16+
Регистрация
РУС ENG

Назад

Сравнительный анализ – эффективный инструмент для мотивации компаний

02.10.2017 08:50:43 Беседовала Елена Восканян
Сравнительный анализ – эффективный инструмент для мотивации компаний

Накануне анонсирования рейтинга на Международном форуме «Российская энергетическая неделя» мы обсудили с Директором Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Павлом Сниккарсом значение и влияние на сектор этой масштабной работы.

– Какие цели сегодня стоят перед Министерством в области сокращения потерь и повышения энергоэффективности электросетевых компаний?

– Начнем с глобальной цели, поставленной Президентом страны – к 2020 году энергоемкость ВВП необходимо снизить на 40 % от уровня 2007 года (13,5 % – за счет технологических факторов, а 26,5 % – за счет структурных изменений в экономике).

В настоящее время, по оценкам экспертов, потенциал снижения энергоемкости в ТЭКе существенный, около 40 %. В электросетевых компаниях основной потенциал заложен в снижении потерь при передаче электроэнергии. В целом, потери в сетях составляют около процента суммарного потребления вообще всех топливно-энергетических ресурсов в стране. Мы ожидаем, что за 2017‑2020 гг. ежегодная экономия электроэнергии на потерях в сетях благодаря мерам по повышению энергоэффективности составит 10 млрд кВт*ч.

– Чем полезен рейтинг для достижения данной цели?

– Мы рассматриваем рейтинг как инструмент стимулирования электросетевых компаний к максимально полной реализации потенциала энергосбережения и дальнейшему снижению энергоемкости ТЭКа.

– Наибольший вес в интегральном рейтинге – у индекса «Снижение потерь». Как вы считаете, является ли этот показатель ключевым для повышения энергетической эффективности электросетевых компаний?

– С технической точки зрения основным показателем эффективности деятельности ТСО по передаче электроэнергии является уровень потерь в ее сетях. Ежегодно компании разрабатывают комплекс мероприятий, направленных на снижение потерь, – речь идет не только об организационных и технических мероприятиях, но и мероприятиях по совершенствованию систем коммерческого и технического учета. Сами компании понимают: снижение уровня потерь является основной мерой повышения эффективности их деятельности.

– Какие еще инструменты использует регулятор для стимулирования компаний к снижению потерь?

– Нужно понимать, что услуги по передаче электроэнергии – регулируемый вид деятельности. Тарифы на эти услуги устанавливаются, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, в них же включаются и расходы на оплату потерь. В 2014 году мы перешли на новую методику нормирования потерь, которая повысила прозрачность процесса.

Нормирование осуществляется на основе сравнительного анализа, который позволяет выявить лучшие практики для групп компаний схожих по ряду признаков. Таким образом, норматив определяет целевой показатель, достижение которого говорит об эффектиности работы ТСО.

– Корректно ли оценивать работу компаний в области сокращения потерь, основываясь только на отклонении от норматива?

– Норматив определяется, исходя из ряда специфических факторов: фактических потерь, количества оборудования на каждом уровне напряжения и т. д. Такой подход позволяет определить нормативный уровень потерь по каждому классу напряжения для конкретной ТСО.

Методика рейтинга построена таким образом, что дает возможность сравнивать не сами потери, а отклонение их фактического уровня от нормативного, отслеживать динамику подобного отклонения год к году.

При этом на каждом уровне напряжения компании объединены в группы в зависимости от параметров и масштаба организаций, что позволяет сравнивать их между собой. Другими словами, норматив помогает привести компании к «единому знаменателю», а отклонение потерь от уровня норматива становится определенным индикатором, который показывает потенциал их снижения

– Сейчас ведется работа по внесению изменений в Приказ Минэнерго (№ 674), который регламентирует нормирование потерь. С чем это связано? О каких изменениях идет речь?

– По итогам применения нормативов потерь поступили предложения от регуляторов и ТСО об изменении методики. Эти данные частично легли в основу доработки документа, в частности, изменены параметры формирования групп ТСО для повышения их однородности. С учетом изменений методики мы провели сравнительный анализ потерь за 2016 год и определили новые нормативы. Проект приказа опубликован на официальном портале раскрытия информации – мы заинтересованы сделать эту работу максимально прозрачной. Утверждаемые нормативы потерь позволят определить для ТСО целевые значения по уровню потерь на следующий период регулирования и разработать мероприятия по их сокращению.

– Несмотря на наличие такого инструмента, как норматив, который учитывает комплекс параметров, индекс «Сокращения потерь» дополнен новыми показателями. Почему?

– Чтобы провести в компании эффективную работу в области снижения потерь, прежде всего, необходимо определить «очаги» этих потерь, иначе даже самые передовые и эффективные методы и технологии не дадут должного эффекта, а тарифные средства будут израсходованы. Наверное, единственным эффективным способом определения «очагов» потерь является установка приборов технического и коммерческого учета, в том числе приборов учета (ПУ) с удаленным сбором показаний. Они позволяют отслеживать потребление энергии в режиме реального времени и на основании этих данных формировать мероприятия по снижению потерь.

Таким образом, индекс потерь наряду с уровнем отклонения фактических потерь от нормативных и динамикой снижения этого отклонения дополнен показателями: о количестве точек поставки, необорудованных ПУ, и о количестве ПУ, включенных в интеллектуальную систему сбора данных.

– Первый рейтинг сетевых компаний был представлен около полугода назад. Каким вы видите результат публикации и обсуждения его итогов?

– Прошлый рейтинг вызвал широкий общественный резонанс, не обошлось без критики со стороны компаний. Разумные идеи были услышаны и учтены при составлении нового рейтинга. Думаю, после презентации будет вторая волна общественного резонанса. Однако, на мой взгляд, главным результатом нашей работы является то, что некоторые компании уже сейчас спрашивают нас: что сделать, чтобы улучшить показатели в рейтинге?

– Не получится ли так, что в следующем году будут добавлены какие‑то новые критерии?

– Я считаю, методология не должна обновляться чаще, чем раз в два-три года. Иначе не будет возможности сопоставлять данные и объективно оценивать динамику компаний, и каждый раз будет задаваться вопрос – почему у компании изменилось место в рейтинге: может быть, она предоставила какие‑то новые данные, а может быть, продуктивно поработала над ошибками? На мой взгляд, важнее и полезнее повысить качество собираемых для анализа данных и проведение их серьезной верификации.

Для компаний действительно важно, чтобы их усилия отражались в рейтинге. Другое дело, что не все умеют грамотно презентовать свои успехи. Мы столкнулись с этим при составлении рейтинга: некоторые компании, увидев себя в числе аутсайдеров, искренне удивляются, почему они находятся внизу рейтинга, ведь работу в этом направлении проводят большую, достигли определенных показателей, но почему‑то представили это поверхностно.

– В некоторых сетевых компаниях работа по снижению потерь идет плохо. Как на это будет реагировать Минэнерго? Возможно, ведомство выйдет с запросами на эти компании или привлечет специальные комиссии, которые будут разбираться в причинах недоработки в части снижения потерь?

– Полагаю, нам не придется прибегать к таким мерам. В этом плане рейтинг —эффективный инструмент для мотивации компаний: он отражает работу определенного блока сетевой компании, у которой есть система KPI (ключевых показателей эффективности). Когда генеральный директор увидит, что его блок, отвечающий за снижение потерь, признан одним из лидеров, он с большой долей вероятности будет мотивировать и стимулировать сотрудников работать еще лучше. С другой стороны, нередко компании замыкаются на собственной деятельности, не интересуются тем, что происходит у конкурентов. Допустим, приходит к генеральному директору такой компании специалист, ответственный за потери, и он, скорее всего, расскажет о своих «героических» успехах, которые по факту не всегда являются таковыми.

Однако теперь у руководства электросетевых компаний появляется инструмент объективного бенчмаркинга своей компании по важнейшим показателям деятельности. Наш рейтинг показывает реальные результаты деятельности компаний в области энергосбережения, и те, кто работает по снижению потерь откровенно плохо, наказывают сами себя: при тарифном регулировании они понесут убытки.

– Компании, занявшие лидирующие позиции, действительно лучшие из лучших или у них тоже есть недоработки?

– Даже лидерам есть куда стремиться. Однако те, кто вошел в число лучших, на самом деле проводят большую работу в области энергосбережения, их успехи постоянно на слуху, а данные, из которых складывался рейтинг, только подтвердили это.

03 2.jpg