16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Бензин продолжит дорожать

11.02.2005 RBCdaily Дмитрий Коптюбенко

Рост цен на топливо уже спровоцировал волну массовых акций протеста в России

Вчера в ряде городов России прошли выступления транспортников против повышения цен на топливо. Как сообщили RBC daily организаторы мероприятия, его участники потребовали от президента и правительства снизить и установить госконтроль над ценами на бензин, а также разработать механизм компенсации перевозчикам затрат, превышающих экономически обоснованный уровень цен. В противном случае автомобилисты грозят забастовкой. Правительство в лице вице-премьера Александра Жукова уже пообещало митингующим разобраться в сложившейся ситуации. Впрочем, по словам чиновника, если решить вопрос с ценами не удастся, то виноватым в этом будет не Белый дом, а депутаты, которые не хотят принимать поправки в антимонопольное законодательство. Как полагают эксперты, чиновники не зря стараются снять с себя ответственность за удорожание топлива – по прогнозам, только в феврале-марте оно составит около 10%.

По данным Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес», после некоторого снижения в течение января розничные цены на бензин снова стали расти. В период с 29 января по 4 февраля рыночные цены российских НПЗ на бензин увеличились на 7,76%, на дизельное топливо – на 2,53%, на топочный мазут – на 18,01%. Всего же за последние 2 года стоимость топлива выросла на 88%. Только за 2004 г. бензин подорожал на 40%, дизельное топливо – на 56%. Недовольство транспортников таким положением дел вылилось вчера в масштабную акцию протеста. Митинги с требованием снизить цены на топливо прошли практически во всех крупных городах России. В Москве к Дому правительства на Горбатом мосту пришли не только автомобилисты, но и авиаторы, и речные перевозчики.

Основным требованием митингующих было снизить цены на бензин до уровня 2002 г. «В идеале мы хотели бы, чтобы цены на дизельное топливо снизились до 8,5 руб. за литр. Учитывая, что Россия является нефтеэкспортером, такой уровень цен является разумным», – заявил RBC daily Сергей Баклицкий, руководитель представительства Ассоциации международных автомобильных перевозок в Центральном федеральном округе и один из организаторов акции протеста. По его словам, с этой целью нужно ввести госрегулирование цен на топливо. «В свое время чиновники ФАС заявляли о том, что на 20%-ный рост цен на топливо стал следствием сговора нефтяных компаний. Власти фактически расписываются в собственном бессилии. Между тем чиновники соседней Украины нашли в себе смелость ограничить экспорт светлых нефтепродуктов и заморозить цены. От наших властей мы ждем, по крайней мере, аналогичных действий», – считает он.

Среди требований транспортников есть и пункт о компенсации им затрат, превышающих экономически обоснованный уровень цен. «К примеру, в странах Бенилюкса компенсации распространяются даже на иностранцев. Конкретный механизм правительство должно придумать само», – подчеркивает Сергей Баклицкий. Кроме того, транспортники потребовали улучшения качества продаваемого в стране бензина. Их призыв был поддержан и розничными торговцами топлива. «Претензии автомобилистов к качеству бензина объективны, – сказал RBC daily президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. – Действительно, на рынок попадает достаточно много некондиционного топлива, сделанного на основе прямогонного бензина. Эту проблему можно решить за счет введения акцизов. С некоторых пор мы также доводим до сведения потребителей информацию о продавцах качественного топлива, присваивая им экологический знак совместно с топливной инспекцией и комитетом по экологии».

Акция протеста не прошла незамеченной чиновниками. Вице-премьер РФ Александр Жуков на встрече с представителями транспортного профсоюза сознался, что рост цен на горюче-смазочные материалы стал не в последнюю очередь следствием сговора нефтяных компаний. Однако давить на правительство и подталкивать его к ответным действиям особого смысла не имеет, считает он. По словам г-на Жукова, поправки в антимонопольное законодательство, которые позволили бы навести порядок на топливном рынке, уже 1 марта будут внесены в Госдуму, где их ждет нелегкая судьба. «Провести закон в Думе будет непросто, у него и сейчас много противников», – отметил чиновник. Со своей стороны он поддержал предложение профсоюза работников о создании федерального органа, который бы занимался автотранспортом.

Организаторы акции довольны и этим. «Вопрос сдвинулся с мертвой точки, – говорит Сергей Баклицкий. – Нам были обещаны встречи с главой Минэкономразвития Германом Грефом и премьер-министром Михаилом Фрадковым. Власти готовы обсуждать наши проблемы, в том числе и вопросы, связанные с нулевой ставкой НДС, выплатой командировочных и т. д. Поэтому о том, что за акцией протеста последует забастовка, говорить пока нельзя. Мы рассматриваем забастовку только как крайнюю меру».

Впрочем, реальных поводов для оптимизма в отношении цен на бензин пока нет, считают эксперты. «В течение ближайших нескольких недель можно ожидать небольшого снижения цен на моторное топливо в пределах 0,5-1%. Однако уже с началом нового автомобильного сезона бензин вновь начнет дорожать, – сказал RBC daily аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. – Рост цен составит порядка 2-3%. Более существенных колебаний в течение года, скорее всего, не будет, поскольку мировые цены на нефть не будут достигать пиковых значений 2004 г.». Еще более мрачный прогноз рисует эксперт-аналитик исследовательской группы «Петромаркет» Александра Зубачева. «По прогнозу ИГ «Петромаркет», выполненному из расчета, что цены на российскую нефть Urals CIF NWE/Med в феврале-марте 2005 г. будут находиться на уровне 35-40 долл. за баррель, в феврале рост внутренних цен на автобензин марки А-92 достигнет 3-5% – до 12600 - 13200 руб. за т, в марте – еще на 4-6% – до 13400 - 14000 руб. за т, – сказала она RBC daily. – Основными факторами роста цен станут сокращение поставок нефти на внутренний рынок и увеличение экспорта из-за высокого уровня мировых цен и сравнительно низких экспортных пошлин, сокращение выпуска автобензина во время плановых ремонтов технологических установок переработки нефти на ряде НПЗ, а также сезонный рост спроса на высокооктановые бензины на розничном рынке». Не видит причин для позитивных изменений и Олег Ашихмин. «В прошлом году нефтяные компании необоснованно повысили цену на топливо, а затем на некоторое время снизили ее. Не исключено, что в этом году повторится то же самое», – резюмирует он.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку