самарские РС», «Ульяновские РС», «Пензаэнерго», «Мордовэнерго» и «Чувашэнерго». Выполнение мероприятий по данным договорам планируется в 3-м квартале 2019 года. Ожидаем снижение потерь начиная с 4-го квартала 2019 года, объем снижения потерь в 2019‑2020 годах запланирован в размере 131,96 миллионов кВт-ч.

2, 3. Что касается инвестиций и их окупаемости, то энергосервисный контракт и договор на оказание услуг по снижению потерь позволяет инвесторам возмещать затраты за счет средств, получаемых от внедрения энергосберегающих технологий. Срок действия данных договоров определяется временем, в течение которого будет достигнут плановый размер экономии в натуральном выражении и суммарный размер платежей со стороны Общества станет равным цене договора. Однако время действия договора не может быть более 8 лет.

Всего стоимость договоров, заключенных в 2018‑2019 годах, составляет 4,141 миллиардов рублей, единовременный размер экономии электроэнергии в рамках этих договоров должен составить не менее 153,37 миллионов кВт-ч.

8. В 2019 году ПАО «МРСК Волги» утверждена дорожная карта реализации концепции «Цифровая трансформация 2030», направленная на внедрение интеллектуальных систем управления на базе цифровых технологий, что отвечает ориентирам развития энергетического сектора, предусмотренным Энергетической стратегией РФ.


Александр ПилюгинАлександр Пилюгин, Первый замгенерального директора – главный инженер «Россети Центр» – управляющей организации «Россети Центр и Приволжье»

1. У нас разработана программа по снижению потерь, она имеет много различных мероприятий и подпрограмм. Одно из основных – оснащение интеллектуальными приборами учета. Причем если раньше мы занимались просто оснащением интеллектуальными приборами учета конкретных точек поставки, то сейчас строим целые интеллектуальные системы в рамках реализации концепции цифровой трансформации компании. Все «умные» приборы увязаны в единую систему, совмещенную с системой оперативного управления электросетевым комплексом, и учитывают не только потребленную электроэнергию, но и отслеживают параметры качества электроэнергии, различные отклонения. Все это влияет на оптимальное, рациональное использование электроэнергии, ее транспортировку не только с минимальными потерями, но и с контролем качества и бесперебойности подачи.

Традиционно большой комплекс мероприятий связан с переустройством бизнес-процессов транспорта электроэнергии с учетом использования современных технологий. На сегодняшний день в нашей компании работают не просто монтеры или контролеры по учету, а люди, обладающие компетенциями IT- специалистов, работающие с интеллектуальными устройствами.

2. Мы серьезно относимся к вопросу инвестирования, поскольку понимаем, что в дальнейшем это может отразиться на конечном тарифе. Поэтому наша задача не просто увеличивать размер привлекаемых инвестиций, а делать вложения в реализацию мероприятий, которые дают возможность получить дополнительные средства. Эти средства мы можем направить на новые эффективные программы и мероприятия.

3. Срок окупаемости всех наших проектов в пределах десяти лет. Самые эффективные из них – мероприятия по снижению потерь, окупаются быстрее, за три-пять лет.

4. Президент поставил перед нами задачу – ежегодное снижение затрат на собственное обеспечение при обеспечении качественного надежного электроснабжения. Наиболее правильный критерий – обеспечение качественной услуги с минимальными затратами на это обеспечение. На мой взгляд, необходимо поддерживать баланс между эффективностью и повышением надежности. В то же время эти направления поддерживают друг друга с серьезным синергетическим эффектом в деле обеспечения энергией конечного потребителя. В этой связи хотелось бы, чтобы методология рейтинга учитывала не просто снижение затрат или получение эффекта от снижения энергоемкости при транспортировке энергии по сетям, но и повышение качества и надежности снабжения потребителя.


Алексей СолдатенкоАлексей Солдатенко, Генеральный директор АО «Тюменьэнерго» («Россети Тюмень»)

6. Практические результаты решения названных задач в электросетевом комплексе прежде всего получат потребители за счет справедливого распределения расходов на оплату услуг регулируемых организаций.
Установление долгосрочных и неизменных тарифных решений позволит компании расширить горизонт планирования на основе понятных цен (тарифов), увеличить срок и удешевить стоимость привлечения внешнего капитала за счет повышения гарантий его возврата для кредиторов и инвесторов, проводить эффективную политику по совершенствованию электросетевого комплекса, в том числе решая задачи по построению и совершенствованию цифровой сети.

Решение проблемы неэффективного использования резервов сетевой мощности принесет положительный эффект для ТСО. Введение платы за резервируемую мощность стимулирует потребителей отказываться от избыточной (неиспользуемой) мощности и, как следствие, позволит ТСО распределить эту мощность между другими потребителями и получать доход.

Отмечу, что основные потребители «Россети Тюмень» – крупные компании по добыче и транспорту углеводородного сырья. Эти потребители, как правило, – единственные на центре питания и в полном объеме зарезервировали максимальную мощность. Такие электросетевые объекты удалены от крупных населенных пунктов и прочих потребителей и в случае отказа от мощности (как полностью, так и частично), у сетевой организации возникнет невостребованный другими потребителями профицит мощности.

Пересмотр размера платы за льготное технологическое присоединение к электрическим сетям позволит снизить темп прироста тарифа на услуги по передаче электроэнергии вследствие снижения объема выпадающих доходов ТСО от льготного технологического присоединения.

Справедливое распределение «перекрестки» в электросетевом комплексе позволит перенести часть социальной нагрузки на потребителей, присоединенных к электросети на уровне 220 кВ и выше, которые не несут ее в настоящее время, и снизить соответствующую нагрузку в тарифах на услуги по передаче электрической энергии для остальных потребителей в регионе, в том числе бюджетных и субъектов МСП.


Виктор КрыловВиктор Крылов, Руководитель департамента программных разработок компании «С-Плюс», Госкорпорация «Росатом»

1. Надо отметить пилотный проект по организации единого информационного центра, реализуемый на территории Тверской области. Он должен решить в рознице задачи, которые на оптовом рынке решает Системный оператор как арбитр в конфликтных ситуациях. Учитывая, что разногласия потребителей, сетевых и сбытовых компаний на таком глобальном рынке неизбежны, необходим механизм для их безболезненного и быстрого разрешения.

Таким механизмом и будет единый центр по сбору информации о потреблении электроэнергии в режиме реального времени с использованием возможностей облачного хранения информации (интеллектуальная система учета энергоресурсов).

Реализация проекта позволит участникам розничного рынка исключить разночтения в расчетах между собой и передавать в автоматическом режиме показания приборов учета. Плюс к этому снизится количество несанкционированных подключений и повысится надежность электроснабжения потребителей.

Обобщая, можно сказать, что интеллектуальная системам учета дает нам возможность видеть полную картину сетевой инфраструктуры в режиме реального времени и в разы эффективнее, чем раньше локализовать и устранять проблемы в сети.

Для конкретного конечного потребителя эта система открывает доступ к использованию онлайн-сервисов.
Если говорить о проекте с точки зрения снижения потерь и повышения энергоэффективности сетевой инфраструктуры, то факт финансирования проекта с использованием энергосервисного контракта говорит сам за себя.