16+
Регистрация
РУС ENG

Путь из Богородчан в Ужгород

25.06.2007 RBCdaily АНАСТАСИЯ КРАСИНСКАЯ

Москва и Киев хотят договориться о маршруте до осени

К сентябрю Россия и Украина могут наконец договориться о строительстве газопровода Богородчаны — Ужгород. Такое заявление сделал в минувшую пятницу премьер-министр Украины Виктор Янукович в ходе своего визита в Москву. По его словам, «перспективы этого проекта очень большие, и многим заинтересованным сторонам хотелось бы получить новый газовый экспортный канал для европейских рынков». Между тем эксперты по-прежнему сомневаются в необходимости строительства данного трубопровода.

Газопровод Богородчаны — Ужгород позволит расширить газотранспортную систему (ГТС) Украины и увеличить поставки российского газа в страны Европы. На строительство газопровода протяженностью 234 км планируется потратить 1,5 года и 300 млн долл., его проектная мощность составит 19 млрд куб. м в год. Финансировать проект будет Международный консорциум по управлению и развитию ГТС Украины, созданный на паритетной основе «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» в 2002 году.

Проект Богородчаны — Ужгород обсуждается не первый год. Его строительству мешают сомнения в экономической целесообразности. В конце апреля зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев заявлял, что в новом трубопроводе такой мощности нет необходимости, поскольку при нынешнем уровне спроса на российский газ в Европе существующая ГТС способна обеспечить его доставку в требуемых объемах.

Научный сотрудник киевского Института экономических исследований и политических консультаций Олег Крикавский подчеркивает, что мощности украинской ГТС не только справляются с имеющимися объемами поставок, но и остаются не полностью загруженными. Поэтому срочной необходимости в строительстве новой трубы нет. По его словам, гораздо более актуальной задачей является не расширение, а обеспечение стабильной работы уже существующей системы газопроводов Украины, на что денег в бюджете страны пока не хватает.

Для российской стороны участие в проекте носит по большей части имиджевый характер, считает Олег Крикавский. «Сегодня в связи с этим проектом много говорят об украинско-российском консорциуме, однако это скорее политические декларации. При этом далеко не все понимают, что Богородчаны — Ужгород — это относительно небольшой трубопровод», — комментирует эксперт. Он говорит также, что оптимистичные заявления российских и украинских политиков по поводу этого проекта связаны с приближающими выборами в обеих странах.

Примечательно, что в пятницу российский премьер Михаил Фрадков отметил: «Вопрос Богородчаны — Ужгород — это одно из звеньев широкой постановки вопроса более глубокого сотрудничества между странами в газовой сфере». Под углублением сотрудничества следует понимать участие «Газпрома» или близких к нему компаний в акционерном капитале украинской ГТС. Без этого Россию вряд ли заинтересуют теперь инвестиции в новый газопровод, когда уже в июле может начаться строительство маршрута БТС-2 и вовсю идет работа над проектом Nord Stream, минующим проблемные страны.

При этом намного более острой проблемой, чем строительство новой трубы, для Москвы и Киева является определение цены на газ для Украины. Накануне Михаил Фрадков очередной раз подтвердил, что она будет определена с учетом перехода «Газпрома» на рыночные механизмы ценообразования (что для Украины означает повышение цены). Однако детальное ее обсуждение стороны решили перенести на октябрь, когда на территории Украины состоится следующее заседание российско-украинской межгосударственной комиссии.
Путь из Богородчан в УжгородКод PHP" data-description="Москва и Киев хотят договориться о маршруте до осени" data-url="https://www.eprussia.ru/pressa/articles/7617.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку