16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

«ЛУКОЙЛ» прорвал финский фронт

24.03.2005 RBCdaily Дмитрий Коптюбенко

Нефтяная компания купила сеть из более чем 400 АЗС и колонок по продаже дизельного топлива в Финляндии

На этой неделе «ЛУКОЙЛ» получил единоличный контроль над финскими компаниями Oy Teboil Ab и Suomen Petrooli Oy – владельцами крупной сети АЗС и колонок по продаже дизельного топлива. Сумма сделки составила 160 млн долл. По данным RBC daily, продавцом активов могли стать структуры, близкие к депутату Госдумы Сулейману Керимову. Несмотря на то что на новом рынке «ЛУКОЙЛ» столкнется с усиленной конкуренцией, эксперты приветствуют эту покупку и считают ее знаковой для компании. До последнего времени «ЛУКОЙЛ» активно расширял свою сбытовую сеть в Восточной Европе (только на этой неделе компания купила 15 АЗС в Венгрии), но не решался попробовать свои силы на более развитых рынках западноевропейских и скандинавских стран. Специалисты не исключают, что в Финляндии нефтяники не станут ограничиваться продажей топлива и в ближайшее время попытаются заняться там и переработкой нефти, которую будут поставлять со своих терминалов в Варандее и Высоцке.

Suomen Petrooli Oy и Oy Teboil Ab – крупные участники финского топливного рынка (Teboil является второй по величине среди финских компаний, торгующих нефтепродуктами). Основу их деятельности составляют управление сетью из 289 АЗС и 132 Д-точек (отдельно стоящие наземные емкости и колонки по продаже дизельного топлива), оптовая продажа нефтепродуктов, а также производство и продажа масел. В свое время обе компании принадлежали советскому «Союзнефтеэкспорту». В начале 90-х гг. «Союзнефтеэкспорт» был преобразован в ОАО «Нафта-Москва» и, по некоторым данным, попал под контроль депутата Госдумы Сулеймана Керимова. В 2002 г. акции Teboil и Suomen Petrooli были внесены собственником в уставной капитал сбытовой компании «ФинРусОйл», созданной на паритетных началах «Нафта-Москвой» и швейцарской компанией Swiru Holding AG. К моменту заключения сделки с «ЛУКОЙЛом» непосредственным собственником обеих компаний числилась зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания TB Capital, однако, скорее всего, контроль над ними оставался у Сулеймана Керимова.

О своем интересе к финским заправщикам «ЛУКОЙЛ» заявил более месяца назад, и с тех пор компания ожидала разрешения на покупку от Еврокомиссии. На прошлой неделе она дала «добро» на сделку, и уже вчера Suomen Petrooli Oy и Oy Teboil Ab перешли в собственность российской компании. Как сообщили RBC daily в пресс-службе «ЛУКОЙЛа», сумма сделки составила 120 млн евро (160 млн долл.). По мнению экспертов, эта цена является вполне приемлемой, учитывая, что на финских активах могут оставаться долги. «Наш прогноз цены покупки находился в районе 130-170 млн долл., поэтому эта новость является нейтральной», – сказал RBC daily аналитик ИК «Русские инвесторы» Андрей Громадин.

Представители «ЛУКОЙЛа» объясняют причину покупки компаний желанием выйти на местный розничный рынок нефтепродуктов. «Компания намерена получить дополнительную прибыль от поставок в Финляндию экологичного дизельного топлива EN-590 с низким содержанием серы (10 ppm), производимого на новой установке гидрокрекинга Пермского НПЗ. Мощности Oy Teboil Ab и Suomen Petrooli Oy на финском рынке печного топлива также позволят «ЛУКОЙЛу» рассчитывать на дополнительный экспорт мазута и газойля с российских НПЗ компании», – говорится в сообщении «ЛУКОЙЛа». Специалисты считают, что близость Финляндии к России будет играть на руку нефтяникам. «"ЛУКОЙЛу" будет просто уладить вопросы с логистикой из-за близости Финляндии к России», – сказала RBC daily аналитик ИК «ФИНАМ» Мария Радина. «У «ЛУКОЙЛа» есть терминалы в Варандее и Высоцке, через которые пока экспортируется нефть, но в будущем могут идти и нефтепродукты. Через них компания может наладить поставки в Финляндию», – соглашается с ней Андрей Громадин.

Эксперты полагают, что, несмотря на серьезную конкуренцию на топливном рынке Скандинавии, «ЛУКОЙЛ» не прогадал со сделкой. По мнению Марии Радиной, топливный рынок Финляндии нельзя назвать крупным, но приобретение «ЛУКОЙЛа» является знаковым, поскольку это первый шаг компании к тому, чтобы выйти на развитые рынки стран Евросоюза. Если не считать приобретения компанией большой сети АЗС в США, до сих пор она предпочитала развивать свой сбыт за пределами России и СНГ только в Восточной Европе. К примеру, на этой неделе стало известно, что дочернее предприятие «ЛУКОЙЛа» в Венгрии приобрело 15 АЗС австрийской компании АВА, доведя общее число собственных заправок в этой стране до 26 единиц (чуть более 3% доли розничного рынка Венгрии). Примечательно, что начиная с апреля 2005 г. нефтепродукты на АЗС «ЛУКОЙЛа» в Венгрии будут поставляться с румынского нефтеперерабатывающего завода «Петротел-ЛУКОЙЛ».

Не исключено, что в Финляндии «ЛУКОЙЛ» предпочтет избрать ту же тактику, что и в Восточной Европе, и постарается организовать на месте не только сбыт нефтепродуктов, но и переработку нефти. Компания может договориться с финской Fortum (партнер «ЛУКОЙЛа» в нефтедобывающем предприятии «СеверТЭК») о поставках своей нефти на НПЗ Fortum в финском Поорво. А по мнению Андрея Громадина, «ЛУКОЙЛ» вряд ли остановится на приобретении автозаправок и попытается купить в Северной Европе нефтеперерабатывающие мощности. «Видимо, до сих пор у компании не было такой возможности, поэтому она для начала решила купить заправки», – говорит он.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку