16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

«Силовые машины» теснят Siemens в Индии

01.03.2005 RBCdaily Алексей Виноградов

Получит ли Siemens контроль над российской компанией, остается под вопросом

ОАО «Силовые машины» (СМ) победило в тендере на строительство под ключ трех машзалов ТЭС «Барх» в Индии. Заказчик – индийская госкомпания NTPC – отдал предпочтение россиянам, соперниками которых были немецкая компания Siemens и индийско-американское СП BHEL. Общая сумма контракта – 270 млн долл., в его рамках «Силовые машины» поставят в Индию, смонтируют и запустят турбину, генератор и турбопривод к питательному насосу.

«Данный контракт является крупнейшим для СМ за последнее десятилетие, – сказали RBC daily представители «Силовых машин». – Кстати, с учетом того, что другую часть поставок и работ на ТЭС «Барх» будет осуществлять «Технопромэкспорт», это и один из крупнейших контрактов российских компаний в Индии».

Официальное подписание контракта с Индией запланировано на март, через 46 месяцев после подписания намечен пуск первого энергоблока, затем, с интервалом в 6 месяцев, пуск второго и третьего блоков. Аналогичный контракт по ТЭС «Сипат», только чуть меньший по объему – 250 млн долл., был подписан СМ в 2003 г. При этом, указывают в компании, реальный размер контракта может оказаться больше, так как в него включена эскалация расходов на металл. Это важное обстоятельство, поскольку в стоимости турбины стоимость исходного металла составляет 65-70%. А эта последняя стоимость в течение 2004 г. стремительно росла, и некоторые аналитики полагают, что данный рост, хотя, возможно, и менее бурный, может продолжиться и далее.

СМ – один из гигантов российского тяжелого машиностроения. Напомним, в состав концерна входят Ленинградский металлический завод, «Электросила», Завод турбинных лопаток, ЦКТИ им. Ползунова, Калужский турбинный завод и сбытовая компания «Энергомашэкспорт». Прогресс компании в 2004 г. (увеличение выручки и чистой прибыли по МСФО в 4,6 раза) объяснялся успехами ее экспортной стратегии: СМ активно поставляют оборудование для электростанций всех видов в страны ближнего и дальнего зарубежья (Индия, Вьетнам, Мексика и т.д.). У компании 16 зарубежных представительств.

«Бизнес СМ все больше ориентируется на зарубежье, конкретнее – на страны Азии, – говорит аналитик ИК «Проспект» Ирина Ложкина. – Соответствующие заказы – это примерно 50% инвестиционного портфеля холдинга, в то время как Россия – лишь порядка 15%. Азиатские страны, такие как Индия, переживают экономический рост и испытывают острую потребность в новых энергомощностях. Продукция наших машиностроителей вполне конкурентоспособна из-за относительной дешевизны. Кроме того, российские компании, те же «Силовые машины», охотно отдают часть своего производства по контракту на аутсорсинг местным компаниям, что выгодно и им, и нам, так как сокращаются транспортные и иные расходы. В то время как Siemens, Alstom и другим западным промышленным гигантам зачастую трудно «делиться», потому что производство даже второстепенного оборудования включено в технологическую цепочку».

«СМ имеют серьезный успех в Азии, – отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Вячеслав Жабин, – и еще года три они могут рассчитывать на выгодные контракты. Что будет затем – другой вопрос, поскольку уже сейчас Китай и другие динамично развивающиеся страны региона постепенно задумываются о переходе к новым стандартам производства. За эти три года для российской компании очень важно будет начать овладение новыми технологиями – с помощью Siemens или кого-то еще». Поэтому появление в СМ стратегического инвестора, на роль которого уже пробовались ОМЗ, затем Siemens и «Базовый элемент» (вопрос так и не прояснился), становится принципиально важным.

Сейчас продукция СМ, по словам представителей концерна, примерно на 15% дешевле зарубежных аналогов, что дает ей серьезные преимущества как в самой России, так и в странах, где вынуждены особо тщательно «считать копейку». К тому же на постсоветском и, шире, постсоциалистическом пространстве во многом действуют станции, оснащавшиеся предприятиями, в 90-е годы вошедшими в состав СМ, и по соображениям технологии проще доверить «силовикам» частичную модернизацию этих объектов. Другое дело – новые станции. Здесь многие заказчики обращают внимание на КПД и другие характеристики, по которым западная продукция несколько выигрывает. И впоследствии из-за растущего научно-технического разрыва может выигрывать значительно больше. В этой связи последние два крупных контракта с Индией создают для СМ определенную «подушку безопасности» на несколько лет, но в дальнейшем без крупного инвестиционного прорыва и появления новых технологий эта подушка может существенно сдуться.

При этом, как считает Вячеслав Жабин, «Индия уже в ближайшее время может более серьезно освоить производство тяжелого оборудования для своих энергомощностей. Они этим уже занимаются, но если они сейчас выпускают такую сложную технику, как лицензионные истребители, то и наладить выпуск турбин разных классов им по силам. Впрочем, подобные амбиции южноазиатской страны могут оказаться СМ даже на руку. Думаю, в лицензионной сфере они сравнительно долго еще могут сохранять преимущество».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку