16+
Регистрация
РУС ENG

Рекорды, гуд бай

12.10.2007 RBCdaily Зенке Иверсен

Нефтяным концернам придется распрощаться со сверхприбылями

Chevron стал уже четвертым нефтяным концерном, проинформировавшим своих акционеров за последние две недели о растущих расходах и падающих прибылях. Недавно с аналогичным сообщением выступил его американский конкурент ConocoPhillips, его примеру последовал Marathon Oil. А глава британского BP Тони Хейуорд предупредил, что результаты следующего квартала будут выглядеть ужасно. При этом BP заметно отстает от конкурентов — ExxonMobil, Shell и Total, чьи прибыли от нефтепереработки существенно выше, чем у британского концерна.

Chevron, третий по величине нефтяной концерн в мире, сообщил о «значительном сокращении прибыли». Руководство концерна предполагает, что прибыль во втором квартале этого финансового года будет намного ниже рекордных 5,4 млрд долл. предыдущего квартала. Причиной этого является снижение рентабельности направления по нефтепереработке. Аналитики отрасли подтверждают высказывания Chevron. По данным Международного энергетического агентства, маржи нефтепереработки заметно понизились во всем мире, а особенно в американских районах нефтедобычи, где Chevron наиболее активен.

Эксперты полагают, что в развитии отрасли наступил перелом. «Время рекордных прибылей прошло», — говорит Фейдел Гейт, аналитик по нефти из инвестиционного банка Oppenheimer & Co. Концерны в третьем квартале потерпели неудачу в направлении нефтепереработки, поскольку они покупали нефть по слишком высоким ценам, но не смогли компенсировать эти расходы. Другие факторы также негативно отразились на развитии отрасли. Рост цен на сталь, повышение требований поставщиков, простои буровых установок и специальных кораблей, нехватка инженеров заставили компании вести ценовую войну.

Нефтеперерабатывающие заводы уже давно испытывают проблемы. «Маржа уже в 2002 году была низкой, и многие предприятия работали в убыток», — говорит Тибо Поншон из рейтингового агентства Moody’s. Многие концерны были вынуждены из-за этого приостановить производство или продать заводы. После этого ситуация изменилась. Рост спроса на нефтепродукты и нехватка мощностей привели к высоким маржам. Концерны долго не решались строить новые или модернизировать старые нефтеперерабатывающие заводы, поскольку такие проекты требуют миллиардных инвестиций и реализуются годами. «Компании опасались вкладывать большие деньги и создавать избыточные мощности, которые потом негативно отразятся на ценах и марже», — полагает г-н Поншон.

Тем временем начался новый инвестиционный цикл. Shell недавно объявил о намерении совместно с государственным концерном Saudi Aramco инвестировать 7 млрд долл. в реконструкцию нефтеперерабатывающего завода в Порт-Артуре (штат Техас). «Сейчас в мире строится столько мощностей для нефтепереработки, что маржа падает», — говорит Роб Раутс, директор по нефтепереработке Shell. По его словам, с этой проблемой могут справиться только компании, владеющие очень крупными заводами.

Основанием для инвестиций Shell является в том числе тот факт, что даже цена на нефть, равная 80 долл. за баррель, не снизит спрос. Г-н Раутс, работающий в Shell с 1971 года, не боится, что у клиентов возникнет шоковая реакция на высокие цены. «Если бы меня спросили, повлияет ли цена в 80 долл. на потребителей, я бы ответил: «Конечно!» Но она не повлияла», — говорит Роб Раутс. Недавний опрос Shell, проведенный в 11 странах, в котором участвовали 3300 человек, показал, что 60% автомобилистов никогда даже не пытались уменьшить потребление бензина.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку