16+
Регистрация
РУС ENG

«Вайншток умеет убеждать»

20.09.2007 Время новостей Анна ГОРШКОВА

Акционеры КТК решились на реструктуризацию долгов ради расширения трубы

Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума на состоявшемся вчера внеочередном собрании решили повысить с 1 октября тариф на прокачку нефти с 30,24 до 38 долл. за тонну и снизить процентную ставку по займам КТК с 12,66 до 6% годовых. В ответ российская сторона, как сообщает Интерфакс со ссылкой на источник, пообещала, что «документ о расширении мощности трубопровода будет подписан до конца 2008 года». В «Транснефти», правда, подчеркивают, что Россия по-прежнему связывает увеличение пропускной способности нефтепровода КТК от казахского месторождения «Тенгиз» до порта Новороссийск со строительством другого нефтепровода -- Бургас--Александруполис. Поскольку этот европейский проект находится пока только на стадии подготовки документации, расширение КТК может оказаться весьма далекой перспективой. В «Транснефти» вчера подчеркивали, что довольны результатами, ведь акционеры КТК одобрили все предложения российской монополии, которые она вынесла на рассмотрение собрания еще в июле.

Каспийский трубопроводный консорциум представляет своего рода частно-государственную структуру: одна половина ее принадлежит России (24%), Казахстану (19%) и Оману (7%), а другая -- частным нефтяным компаниям -- Chevron (15%), LUKARCO (12,5%), Rosneft Shell (7,5%), Mobil (7,5%), Agip (2%), BG (2%), Kazakhstan Pipeline Ventures (1,75%) и Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%). Согласно уставу консорциум может привлекать заемные средства на строительство трубы только у компаний-учредителей. Когда российская сторона в конце 90-х вошла в КТК, средства на реализацию первого этапа проекта в размере 5 млрд долл. были уже привлечены. С запуском нефтепровода акционеры стали направлять почти всю выручку на погашение кредита, отказавшись от дивидендов.

Россию такое положение явно не устраивало. В течение нескольких лет она требовала рефинансировать задолженность либо повысить тарифы, однако ее предложения блокировались собранием акционеров, в первую очередь компаниями. Но в прошлом году удалось переломить ситуацию. Во-первых, под давлением российской стороны был назначен новый директор КТК -- топ-менеджер «Зарубежнефти» Владимир Раздухов, сменивший на посту представителя Chevron Йена Макдональда. Во-вторых, в сентябре прошлого года Федеральная налоговая служба обвинила российскую «дочку» консорциума КТК-Р в неуплате налогов за 1999--2003 годы на сумму 6,8 млрд руб. (она уже подтверждена судом). В конце апреля этого года Владимир Путин подписал приказ о передаче российской доли в КТК в управление «Транснефти».

В российской нефтетранспортной монополии вчера подчеркивали: решение акционеров КТК целиком заслуга бывшего главы «Транснефти» Семена Вайнштока (он покинул этот пост на прошлой неделе). В начале июля он в первый раз вынес на собрание акционеров КТК предложение снизить процентные ставки и повысить тариф до 38 долл., но акционеры традиционно проголосовали против. От них удалось добиться лишь одобрения выпуска еврооблигаций на 5 млрд долл. для погашения задолженности. Вчера представитель монополии, правда, пояснил, что акционеры «взяли время подумать». После того неудачного собрания г-н Вайншток пообещал ужесточить позицию России в отношении КТК. В середине июля стало известно о доначислении КТК-Р еще 7,5 млрд руб. налогов за 2004--2005 годы. «Семен Михайлович умеет убеждать, -- пояснили вчера в компании. -- За это время он смог представить акционерам хорошо аргументированную позицию России, которая показалась акционерам разумной. Они одобрили все предложения «Транснефти».

Впрочем, у акционеров КТК, по сути, не было другого выхода, кроме как подчиниться требованиям российской стороны. Особенно у Chevron. Добыча на нефтегазовом месторождении «Тенгиз» (запасы превышают 3,1 млрд тонн нефти) идет с отставанием, но компания уже объявила, что собирается в следующем году резко нарастить ее объем -- с 14,3 до 25 млн тонн. Сейчас КТК работает с максимальной загрузкой -- 31 млн тонн в год, и в этот нефтепровод дополнительная нефть «Тенгиза» попросту не влезет. Сейчас Chevron ищет альтернативный КТК маршрут. Одним из них может стать транспортировка по нефтепроводу Баку--Тбилиси--Джейхан. Однако этот вариант будет достаточно дорогим: требуются затраты на транспортировку морем, по железной дороге и, наконец, по трубе. Так что уже в следующем году расширение КТК должно стать для ее акционеров жизненно важной задачей.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку